24.05.2020

Санкт-Петербург – Псков – Великий Новгород – Калининград – столицы Балтийской России

Сегодня причины многих проблем Санкт-Петербурга вырастают из крайней перегрузки городского организма. Не только его инфраструктуры, транспортно-сетевого хозяйства и исторического наследия, но также из перерождения квалификационной структуры населения – перехода большинства высших по качеству кадров в миноритарные.

«Агломерационная» установка позволила реализовать заинтересованность в массовом притоке малоквалифицированных кадров и стать средством наращивания масс движимого и недвижимого вещества, не вмещаемого городом. Но отнюдь не средством пространственной и социальной оптимизации. Напротив, осуществляется крайнее уплотнение населения в центре, спальных районах и близлежащих деревнях, особенно в пики перемещения между ядром города и его периферией. В результате нарастает и без того запредельная нагрузка на все инфраструктурные элементы города. Он задыхается от перенаселения, улично-дорожных тромбов, экологической недостаточности.


Очевидно, что будущее Санкт-Петербурга необходимо рассматривать на макрорегиональном уровне, сопрягая и гармонизируя перспективы его развития с географическими условиями, торгово-экономическими функциями и собственными историко-хозяйственными характеристиками Балтийского георегиона России.

В географическом и межлокальном контексте они формируют новый феномен – Балтийскую Россию, естественным центром который становится Санкт-Петербург. Вместе с ним другие города-центры образуют сеть крупных исторически уникальных городов, призванных наилучшим образом использовать самые сильные свои стороны.

Сегодня имеются все необходимые правовые, проектные, организационные и инвестиционные предпосылки для осуществления стратегического проекта «Балтийская Россия» в рамках программы территориального развития Северо-западного федерального округа согласно п. 7а Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г., утвержденных Указом Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13.

Ниже предлагаются тезисы к инициации такого проекта. В его рамках можно сформировать региональные стратегии национальных проектов для каждого из субъектов, включая объекты и группы объектов федерального значения. При этом национальные проекты могут стать не однородными по соответствию целевым показателям, но быть территориально индивидуализированы. Здесь межрегиональное позиционирование поможет запустить как интегративные процессы, так и выявить региональные особенности, работающие в интересах целого.


Исходные положения, основные принципы и предложения

1. Объективно насущная цель: глубинная модернизация собственного развития Балтийского макрорегиона СЗФО и города федерального значения Санкт-Петербург в опоре на приоритеты геополитического, технологического и социального порядков в конкретной организационно-экономической и исторической среде современной России.

Исходные принципы:

– обеспечение перевода многих используемых социально-экономических факторов развития в центробежные в противовес господствующим в настоящее время центростремительным, стимулирующим приток населения в Санкт-Петербург и его агломерацию; создание многополюсной системы пространственного распределения активов и расселения при лидирующей позиции Санкт-Петербурга;

– закрепление принципиальной установки стратегии социально-экономического развития Ленинградской области на жесткую связь развития жилого комплекса области с ростом числа мест приложения труда, в том числе за счет вывода предприятий и учреждений из Санкт-Петербурга и с учетом развития дачно-индивидуального жилищного строительства для жителей Санкт-Петербурга и городов области;

– введение постоянно действующей системы мер, включая административно-правовые, по снижению давления трудовой и потребительской миграции на Санкт-Петербург в целях противодействия перенапряжению городских систем транспорта, коммунального хозяйства, социальных объектов и служб, не компенсируемых предложениями роста МПТ и социальной инфраструктуры в Ленинградской области, региональных центрах СЗФО и по ряду позиций – в новых центрах-генераторах ВВП (например, Усть-Луга);

– целенаправленные мероприятия по переходу от территориального конструкта «агломерация» как заявляемой модели социально-экономического развития к макрорегиональной модели. Активное включение факторов федерального уровня как необходимых элементов баланса и гармонизации развития при переходе в новый социально-технологический уклад.

2. Балтийская Россия – российское географическое пространство, для которого Санкт-Петербург и Калининград – сложившаяся ось, соединяющая восточный и западный полюса развития, обладающее колоссальным совокупным потенциалом роста. На его актуализацию направлены:

– вовлечение в режим активной инвестиционной политики по генерации ВВП территорий Великого Новгорода, Пскова, их областей; значительное расширение внутренней связности и коммуникационной доступности всех территорий макрорегиона, что позволит воздействовать на миграционные предпочтения и потоки;

– обеспечение устойчивого функционирования и развития Калининграда, Калининградской области за счет высокой доли инфраструктурной самодостаточности, установления расширенных социально-экономических и коммуникационных связей с Санкт-Петербургом и Балтийским регионом;

– обеспечение комплексного развития системы портов, всех видов транспортных коммуникаций и терминалов, включая трубопроводные;

– взаимосвязь пространственного размещения и содействия гармонизации развития активов, производительных сил и расселения, использование новых образцов градостроительной деятельности, новых форматов поселений, жилищного и дачного обустройства;

– создание единого туристического пространства, обладающего широким набором вариантов и опций предложения турпродуктов; организация кольцевых маршрутов второго и последующих уровней, охватывающих всё многообразие памятников истории, культуры и современных объектов Балтийской России;

– отработка новых приемов и форм градостроительного, территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечивающих многовариантное предложение участков для всех видов инвестиционной деятельности и развития активов синхронно с координированным развитием инфраструктуры федерального, регионального и местного значения;

– создание стандартов и протоколов открытого предложения земельных участков, территорий для предпринимательской деятельности и развития индивидуально-усадебного дачного обустройства для жителей городских квартир в макрорегионе.

3. Целенаправленное, настойчивое и планомерное продвижение для включения в глобальные рейтинги, места «нужно посетить» и научно-технологическое позиционирование городов и территорий Балтийской России, целенаправленно высвечивая уникальность их географического, историко-культурного и социально-экономического потенциалов.

Балтийский макрорегион Северо-западного федерального округа обладает для этого всеми необходимыми предпосылками. Активное формирование Балтийского макрорегиона (Балтийской России) – Северо-западного экономического района СЗФО как геополитически и геоэкономически идентифицируемой части России может быть предусмотрено, запланировано и осуществлено в течение расчетного срока документов стратегического, градостроительного и социально-экономического планирования.


Роль Санкт-Петербурга

4. Социально-экономическая, культурно-историческая значимость Санкт-Петербурга и Балтийского макрорегиона в целом может кратно быть усилена за счет взаимосогласованного использования присущей им пространственной концентрации мировых точек интереса, активов, функций и преимуществ.

Необходим выход на кумулятивный эффект прорыва в живое ядро мировой цивилизации, опираясь на исторический фундамент «Первой Руси» Пскова, Новгорода, на интеллектуально глобальный («жанрово» отличающийся от геополитической роли Москвы) Санкт-Петербург и экспортные возможности Российской Федерации.

Нужен переход на качественно новый уровень экономического и культурно-исторического позиционирования этой части страны. Санкт-Петербург должен выступить лидером, инициирующим переход к направленной на эти цели системе развития.

Развитие Санкт-Петербурга встретилось сегодня с рядом проблем, решение которых увязывается с его ролью инициатора системного преобразования макрорегиона Балтийской России. Требуется сформировать и запустить механизмы:

– перераспределения миграционных потоков, обеспечиваемого выводом из Санкт-Петербурга ряда предприятий и инфраструктурных объектов в региональные образования Балтийской России, усилив здесь для этого уровень внутренней связности;

– углубления макрообоснованности расчетных инвестиционных проектировок с учетом пространственной организации расселения, размещения производств и активов при формировании глобального по масштабу энергетического, портово-логистического, социального комплексов;

– инициирования новых «предлагающих и захватывающих» методов развития всех уровней бизнесов, включая жилищное строительство и новое градостроительство, за счет модернизации территориального планирования, дальнейшего развития федерального и регионального законодательства, регулирующего процессы развития;

– системно организованной деятельности государственного стратегического планирования и пространственного развития;

– обеспечения единой содержательной платформы и учета специфики развития регионов для одного из наиболее развитых географических театров страны, включая Калининградский анклав;

– создания территории новых возможностей для глобального по масштабам и значимости развития цивилизационного кластера страны в условиях нарастающей межгосударственной турбулентности и вероятных природно-климатических изменений.

5. Санкт-Петербург должен распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития России.

В свою очередь многообразие и энергетика пространства, окружающего Санкт-Петербург, берущее здесь от Невы начало Балтийское море, его заливы, земля, сложившиеся города и поселения позволяют Санкт-Петербургу гармонично развиваться в этом пространстве, не испытывая чрезмерного сжатия и переуплотнения, характерных для текущего этапа развития Петербурга и Ленинградской области.

На повестке дня – вовлечение новых территорий в принципиально новые градостроительные формы развития с учетом принципов и форм возможного массового создания новых типов жилых и социально-профессиональных образований в увязке с размещением производительных сил:

– оптимизация сопряжения инфраструктуры, коммуникаций, объектов и сетей федерального, регионального, местного значения, отвечающих требованиям создания больших сбалансированных пространств размещения производительных сил и расселения с учетом развития новых форм жилищного и дачного обустройства, использования индивидуального и общественного транспорта;

– накопление опыта территориального планирования и проектирования в пространственной организации больших социально-градостроительных пространств размещения производительных сил и расселения;

– планирование, развитие, подготовка инфраструктуры в составе систем расселения территорий, в т.ч. сельских, для создания второго жилища (дачи и т.п.) горожан, многоквартирного и индивидуального жилищного строительства;

– выход на новые формы стратегического социально-экономического планирования, предусматривающие введение методов планируемой инфраструктурной, территориально-правовой и инженерной подготовки участков и площадок развития производств, расселения, социальной и квалификационной базы привлечения трудовых ресурсов.

Распределенный тип города–архипелага нового поколения.

Город – пространство дальних горизонтов, быстрых связей и информационных технологий.

Резюме

Содержание мега-проекта развития Балтийской России предлагается формировать, системно реализуя следующие направления деятельности:

– градостроительное стратегическое планирование развития макрорегиона в составе СЗФО, сформированного на единой социально-экономической и географической платформе с городом федерального значения Санкт-Петербургом;

– консолидированное планирование размещения производительных сил и расселения на территории макрорегиона с учетом высшего интеллектуального и квалификационного потенциала Санкт-Петербурга. Наилучшее использование этого потенциала за счет расширения действующих высокотехнологичных предприятий, институтов, приоритета в развитии новых проектно-конструкторских разработок, инновационных производств. Эффективное решение проблем функционирования городского инфраструктурного, информационного комплексов и вопросов межгородской жизнедеятельности;

– взаимоувязанное территориальное планирование развития единой производственно-расселенческой зоны «Санкт-Петербург – Ленинградская область»;

– развитие устойчивых коммуникаций и связей с Калининградской областью, в том числе за счет регулярного морского сообщения;

– включение Великого Новгорода, Пскова и территорий их областей в систему расселения Балтийской России на основе развития новых форм градостроительства, жилого и дачного обустройства;

– отработка многовариантной туристической сети на территории Балтийской России и планомерное развитие экономики туристической индустрии.

Предложенная принципиальная модель, безусловно, не может дать ответы на все вопросы, связанные с пространственным развитием как Санкт-Петербурга, так и сопредельных субъектов Российской Федерации. Очевидно, что развитие и города, и региона в целом должно планироваться на основе связной стратегической программы, системы управленческой кооперации, интеграции ресурсов и взаимодействия.

Популярный ныне полицентризм, очевидно, не имеет здесь естественных предпосылок развития. Здесь – другое: геофитнес, гармоническая структура хорошо проработанных и по-своему специализированных частей целого. Сейчас – временно – смягчить угрожающие последствия центростремительных к Петербургу сил стягивания можно только ограничительными мерами – административным волевым (то есть в определённой степени насильственным) путём.

Предлагаемая модель имеет смысл принципиального обращения к системе более высокого уровня общности и интеграции, нежели чем конструкция дня сегодняшнего. Выявление внутреннего потенциала системы нового уровня и раскрытие возможностей иного масштаба – по аналогии сравнения стратегических возможностей простого скопления кораблей или их эскадры – позволит переосмыслить масштаб замыслов и выйти в горизонты VI технологического уклада, где национальной спецификой России будет являться градостроительство. Для страны – бенефициара владения самой крупной частью суши планеты – градостроительство станет одним из главных национальных инструментов собственного развития.