На начало марта 2022 года Правительством РФ намечено принятие Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 и прогнозом до 2035 гг. Стратегия охватывает многосоставный конгломерат направлений и работ общим объемом около 8 трлн руб. и 5-7% вклада в ВВП РФ. Подготовлено несколько заметно отличных друг от друга вариантов стратегии. Единым для всех основанием служат Национальные цели и проекты, прежде всего, национальный проект «Жилье и городская среда». Именно здесь установлены целевые количественные показатели по числу ежегодно улучшающих жилищные условия семей, объемам ввода нового жилого фонда, реконструкции существующего, расселения ветхого и аварийного жилья. Всё это должно осуществляться при одновременном улучшении комфортности и безопасности городской среды.
На усмотрение отрасли, что и должно быть прописано в ее Стратегии, оставлено то, как конкретно должен осуществляться национальный проект, его внутренняя структура и социальное содержание. Также как вопросы гармонизации системы расселения, политики развития и способов застройки городских и сельских поселений, их агломераций, собственной нормативно-правовой базы и др.
Лаконичный перечень общегосударственных требований, принятых Стратегией национальной безопасности РФ, указывает лишь на необходимость ограничения роста столичных агломераций, развития малых, средних городов и сельских поселений. А это напрямую связано с важным изменением долгосрочной политики отрасли: индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство должно получить опережающий рост по отношению к стройке многоэтажных многоквартирных объектов.
Задача создания целостной картины длинного сбалансированного и адаптивного развития отрасли в условиях нарастающих неопределенностей одного типа и проявившихся определенностей другого, нуждается в многих форматах обсуждения. Очень важно пошагово выходить на связную и компактную модель развития градостроительства, которая была бы взаимодополнительна с моделью экономического развития, что вместе выводит на интегральную модель социальной динамики.
Так, меняющаяся структура производственно-хозяйственной организации экономики с уменьшением размерности единиц при всеобщем росте информационно-цифровых компонентов, в том числе связанных с дистанционными режимами управления, ведет к дисперсности и пространственной распределенности мест приложения труда. Примерно половину составят предприятия малого и среднего предпринимательства. Города получат возможность рассеивать себя в пространстве, а центры агломераций из затягивающих в себя всё и вся воронок способны трансформироваться в излучатели социальных энергий, наполняющих собой исторически сложившиеся сети поселений и большие пространства страны. Агломерации становятся пересекающимися, гигантскими, но в совершенно новом качестве поставщиков главного ресурса – человека производящего. Градостроительство приобретает собственную мощную конструирующую функцию в обеспечении экономического развития.
Более того, по отношению к каждому из макрорегионов и больших пространств может быть применен метод пространственной организации, синергезирующий локальное взаимодействие инфраструктур разного уровня. В результате могут быть сформированы зоны исключительно благоприятные для проживания по комплексу условий. В конце концов создание наилучших условий для осмысленной жизнедеятельности на основе использования именно наших, российских возможностей, является национальной целью страны.
Вариант Стратегии, который будет принят Правительством, не может не отразить в первую очередь интересы самой отрасли. Но в этом процессе должно быть положено начало обсуждению публичных, общественно значимых функций, рабочих методов и приемов градостроительства, всегда являющегося деятельностью исторической материализации текущего состояния страны и общества.
Полагаю, что следует продолжить обсуждение «общественной стратегии градостроительства», поскольку от этого зависит многое из того, что определяет уровень развития страны.
Комментарии (0)