16.04.2020

Введение в философию города

Начинаем публикацию курса видеолекций по философии города доктора философских наук, профессора кафедры философии Омского государственного педагогического университета, методолога Института территориального планирования «Град» Галины Горновой.


Процесс урбанизации достаточно давно является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты.

Несмотря на это по-прежнему малоисследованным остаются духовные аспекты урбанизации, фундаментальные аспекты бытия человека в городе, влияние города на изменение человека, культуры и общества.

Для того чтобы попытаться получить целостное представление о городе и о человеке, мы, в первую очередь, будем обращаться к философии культуры и к философской антропологии.

Какие аспекты в познании города и человека важны для этих разделов философии?

Для философской антропологии в первую очередь важно, что в основе развития городов лежит процесс развертывания социальной сущности человека.

Для философии культуры – что создание города – это реализация творческого начала человека.

Исследование жизни человека в городе органично включается в круг философско-антропологических проблем, объединенных стремлением к осмыслению человека в его целостности.

В полном объеме эта задача заведомо неразрешима. Человек слишком сложен, а потому философское знание о нем неизбежно оказывается «дробным»: человек изучается как субъект познания, субъект социального действия, субъект политики и т.п.

Одним из продуктивных способов философского «собирания» человека является изучение его взаимоотношений с объектами, в которых качество человечности обнаруживает себя наиболее полно и «сущностно». Именно таким объектом является город.

Как бы ни расширялось и ни усложнялось знание о человеке, остаются неопровержимыми и эвристичными простые, общеизвестные идеи: во-первых, человек – существо активное, деятельное, склонное к целенаправленному преобразованию среды обитания; во-вторых, человек – существо социальное.

В феномене города обе эти идеи явлены со всей возможной полнотой, представлены в предельной форме.

Город является и результатом, и объектом творческой деятельности человека. Более того, в нем сосредоточены практически все виды деятельности. Так как деятельность носит совместный характер, является со-деятельностью, город выступает квинтэссенцией социальности.

Однако любой реальный город является не только объектом приложения сил его жителей, но и овеществленным результатом деятельности прошлых поколений, он обладает способностью «воздействовать» на человека, причем, далеко не всегда позитивно.

Поэтому в городе реализуется в полном объеме еще одна общеизвестная идея: человек – существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктует человеку, как следует жить.

Таким образом, отображение целостного феномена города в духовном мире человека – это законный предмет философского исследования.

Осмысление и переживание города, в конечном счете, является одним из путей самопознания человека.

Эпиграфом к городской антропологии и к философии городской культуры могут послужить слова Освальда Шпенглера из его труда «Закат Европы»: «Все великие культуры мира – культуры городские» и «Человек – градопострояющее животное».

В этих тезисах фиксируется, что способность создавать город и жить в нем – это атрибутивный признак человека.

Вот есть атрибут – разумность, и мы определяем человека как человека разумного – хомо сапиенс, здесь предложен другой атрибут – градопостроение, и мы получаем человека городского.

В истории философии существует давняя традиция постижения сущности человека посредством обращения к городу.

Аристотель в трактате «Политика» прямо заявляет: «Человек вне полиса либо зверь, либо Бог».

Что это значит? Варварам город не нужен, они до него не доросли, а Боги уже не нуждаются в тесном сосуществовании с себе подобными. Но нормальный человек – не зверь, не варвар и не Бог. И по Аристотелю раскрыть свою сущность должным образом человек может только в городе.

В классических философских трудах античности, в произведениях Платона и Аристотеля полис выступал единственной реальностью, в которой могла быть реализована сущность индивида.

Для современных исследователей города тезис о том, что город является самым мощным фактором, влияющим на развитие современного человека, является просто «азбучным», интуитивно понятным и не нуждающимся в дальнейших объяснениях.

Поражает сама стремительность происходящих изменений, стремительность урбанизации.

к 1800 году только 2% населения жили в городах, сейчас большая часть людей являются горожанами.

По данным ООН:

За период с 1920 по 2007 годы численность городского населения мира увеличилась с 270 млн человек до 3,3 млрд человек

А к 2050 году прогнозируется рост численности городского населения еще на 3,1 млрд человек. Т.е. за полвека людей, живущих в городах, станет в 2 раза больше.

– в 2001 г. в итоговом докладе Генассамблеи ООН новоетысячелетие было определено как урбанизированное и именно с этим должны быть связаныцели развития тысячелетия (ЦРТ).

Мы ясно видим, что города становятся ведущим типом поселения, современный мир становится подлинно «городским миром», а современный человек– человеком городским.

Когда мы размышляем о городе то, на первый взгляд, не испытываем никаких затруднений.

Город предстает перед нашим внутренним взглядом как вполне понятный целостный образ. Но как только мы задаемся целью дать определение города, то эта интуитивная очевидность и ясность сразу же нарушается.

И если мы вспомним сказку Андерсена «Снежная королева», как Кай безуспешно пытался из льдинок сложить слово «вечность», мы также пытаемся выложить слово «город».

Нечто подобное испытывал Августин Блаженный, когда размышлял о времени. «…Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» («Исповедь», гл. 14).

Такое несоответствие между интуитивной очевидностью феномена города и его теоретическим описанием наглядно представлено во множестве определений. Город характеризуется как:

  •  «крупный населенный пункт; административный, торговый, промышленный и культурный центр»;

  •  «место, приспособленное для общежития социальной группы сложного характера, внутренне дифференцированной и получившей определенную правовую форму»;
  •  искусственно созданная, социально преобразованная, отличная от природной среда обитания людей и др.

В разных подходах: статистическом, административно-правовом, социально-экономическом, формационном, средовом – акцент в определении делается на ведущих для этих подходов дефинициях, и по отдельности эти определения не дают возможности получить представление о целостности города, о его сущности.

Мы попытаемся сейчас описать город через «человеческое измерение», ведь мир человека – это мир культуры, но тоже будем вынуждены ограничиться определением города в аспекте философии культуры.

Чтобы дать определение города в рамках философии культуры, важно выяснить, чем в культурном аспекте город отличается от не-города.

Культура появилась уже в первобытную эпоху, но только в период  развития городской цивилизации она стала осознавать себя. Непосредственно связанный с городом процесс разделения труда повлиял на возникновение самой теоретической деятельности, в рамках которой стало возможным осмысление культуры.

Таким образом, Город – это форма культуры, сознающей себя.

Трактовок культуры, попыток дать ей определение очень много.

Одна из традиций понимания культуры – это ее понимание как идеалообразующей стороны жизни людей.

Т.е. культура – это деятельность по созданию идеалов, эталонов, образцов.

Ведущей категорией в этом подходе становится категория идеального, которая обозначает некий предмет как объективное совершенство.

Совершенный предмет воплощает в себе итог объективного развития всего рода вещей, репрезентирует этот род. И при взаимодействии с совершенным предметом субъект способен постигать весь класс вещей, стоящий за данным эталоном.

В аспекте исследуемой нами проблематики город предстает таким итогом объективного развития культурысовершенным предметом.

Поэтому мы можем сказать, что: Город – это наиболее совершенная форма бытия культуры.

И таким образом приходим к определению: в аспекте философии культуры город – это форма сознающей себя культуры и наиболее совершенная форма бытия культуры.