Высокое качество градостроительных решений и среды, сформированной их реализацией, обеспечивается высоким уровнем профессионализма участников и технологий их подготовки. Регулирование градостроительной деятельности органами власти начинается с системы правовых и нормативных актов, определяющих требования к подготовленности ее профессиональных участников и к технологиям ее осуществления в современных и прогнозируемых условиях. Принятие в 21 веке стандарта, использовавшегося в СССР при регулировании градостроительной деятельности, посредством давно устаревшего способа установления требуемого набора характеристик сформированной ею среды в современных условиях не способствует качественному решению этой задачи. Постараюсь объяснить, почему.

Условия (природные, экономические, социальные, технологические, планировочные) обустройства территории каждого территориального объекта имеют свои особенности. Для поддержания высокого качества среды, обустраиваемой градостроительной деятельностью, необходим максимально достижимый профессионально обоснованный учет этих особенностей. Технологии такого учета разрабатываются и используются профессионалами. Соответственно, в современных условиях необходимо установление стандартов технологии подготовки, принятия и реализации градостроительных решений, учитывающих эти особенности, а не стандартов одинаковых типов решений, применяемых в любом случае.
В силу достижений научно-технического прогресса все быстрее меняется характер доступных средств обустройства территории (строительных материалов и конструкций, транспортных, энергетических и других инженерно-технических систем). Для обеспечения высокого качества градостроительных решений необходим профессионально обоснованный, максимальный учет изменяющихся инновационных технологий, используемых в обустройстве территории градостроительной деятельностью. Соответственно, необходимы стандарты требований к технологии подготовки, принятия и реализации градостроительных решений, способствующие поддержанию высокого уровня этогоучета, а не быстро устаревающие стандарты подлежащих учету средств.
Весьма различен и периодически меняется характер требований различных слоев населения к характеру обустройства используемой ими территории градостроительной деятельностью. Для высокого качества принимаемых в ней решений необходим профессионально обоснованный учет прогнозируемых особенностей изменений этих требований. Соответственно, необходимы стандарты технологии подготовки, принятия и реализации градостроительных решений, учитывающие эти изменения, а не быстро устаревающие стандарты их содержания.
Регулирование градостроительной деятельности установлением стандартов характеристик требуемого состояния сформированной ею среды представляет собой продолжение подхода, сложившегося в первой половине прошлого века в условиях функционирования административно-командной системы в СССР. Он был оправдан при исключительно высоких темпах освоения территории градостроительной деятельностью, в условиях крайне низкой обеспеченности профессионально подготовленными специалистами. В современных условиях эффективное регулирование градостроительной деятельности в развитых странах осуществляется установлением стандартов требований к поддержанию высокого профессионального уровня подготовки, принятия и реализации градостроительных решений.
Для России в настоящее время особо актуально установление состава и принятие нормативных актов, определяющих стандарты требований:
– к составу видов и уровней квалификации лиц, профессионально участвующих в градостроительной деятельности, включая требования к ним (для организации сертификации их квалификации профессиональными общественными организациями; для их подготовки в ВУЗах; для работы в уполномоченных осуществлять регулирование градостроительной деятельности органах власти; для предоставления им, а на этой основе организациям, в которых они работают, права участия в конкурсах на разработку документов территориального планирования, градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки);
– к структуре содержания и технологии разработки каждого из видов документов территориального планирования и градостроительного проектирования, подготовки проектов правил землепользования и застройки; к порядку организации разработки этих документов (начиная с конкурсов), организации их согласования и утверждения, информационного обеспечения их разработки и реализации, организации обеспечения реализации принятых в них решений;
– к видам и характеру требований к мерам регулирования градостроительной деятельности, связанным с территориальным уровнем ее осуществления;
– к порядку участия в регулировании градостроительной деятельности и связанных с ним правомочий органов власти, физических и юридических лиц, профессиональных и политических общественных организаций, представляющих интересы граждан при согласовании планируемых градостроительных решений;
– к видам и характеру участия отраслевых ведомств в установлении стандартов мер регулирования градостроительной деятельности.
Для подготовки принятия решения о принятии предлагаемого проекта стандарта необходимы отзывы: подкомитета «Росстандарта» ПК-9, ТК 465 по строительству; профессионалов градостроителей (в частности, представленных в РААСН и Союзе архитекторов России). Поскольку реализация положений подобных документов затрагивает интересы практически всех граждан России, желательно проводить их широкое общественное обсуждение. Ничего этого не делалось.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы о связанной с подготовкой проекта данного стандарта работе:
– к ее выполнению, начиная с определения характера потребности в заказе, не были привлечены специалисты, обладающие необходимой профессиональной подготовленностью к современным способам решения задач повышения качества среды, формируемой градостроительной деятельностью (опытом научных исследований и разработки документов территориального планирования и градостроительного проектирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
– от его принятия следует отказаться, поскольку в современных условиях оно нанесет вред поддержанию профессионализма в регулировании градостроительной деятельности и станет иметь значимые негативные последствия для управления развитием территории;
– несмотря на это, проведенная при подготовке предлагаемого проекта работа не была бесполезной.
В процессе подготовки проекта данного стандарта была проделана большая работа по рабочей классификации видов среды, формируемой градостроительной деятельностью, и по рассмотрению подлежащих учету факторов, определяющих характер ее обустройства и использования. Результаты этой работы могут быть критически рассмотрены профессионалами и использованы при подготовке:
– методических пособий: по территориальному планированию и градостроительному проектированию; по характеру требований к обустройству территории в градостроительной документации для объектов федерального, регионального и муниципального уровня, учитывающих объективные взаимосвязи между ними;
– проекта «Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ» с учетом приведенных в данной статье замечаний и причин необходимости подключения к ее разработке профессионалов градостроителей, имеющих опыт проведения научных исследований и участия в работах территориального планирования всех уровней (муниципального, регионального и федерального).
Комментарии (0)