15.03.2020

XI Школа градостроителей в Мурманске

28 февраля в Мурманске состоялась ежегодная Школа градостроителей «Градоустройство – новые форматы». Модератором мероприятия выступил Юрий Перелыгин, руководитель Школы, главный инженер ООО «Институт «Ленгипрогор», член Совета НП «Национальная гильдия градостроителей».


Спикер представил доклад «Комфортная городская среда как средство развития экономики городов». По мнению докладчика, ситуация с градостроительной деятельностью в современной России довольно непростая. Градоустройство подменили урбанизмом, а инженерное знание – гуманитарно-юридическим. Сегодня необходимы развитые общественные институты, которые могут представить интересы профессии, требуется формирование честного рынка.

«Кто только сегодня не разрабатывает генпланы: и геодезисты, и экономисты, и специалисты по земле. Считается, что для разработки этого документа даже не нужна лицензия. Пока не удалось создать институт профессии градостроителей. Когда плохо человеку – вызывают врача, а когда плохо городу – кого зовут на помощь? Деятельность градостроительная есть, а институализации профессии не произошло. Для этого необходимо пройти целый ряд шагов. Задача институализации профессии стала одной из главных при создании в том числе и Национальной гильдии градостроителей. Надо понимать, что степень сложности города, объекта, с которым мы имеем дело, запредельная», – высказал свою позицию Ю. Перелыгин.

Спикер озвучил два идеологических тезиса: промышленная революция приводит к росту занятости; а занятость становится социально доминирующей в городском образе жизни. Эксперт отметил, что объект недвижимости является единицей экономического оборота, необходимо соответствие масштабов объекта проектирования и процесса проектирования.

Представления о городе в аспекте материальной культуры, по мнению спикера, не есть сумма домов, строений и сооружений. Сумма проектов развития не есть комфортная городская среда. Комфортная городская среда – это интеграл проектов развития. Сложность такой системы, как город, равняется числу жителей или числу социальных объектов. По сути, это нейросеть, состоящая из социальных объектов. Город – искусственно-естественная система социальных объектов и материальной культуры ими созданной (физической и знаковой). Другое понимание – город как система социальных и материальных инфраструктур.

Далее с докладом «Цифровой двойник города» – недостатки и преимущества (на примере разработок по г. Нижневартовску)» выступила руководитель Института территориального планирования «Град», председатель Совета Национальной гильдии градостроителей Анна Береговских.

Спикер в очередной раз обратила внимание присутствующих на существующую сегодня разрозненность документов на всех уровнях, отметила, насколько сложно добиться согласованности решений документов даже в пределах одного небольшого города.

«Настала пора отказаться от всех документов в том виде, в котором они сейчас есть, и перейти на цифровое информационное моделирование. Перейти не ради модного слова, а ради смысла, того результата, который мы хотели бы получить», – заявила докладчик.

А. Береговских рассказала, что цифровая информационная модель управления развитием территории города представляет собой комплекс взаимосвязанных, актуализируемых владельцами в установленные сроки информационных ресурсов, включающих цифровые данные о существующем состоянии и планируемом развитии территории города, населении, автоматизированных методов и функций, обеспечивающих моделирование сценариев развития территории города и поддержку принятия решений.

Использование цифровой информационной модели управления развитием территории города предполагает:

– обеспечение комплексного подхода к бюджетному планированию в части строительства объектов капитального строительства за счет создания эффективного инструмента определения очередности реализации мероприятий генерального плана;

– мониторинг реализации мероприятий (строительства, реконструкции объектов) на всех этапах их жизненных циклов от планируемого к существующему состоянию;

– обеспечение согласованности и взаимосвязанности реализации объектов социальной, коммунальной, транспортной и других инфраструктур;

– автоматизацию процессов внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документацию по планировке территории, программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур и др.;

– создание инструментов для выполнения анализа существующего состояния и планируемого развития территории (формирование инвестиционных паспортов, поиск территорий для размещения объектов, оценка инфраструктурной обеспеченности территории и т.д.);

– публичность и открытость сведений о существующем состоянии территории и планируемом развитии для жителей и всех заинтересованных лиц, публичные обсуждения планируемых мероприятий, вовлечение жителей города в процессы управления развитием территории.

Цифровая информационная модель управления развитием территорий предполагает решение трех блоков задач: формирование банка данных, разработку методов и создание технологий. Формирование единого информационного пространства на основе технических требований обеспечивает синхронизацию информационных ресурсов и эффективность принятия решений.

Далее спикер рассказала о формировании цифровой информационной модели управления развитием территории города Нижневартовска, разрабатываемой Институтом территориального планирования «Град», и разработке первоочередных инструментов ЦИМ УРТ, среди которых:

– визуализация информации о существующем состоянии и планируемом развитии территорий, обеспечение руководителей администрации достоверной, актуальной информацией в режиме онлайн;

– размещение объекта/группы объектов на интерактивной 3D-карте в режиме онлайн для выбора наиболее подходящего архитектурного облика здания в окружающей застройке;

– формирование инвестиционного паспорта выбранной территории в режиме онлайн;

– формирование планов по сносу непригодного для проживания жилищного фонда и планов по расселению жителей на перспективу;

– поиск территории для размещения объекта на территории по заданным характеристикам в режиме онлайн;

– проверка возможности размещения объекта на конкретном земельном участке/планировочном элементе путем задания конкретных характеристик объекта в режиме онлайн;

– выгрузка в автоматизированном режиме перечней планируемых, реализуемых и реализованных инвестиционных проектов и инвестиционных площадок за рассматриваемый период;

– формирование инвестиционного паспорта выбранной территории в режиме онлайн;

– организация сбора мнений населения в сети интернет для определения приоритетности мероприятий и сфер развития, учета новых запросов населения, оценки деятельности органов власти и ресурсоснабжающих организаций;

– поиск территории для размещения объекта на территории по заданным характеристикам в режиме онлайн и др.


Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая выступила перед участниками Школы с докладом «Открытый кампус как социальный и градостроительный эксперимент».

Представила опыт и основные подходы ЦСР «Северо-Запад» к разработке открытых кампусов на примере Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения» (ГУАП). ГУАП имеет выгодное месторасположение в городе, но оно не развивается, студенты не капитализируют территорию. Разработчики поставили перед собой задачу сформировать пространство, которое мотивирует обучение, командную работу, открытое выражение мыслей и идей, сформулировали ряд градостроительных предложений. К сожалению, они не были реализованы. Основными причинами, препятствующими реализации проекта, стали:

– отсутствие функции ответственного за дизайн студенческой среды;

– отсутствие норм, определяющих качество «внеклассной» среды для студентов;

– невозможность городской администрации вкладывать средства в развитие федеральных объектов;

– возможность Минобрнауки вкладывать средства только в развитие базовой деятельности (общежитие, корпуса);

– сложность привлечения частных средств (действует закон об охране исторических памятников).

В связи с этим в 2019 году ЦСР «Северо-Запад» полностью поменял свой подход к созданию и развитию открытых кампусов и провел социально-градостроительный эксперимент «Педагогические сезоны в РГПУ им. А.И. Герцена».

Спикер представила современное положение университета среди других вузов страны, проанализировав его ключевые параметры. Озвучила модельные направления его развития, предложенные в ходе выполнения работы. Среди них:

– изменение роли педагогического университета в профессиональном сообществе (выход за пределы традиционно педагогики);

– новая повестка в педагогике (развитие образовательной экосистемы; новые образовательные технологии);

– радикальное изменение функции университетского кампуса в городе.

В результате был предложен проект «Педагогические сезоны» как новый формат коммуникации профессионального сообщества с городом.

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы сделать кампус Герценовского университета открытым для города, создав единое пространство, наполненное различными ресурсами для обучения и развития. Этот проект стал первым шагом университета к лидерству в сфере новых образовательных технологий.

За время работы университетского кампуса в течение трех летних месяцев в открытом режиме было проведено более 300 образовательных мероприятий в самом сердце исторического центра Санкт-Петербурга. На его территории прошли лекции, мастер-классы, семинары и другие образовательные мероприятия для детей и взрослых. Школы, другие формальные и неформальные образовательные организации – всего более 50 партнёрских организаций – получили возможность реализовать на площадке кампуса совместные или самостоятельные проекты.

Подводя итог выступлению, М. Липецкая отметила, что организаторам проекта удалось создать современный локальный центр города, перенаправить потоки информации, людей, ресурсов. Фактически была создана городская альтернатива для проведения свободного времени горожан. Жители охотно «присвоили» себе пространство, которое не замечали ранее. Кампус попал в топ-10 общественных мест за 3 месяца. Сейчас вуз вкладывает собственные средства в создание точки кипения и другие проекты.

«Кампус – это зеркало пространственных изменений. Его функциональное наполнение невозможно без изменения сути и содержания работы университета. Кампус стал местом как производства добавленной стоимости, так и центром потребления. Посетители получили образовательные и информационные услуги. Мы показали, что пространство можно капитализировать и привлекли внимание частных инвесторов. Благодаря вниманию к проекту со стороны города и министерства науки и высшего образования вопросы обновления педагогики снова актуальны в Санкт-Петербурге», – резюмировала спикер.


Генеральный директор Института «Ленгипрогор» Андрей Васильев представил вниманию участников Школы градостроителей доклад «Мастер-план территории как новый документ в градоустройстве».

Спикер отметил, что сегодня под мастер-планом понимаются совершенно различные документы, начиная от концепции комплексного развития территории, дизайн-проекта и эскиза проекта планировки до замены генерального плана.

По мнению докладчика, дизайн-проект представляет собой веселые картинки, ни к чему не обязывающие и не подкрепленные расчетами и нормативами. Заказчиками такого проекта могут быть АНО, МКУ. Их цель – получить идею, визуализированное техническое задание для разработки проектно-сметной документации.

Эскиз проекта планировки делается по заказу строительной компании с целью дешево получить документацию по планировке территории и включает в себя материалы по обоснованию и утверждаемую часть проекта планировки территории, а также информацию о красных линиях, границах зон планируемых объектов капитального строительства, 3D-визуализацию и архитектурно-планировочные решения.

Под мастер-планом города спикер понимает исследовательскую работу, в ходе которой для формирования технического задания на развитие города вовлекается население. Заказчиком такой работы с целью освоить деньги и показать жителям свою заботу выступает градообразующее предприятие.

Далее А. Васильев предложил участникам остановиться и более подробно пообсуждать особенности такого документа, как мастер-план, в котором предлагаются разные варианты развития территории (функциональное зонирование территории, эскизные планировочные решения и т.д.), определяется наиболее предпочтительный вариант развития территории с точки зрения комфортной городской среды и окупаемости и формируется концепция развития территории. Одной из целей такого проекта является получение инструмента для реализации девелоперского проекта.

По мнению спикера, в разработку мастер-плана развития территорий могут входить следующие виды работ:

1. Анализ предпосылок развития территории:

– анализ современного состояния территории проекта;

– определение места и функций территории в городе, транспортные, инженерные и прочие связи, эволюционные этапы развития территории;

– анализ социально-экономической ситуации, анализ рынков коммерческой и жилой недвижимости;

– прогноз потребности в ресурсах;

– анализ планов развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

– определение ограничений развития территории проекта (градостроительных, инфраструктурных, культурно-исторических и прочих).

2. Разработка Концепции развития территории:

– разработка вариантов объемно-планировочных решений развития территории; выбор наиболее оптимального варианта;

– определение ключевых объектов или системы объектов (новых градостроительных узлов), их функций;

– предварительное лотирование территории;

– транспортное моделирование;

– разработка комплексной схемы коммунальной инфраструктуры, определение узких мест в инфраструктурном обеспечении проекта;

– разработка организационно-правовой схемы реализации проекта; предварительного экономическо-финансового обоснования;

– расчет социально-экономического эффекта реализации проекта;

– разработка плана реализации проекта.

А. Васильев отметил, что в настоящее время стадия мастер-плана не закреплена в градостроительном законодательстве, тем не менее именно на этой стадии до детализации планировочных решений есть возможность определиться с приоритетами развития территории с учетом различных сценариев.

В заключение своего выступления спикер вынес на обсуждение экспертов следующие тезисы, требующие внимательного рассмотрения и выработки единой позиции:

– разрабатывать мастер-планы в составе стратегии социально-экономического развития, концепции пространственного развития;

– вносить изменения в генпланы и правила землепользования и застройки по результатам разработки мастер-плана по упрощенной процедуре;

– ввести понятие мастер-плана в градостроительный кодекс, чтобы город и регион смогли стать заказчиками таких работ, определить состав мастер-плана.

Данные тезисы вызвали оживленную дискуссию, некоторые эксперты предложили воздержаться от законодательного закрепления понятия мастер-плана и его регламентации, чтобы оставить место для свободы выражения и творческих идей. По мнению большинства участников Школы, решение о разработке мастер-плана должно определяться индивидуально, в соответствии с особенностями конкретных территорий и готовности органов исполнительной власти. Важным выводом дискуссии стал тезис, что для развития территорий требуются гибкие инструменты планирования.


Директор Института реформирования общественных финансов, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал о финансовых инструментах развития городов.

Свое выступление спикер начал с цитирования слов Л. Глазычева: «Город – свобода выбора: образа жизни, места жительства, типа занятости, мировоззрения. Города могут быть очень привлекательными для жизни, если в них присутствует разнообразие, есть интеллектуальный потенциал и социальные силы. Конкурентоспособность города зависит от возможности привлечь в город человеческий и интеллектуальный капитал».

Рассуждая о реализации национальных проектов в России, В. Климанов обратил внимание на принцип «каскадирования» целей нацпроектов на территории регионов, затронул вопросы декомпозиции показателей в регионы и муниципалитеты.

Спикер отметил, что показатели могут быть декомпозированы несколькими методами. При выборе способа декомпозиции важен учет особенностей территории, факторов ее развития (климатические условия, отдаленность от основных рынков сбыта, темпы экономического роста). При этом вопрос распределения ответственности за выбор соответствующей методики декомпозиции остается за федеральными органами исполнительной власти.

Далее В. Климанов представил схему источников финансирования национальных проектов 2019-2024 гг., их общий бюджет, финансовое обеспечение по отраслям, особо остановившись на механизмах финансового обеспечения реализации национальных проектов; представил расходы на национальные проекты в субсидиях и иных межбюджетных трансфертах, получаемых регионами, и долю расходов на национальные проекты в общем объеме субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Среди главных проблем реализации нацпроектов в 2020 году спикер назвал следующие:

– несбалансированность региональных бюджетов;

– проблемы организации реализации национальных проектов;

– проблемы подтверждения неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;

– избыточная зарегулированность федерального законодательства по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

– необходимость снятия ограничений субъектов РФ по привлечению бюджетных кредитов;

– несоразмерные санкции за нарушение условий соглашений по предоставлению субсидий;

– необходимость совершенствования работы информационной системы «Электронный бюджет».

По мнению В. Климанова, успешной реализации нацпроектов также мешают отсутствие договоренностей на весь срок их реализации, сложность, а в ряде случаев невозможность оценки стоимости расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дефицит финансовых возможностей регионов на исполнение полномочий, незакрепленность правил (методик) декомпозиции показателей, конкретных количественных параметров, волюнтаризм со стороны федеральных органов исполнительной власти в использовании соответствующих правил декомпозиции.

Отдельный блок выступления спикера был посвящен вопросам финансовых ресурсов развития территорий, источникам финансирования муниципальных программ, вкладу в экономический рост страны агломераций, а также федеральным инструментам поддержки развития территорий.

Спикер озвучил интересный тезис: «Во всем, что касается частного бизнеса, действует принцип «разрешено все, что не запрещено», а в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления действует другой принцип – «разрешено все, что входит в полномочия».

В заключение своего выступления спикер дал рекомендации для развития доходной базы городских бюджетов, среди которых:

– сокращение недоимки по налогам и сборам в городские бюджеты;

– легализация теневой занятости и заработной платы, сокрытой от налогообложения;

– оптимизация перечня действующих налоговых льгот и их соответствие общественным интересам;

– контроль за постановкой на налоговый учет обособленных подразделений организаций, зарегистрированных в других субъектах РФ и муниципальных образованиях и осуществляющих деятельность на территории данного города;

– работа по выявлению физических лиц, получающих доходы от сдачи в аренду имущества и уклоняющихся от декларирования полученных доходов и уплаты налогов;

– повышение эффективности использования муниципальной собственности;

– инвентаризация неучтенных объектов недвижимого имущества;

– контроль за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет части чистой прибыли унитарными предприятиями и дивидендов хозяйственными обществами;

– актуализация размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.


Руководитель экспертного совета Сибирской Лаборатории Урбанистики, председатель правления АНО «Иркутские кварталы», эксперт по региональному и городскому стратегическому развитию, член экспертного совета лаборатории IMM DesignLab Миланского политехнического университета Алексей Козьмин представил вниманию участников Школы градостроителей проект комплексного развития территории центральной части города Иркутска «Иркутские кварталы».

Это уникальный опыт комплексного развития территории исторического центра российского города, который реализуется единым оператором проекта в условиях объединения усилий администрации города Иркутска, архитекторов, частных собственников, инвесторов. Всего в проект было вовлечено порядка 100 собственников земельных участков, зданий, сооружений, а также городские сообщества и жители Иркутска. На предпроектной стадии были проведены исторические, социологические и экономические исследования, переговоры со всеми собственниками, жителями индивидуальных и многоквартирных жилых домов и бизнесом на территории проекта. На основании этих данных была разработана единая концепция развития территории, учитывающая ее исторический статус, современные мировые тенденции и интересы города, жителей, собственников и инвесторов. Таким образом, жители, собственники и бизнес были собраны в общую схему развития центра города, осуществлением и управлением которой занимается единый оператор проекта АНО «Иркутские кварталы».

Реализация проекта предполагает повышение ценности территории и рост доходов собственников от использования ее ресурсов и увеличение доходной базы бюджетов всех уровней.

В работу над проектом активно вовлекались граждане и представители различных сообществ: проводились общественные слушания, архитектурные конкурсы, лекции, круглые столы, сессии с использованием инструментария организационно-деятельностных игр, общественные акции, использовались механизмы соучастного проектирования и совместной реализации мероприятий.

Целью проекта стало создание на территории центральной части Иркутска современного центра города, соответствующего новым потребностям жителей, с учетом его истории, удобной и целостной архитектурной среды, доступной для пешеходных прогулок горожан и активного пользования общественными пространствами, а также появление условий для новых предпринимательских проектов и роста городской экономики.

Проект был инициирован для решения ряда проблем центральной части города, среди них:

– непрезентабельный облик центра города, хаотичная неконтролируемая застройка;

– отсутствие общественных пространств города, городской среды;

– уничтожение объектов культурного наследия и исторической застройки центра города;

– аварийное состояние благоустройства города;

– исчезновение аутентичности и исторических корней территории;

– функциональный дисбаланс центра города;

– проживание горожан в непригодном для жизни жилье;

– низкий уровень бизнеса и сервисов на территории;

– неблагоприятная экологическая ситуация, отсутствие качественного озеленения.

Проект получил высшие награды на различных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, в том числе золотой диплом всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2018», золотой диплом международного архитектурного фестиваля «Зодчество 2018», а в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2017» практика «Иркутские кварталы» была рекомендована рабочей группой Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для включения в отраслевую модель создания комфортной городской среды и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Руководитель Школы градостроителей Юрий Перелыгин поблагодарил всех участников за плодотворную работу и интересные дискуссии, результаты которых теперь предстоит обобщить.