15.01.2024

Обзор ключевых изменений законодательства за 2023 год

Обзор ключевых изменений законодательства за 2023 год


Федеральные законы

Федеральный закон от 13.06.2023 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 13.06.2023 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Президентом РФ подписаны Федеральный закон от 13.06.2023 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 13.06.2023 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные законы направлены на приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающими новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

С учетом того, что вопросы местного значения муниципальных округов и городских округов совпадают, в законодательных актах РФ полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов предусматриваются по аналогии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.

С этой целью принятыми федеральными законами вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и другие законодательные акты РФ.

Оба закона начинали действовать 24.06.2023.

Федеральный закон от 13.06.2023 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят закон о лесной амнистии 2.0 (Федеральный закон от 13.06.2023 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперь при внесении в ЕГРН сведений о границах населённых пунктов и сведений о границах лесничеств, содержащихся в ЕГРН, границы будут приводиться в соответствии с описанием местоположения границ населённых пунктов. Устранение пересечений будет осуществлять орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней после выявления пересечения. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и вступили в силу 13.06.2023.

Также с 01.01.2025 орган регистрации будет обязан вносить в реестр границ сведения о границах лесничеств таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка. А в случае выявления пересечения границ лесничества и лесного участка такой участок или включается в границы лесничества (если расположен в границах лесничества) или исключается из границ лесничества (если расположен за границами лесничества). При этом не подлежат включению в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда.

Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Документом внесен ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ. В числе прочего внесены изменения, предусматривающие, что только Правительство РФ будет обладать полномочием по установлению порядка подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Ранее такой порядок мог устанавливаться также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Изменения вступили в силу 01.09.2023.

Федеральный закон от 04.08.2023 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон вносит изменения в Градостроительный, Земельный кодексы РФ, в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и ряд других федеральных законов.

Основные изменения заключаются в следующем:

1. Установлены «регуляторные песочницы» для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства. В этом случае могут быть установлены специальные особенности осуществления градостроительной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования, отличающегося от установленного законом.

2. Установлена обязанность актуализации схем территориального планирования, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения, не реже одного раза в двадцать лет, иных схем территориального планирования – не реже одного раза в 10 лет. Если актуализация не произошла, такие схемы применяются исключительно в целях определения сведений о видах, назначении, наименовании и местоположении существующих объектов федерального, регионального и местного значения. Указанное правило пришло на смену требованиям о сроках действия схем территориального планирования. Фактически законодатель переходит от разработки документов «на срок», к актуализации единожды разработанного документа.

3. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения по своему усмотрению вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки. Раньше это можно было сделать только если в поселении не предполагалось изменение существующего использования территории и отсутствовала утвержденная стратегия его социально-экономического развития, а также в случаях, если на территории поселения не было предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района.

4. Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования теперь может быть подготовлен и утвержден применительно к территориям двух и более поселений и (или) муниципальных, городских округов и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав. Такой документ должен будет утверждаться высшим исполнительным органом субъекта РФ. Ранее разработка единого документа была предусмотрена только для отдельных муниципальных образований, такие документы утверждаются представительным органом местного самоуправления.

5. До 01.01.2027 установлен особый порядок для установления границ населенных пунктов и территориальных зон. Указанные границы могут пересекать границы земельных участков линейных объектов и земельных участков, имеющих пересечения между собой. В отношении соответствующих границ в описании местоположения указывается информация о наличии пересечений и необходимости их устранения. Муниципалитет направляет информацию о таких пересечениях для их устранения в Росреестр, согласовывает предложения Росреестра по устранению пересечений.

6. Уточнены правила установления границ территориальных зон. Ранее был установлен запрет на пересечение границ территориальных зон с границами земельных участков, за исключением участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Теперь границы территориальных зон также не могут пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, но могут пересекаться с границами ЗОУИТ, ТОКН, границами территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Данное изменение носит технический характер и принято в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

7. Введено положение о том, что изменение категории, видов разрешенного использования, предоставление разрешений на условно разрешенный вид разрешенного использования земель или земельных участков не влекут за собой прекращение прав землевладельцев и землепользователей таких земель и земельных участков.

8. Уточнены требования к установлению границ земельных участков. Образование земельного участка, граница которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, как и раньше, не допускается, кроме случаев, когда земельный участок образовывается для пользования недрами, размещения и эксплуатации линейных объектов (и их частей). Кроме этого, теперь не является препятствием для образования земельного участка пересечения наличие пересечения его образуемых границ с границами ЗОУИТ, публичного сервитута, ТОКН, ООПТ, ОЭЗ, охотничьих угодий, ТОР, ЗТР РФ, игорных зон, территорий, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон. Также допускается образование земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории, на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (за исключением случаев, если образование земельного участка требуется для реконструкции автомобильной дороги).

9. Уточнен порядок внесения сведений об административных границах и границах территориальных зон в ЕГРН.

В случае если в результате внесения сведений о границах субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов требуется изменение сведений об адресах объектов недвижимости, Росреестр составляет перечень таких объектов и направляет его в уполномоченный на изменение адресации орган.

В случае, если в результате внесения сведений о границах субъектов РФ, муниципальных образований обнаружено их пересечение с границами земельных участков Росреестр составляет перечень участков, пересекающих указанные границы и направляет органам власти, уполномоченным на установление границ, для устранения пересечений.

Орган регистрации прав наделен обязанностью устанавливать/изменять категорию земель земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, без предоставления ему решений органов государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов.

Уточнены правила корректировки границ населенных пунктов и территориальных зон в случае выявления их пересечений с границами земельных участков. Теперь критерием включения или исключения земельного участка из границы населенного пункта или территориальной зоны является его нахождение в границе на 50% и более. Ранее критерием было его нахождение земельного участка в границе населенного пункта или территориальной зоны на 75% и более. Также при решении вопроса о корректировке границ учитываются сведения ЕГРН о категории земель (с учетом того, чтобы земельные участки, не отнесенные к категории земель населенных пунктов, не были включены в границы населенного пункта). Вместе с тем принятое решение об изменении границы населенного пункта и территориальных зон Росреестр обязан согласовать с органом, утвердившим документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, а также правообладателем земельного участка. В случае если границы населенных пунктов пересекаются с границами земельных участков, расположенных на ООПТ или границами ООПТ федерального и регионального значения, предложения на согласование направляются также в ФОИВ, орган исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых относится такая ООПТ. В случае если границы населенных пунктов, территориальных зон пересекаются с границами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предложения также направляются на согласование в высший исполнительный орган субъекта РФ, на территории которого расположены муниципальное образование, населенный пункт. В течение 30 дней с момента отправления предложений по изменению границ, стороны вправе согласовать такие предложения либо предоставить иные предложения на согласование. Предложения, приводящие к пересечению границ земельных участков, не учитываются. В случае если в вышеуказанный срок предложения от сторон не поступили, то предложения органа регистрации прав считаются согласованными и такие предложения служат основанием для изменения границ населенных пунктов, территориальных зон. В случае если предложения правообладателей земельных участков и государственных органов, органов местного самоуправления различаются, предпочтение отдается предложениям органов публичной власти. В случае, если предложения органа регистрации прав не согласованы органами публичной власти и правообладателями земельных участков и не предоставлены иные предложения от таких органов или правообладателей, орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН.

Органом государственной власти субъекта РФ может быть введен порядок изменения границ населенных пунктов, территориальных зон, пересекающихся с границами земельных участков, без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления.

Изложенный выше порядок изменения границ населенных пунктов не применяется в случае, если границы населенного пункта одновременно являются границами муниципального образования и (или) границами между субъектами РФ.

Не является препятствием для внесения сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон их пересечение с границами земельного участка линейного объекта или с уже размещенным линейным объектом и для нескольких таких участков, если их границы пересекаются между собой. В этих случаях, одновременно с внесением изменений в местоположение границ населенного пункта, орган регистрации прав самостоятельно без предоставления межевого плана осуществляет раздел земельного участка линейного объекта в соответствии с границами населенного пункта и регистрацию прав на получившиеся земельные участки (все права правообладателей исходных земельных участков сохраняются) с последующим уведомлением органов государственной власти и местного самоуправления, правообладателей земельных участков.

В случае, если при внесении сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН такие границы были откорректированы Росреестром в связи с устранением пересечений с границами земельных участков, соответствующие изменения должны быть внесены в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки. Ранее указанная обязанность отсутствовала, в связи с чем сведения о границах населенных пунктов и территориальных зонах в ЕГРН и градостроительной документации различались.

Внесение изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, предусматривающих изменение границ населенных пунктов и территориальных зон, будет осуществляться в упрощенном порядке – без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а также без принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в документ и без согласования проекта на ФГИС ТП (для документов территориального планирования), без опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта и подготовки заключения комиссии, без утверждения изменений (путем уточнения) (для правил землепользования и застройки).

Изменение сведений о границах населенных пунктов в правилах землепользования и застройки необходимо осуществить в срок не более чем 6 месяцев. Для документов территориального планирования предельный срок приведения к сведениям ЕГРН не установлен.

11. Правила землепользования и застройки должны актуализироваться и в других случаях изменения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон по итогам внесения сведений в ЕГРН (например, после устранения пересечений с границами лесничеств, административными границами и т.д.). В таких случаях актуализация сведений о границах населенных пунктов осуществляется в упрощенном порядке (указан выше), а о границах территориальных зон – в соответствии с общими правилами внесения изменения в правила землепользования и застройки.

12. Уточнен порядок устранения реестровых ошибок в сведениях ЕГРН. Теперь в целях устранения ошибок Росреестр во всех случаях уполномочен самостоятельно выполнять работы по определению координат границ и объектов недвижимости. Предварительно он обязан предложить органам власти, уполномоченным на установление административных границ и территориальных зон, или правообладателям земельных участков устранить такие ошибки самостоятельно. При непоступлении в течение 1 месяца необходимых документов, на основании которых обеспечивается устранение данной ошибки, публично-правовая компания вносит изменения в ЕГРН самостоятельно.

13. Продлен предельный срок направления в Росреестр документов, необходимых для внесения сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН с 01.01.2024 до 01.01.2027.

14. Продлен срок введения запрета на выдачу разрешения на строительство ОКС при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки под строительство (кроме случаев строительства объектов федерального, регионального и местного значения и ОКС на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются) с 2024 до 2027 года.

Изменения вступят в силу по истечении 180 дней с момента официального опубликования, кроме следующих положений, вступающих в силу с момента официального опубликования закона:

  • положения о возможности установления специального регулирования, предусматривающего особенности осуществления градостроительной деятельности (пункт 1 новости);
  • положений об актуализации схем территориального планирования (пункт 2 новости);
  • положений о самостоятельном принятии ОМСУ сельского поселения решения об отсутствии необходимости разработки генерального плана, правил землепользования и застройки (пункт 3 новости);
  • положений о новых видах единого документа (пункт 4 новости);
  • положений о том, что изменение категории земель и (или) одного из видов разрешенного использования земельного участка не влекут за собой прекращение прав землевладельцев и землепользователей таких земель и земельных участков (пункт 7 новости);
  • положения о допущении образования земельных участков, расположенных в полосах отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 8 новости);
  • положений о продлении сроков направления в Росреестр документов о границах населенных пунктов и продлении срока введения запрета на выдачу разрешения на строительства ОКС при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки под строительство ОКС (пункты 13, 14 новости).

Федеральный закон от 04.08.2023 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Официально опубликован подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 04.08.2023 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении геодезической и картографической деятельности.

В целях повышения точности измерений, проводимых при выполнении геодезических и картографических работ, обеспечивается создание, функционирование и развитие федеральной сети геодезических станций, на которых выполняется постоянный прием сигналов спутниковых навигационных систем с передачей получаемой информации в соответствующую государственную информационную систему.

Предусматривается обязательность использования пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, сведений единой электронной картографической основы при осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также, с 01.01.2026, обязательность использования отечественных геоинформационных программных средств, соответствующих установленным требованиям, при обработке пространственных данных.

Федеральным законом вводится ряд новых понятий («геоинформационные системы», «геоинформационные технологии» и так далее), а также уточняются полномочия Росреестра и публично­-правовой компании «Роскадастр».

Федеральный закон вступает в силу 01.04.2024.

Федеральный закон от 19.10.2023 № 503-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документом внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части распределения полномочий в сфере градостроительства среди федеральных органов государственной власти.

В частности, полномочия по установлению перечня расчетных показателей, обязательных к внесению в региональные и местные нормативы градостроительного проектирования перешли от Правительства РФ к Минстрою России. К вышеуказанному органу также перешли полномочия по установлению перечня сведений, документов и материалов, размещаемых в ГИСОГД субъектов РФ, доступных для запроса физическими, юридические лицами и органами публичной власти, а также полномочия по установлению видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядка их выполнения, а также случаев, при которых требуется выполнение таких изысканий.

Изменения вступили в силу 01.01.2024.

Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С целью совершенствования механизма комплексного развития территорий (КРТ) утвержден Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, Федеральным законом:

  • вводится понятие оператора КРТ как юридического лица, определенного Российской Федерацией или субъектомРФ и обеспечивающего реализацию решения о КРТ;
  • предусматривается уравнивание в правах операторов КРТ с лицами, с которыми заключены договоры о КРТ;
  • устанавливается возможность включения в границы комплексного развития незастроенной территории земельных участков, обремененных сервитутами, публичными сервитутами;
  • предусматривается возможность осуществления КРТ в соответствии с ранее утвержденной, не потерявшей свою актуальность документацией по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществлялись не в рамках КРТ;
  • устанавливается возможность проведения торгов на право заключения двух и более договоров о КРТ в случаях, определенных ПравительствомРФ;
  • совершенствуется механизм образования земельного участка в КРТ – теперь при наличии утвержденного проекта планировки территории (ППТ) не нужно дополнительно готовить проект межевания территории (ПМТ). Вместо этого земельные участки будут создаваться на основе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
  • закрепляется обязательность размещения в ГИСОГД субъектов РФ решения о КРТ, договора о КРТ и иных сведений, документов, материалов, согласованных, выданных, утвержденных в рамках осуществления КРТ;
  • акционерному обществу «ДОМ.РФ» как единому институту развития в жилищной сфере в рамках осуществления им комплексного развития незастроенной территории предоставляется право включения в договор о комплексном развитии незастроенной территории обязательства лица, заключившего с ним такой договор, передать после окончания строительства объекты недвижимого имущества, определить перечень данных объектов и условия их передачи.
Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2024.

Федеральный закон от 25.12.2023 № 625-ФЗ «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.12.2023 № 625-ФЗ «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлен срок действия антикризисных мер в сфере градостроительной деятельности:

1. Внесены изменения в статью 10.18 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в соответствии с которыми особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022, 2023 и 2024 годах в целях стабилизации экономической ситуации в стране устанавливаются федеральными законами.

2. Внесены изменения статьи 7 и 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми на 2024 продлено:

  •  действие особенностей осуществления градостроительной деятельности;

Напомним, что в 2022 году для осуществления градостроительной деятельности были установлены следующие особенности:

1. Срок согласования проекта генерального плана или проекта его изменения не может превышать один месяц со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту.

Доступ к проектам в ФГИС ТП должен быть обеспечен не менее чем за один месяц до их утверждения.

2. Подготовка проектов изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно.

3. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений

в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей о таковых до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти регионов могут предусматриваться дополнительные случаи, когда утверждение или изменение градостроительной документации осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

4. По проектам генеральных планов и проектам их изменений, а также проектам изменений правил землепользования и застройки, подготовленным применительно к отдельны населенным пунктам, а также территориям за границами населенных пунктов общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:

в населенном пункте, в отношении которого подготовлен проект;

в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

· действие особенностей при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

3. Внесены изменения в статью 12 Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, что в 2022,2023 и 2024 годах Правительство РФ вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, которые предусматривают в том числе:

1) определение видов работ, указанных в абзаце первом настоящей части, исходя из воздействия таких работ на земли или водные объекты, их части, которое может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия;

2) определение случаев отсутствия необходимости проведения до начала осуществления работ, указанных в абзаце первом настоящей части, историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на земельных участках, в том числе на лесных участках либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 29.05.2023 № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства».

Постановлением утверждены требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства.

Напомним, что теперь в составе правил землепользования и застройки должны определяться специальные территории, для которых подлежат установлению требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства. Соответствующие изменения внесены в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». До 01.09.2023 органы местного самоуправления обязаны определить в правилах землепользования и застройки своих муниципальных образований территории, на которых будет требоваться согласование архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Для таких территорий в градостроительный регламент должны быть включены специальные требования:

  • объемно-пространственные характеристики объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления архитектурных решений объектов капитального строительства, определяющих их размер, форму, функциональное назначение и местоположение в границах земельного участка;
  • архитектурно-стилистические характеристики объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления характеристик элементов фасадов, а также элементов иных наружных частей объектов капитального строительства и их характеристик;
  • требования к цветовым решениям объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления цветов и оттенков для отделки фасадов с указанием палитры;
  • требования к отделочным и (или) строительным материалам, определяющие архитектурный облик объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления материалов для отделки фасадов и приемов улучшения их декоративных качеств;
  • требования к размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления технических устройств (в т.ч. вентиляции и кондиционирования воздуха, газоснабжения, освещения, связи, видеонаблюдения) и приемов улучшения декоративных качеств фасадов объектов капитального строительства;
  • требования к подсветке фасадов объектов капитального строительства, устанавливаемые путем перечисления архитектурных приемов внешнего освещения их фасадов и цветов, а также оттенков такого освещения с указанием палитры.

Вместе с тем не для всех объектов актуальны требования к архитектурно-градостроительному облику. Такие требования не распространяются на:

  • объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется;
  • объекты, для строительства или реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство;
  • объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в пользовании учреждений, исполняющих наказание;
  • объекты обороны и безопасности, объекты Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства;
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты и инженерные сооружения, предназначенные для производства и поставок товаров для производства и поставок товаров в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;
  • подземные сооружения;
  • объекты капитального строительства, предназначенные для наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов;
  • объекты капитального строительства, предназначенные (используемые) для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, медицинских, биологических, объектов капитального строительства, связанных с обращением с радиоактивными отходами, веществами, разрушающими озоновый слой, объекты использования атомной энергии;
  • иные опасные производственные объекты, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Также постановлением устанавливается порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, сроки такого согласования, содержание заявления о согласовании, содержание решения уполномоченного органа местного самоуправления о согласовании или об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, основания для отказа в таком согласовании.

Вышеуказанные требования не распространяются на субъекты РФ – гг. Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.

Постановление вступило в силу 01.09.2023.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1076 «Об утверждении Правил подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, внесения в него изменений и состава материалов по обоснованию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа».

Постановлением установлены Правила подготовки единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования для поселений, городских округов и муниципальных округов.

Напомним, что в соответствии со статьей 28.1 Градостроительного кодекса РФ единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа представляет собой генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе подготовленный применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в их состав, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений.

Документ раскрывает и конкретизирует положения Градостроительного кодекса РФ о подготовке единого документа:

  • порядок подготовки единого документа (включая порядок уведомления о подготовке единого документа и перечень информации, обязательной к учету при его проектировании);
  • порядок утверждения единого документа;
  • порядок внесения изменений в единый документ (включая основания для рассмотрения вопроса о внесении изменений в единый документ и список субъектов, которые могут направлять такие предложения).

Помимо прочего, постановление также определяет состав материалов по обоснованию единого документа.

В текстовой части материалы должны содержать:

  • сведения об утвержденных документах стратегического планирования, национальных проектах, инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления и иных главных распорядителей соответствующих бюджетов, предусматривающих созданием объектов местного значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения на основе анализа текущего и прогнозируемого использования территории и ограничений такого использования (в том числе на основании материалов, содержащихся в ФГИС ТП и региональных ГИС ОГД);
  • оценку возможного влияния планируемых объектов местного значения на комплексное развитие этих территорий;
  • сведения об объектах федерального и регионального значения, местного значения муниципального района (включая ЗОУИТ необходимые для их размещения), планируемых к размещению на проектируемой территории, а также обоснование выбранного варианта размещения таких объектов;
  • перечень и характеристика основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • перечень земельных участков, которые включаются в границы или исключаются из границ населенных пунктов, расположенных на проектируемой территории, с указанием планируемой категории земель и целей их планируемого использования;
  • сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального и регионального значения.

В графической части материалы должны содержать:

  • границы поселений и населенных пунктов на проектируемой территории;
  • местоположения существующих и строящихся объектов местного значения;
  • особые экономические зоны;
  • ООПТ федерального, регионального и местного значения;
  • территории объектов культурного наследия и исторических поселений федерального и регионального значения (в случае планируемого изменения их границ);
  • территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • границы лесничеств;
  • иные объекты, территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов федерального, регионального, местного значения муниципального района, местного значения проектируемой территории.

Правила вступили в силу 08.07.2023.

Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1389 «Об утверждении Правил создания, развития, эксплуатации и ведения единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ», о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 1558».

Согласно правилам, в единую информационную систему «Стройкомплекс.РФ» будут интегрированы все региональные системы обеспечения градостроительной деятельности. Кроме того, туда войдёт реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. В составе ЕИС также будут работать реестры государственных и муниципальных услуг в области строительства.

Одним из самых важных разделов системы станет реестр документов, сведений, материалов и согласований, необходимых застройщикам для реализации инвестпроектов. На базе этого реестра планируется создать дополнительный сервис – калькулятор процедур в строительстве, позволяющий выстроить клиентский путь застройщика при взаимодействии с госорганами в процессе строительства конкретного объекта.

Запуск единой информационной системы позволит оперативно корректировать информацию об актуальных процедурах в строительстве и обеспечивать участников строительной отрасли достоверной информацией о нормативных требованиях. Это в свою очередь даст возможность повысить качество управленческих решений и сократить время строительства и его себестоимость.

Оператором единой информационной системы определён Минстрой России.

Подписанное постановление необходимо для реализации новых норм Градостроительного кодекса, принятых в декабре 2022 года. Напомним, что с 1 сентября вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым вместо ГИСОГД РФ предусмотрено создание и ведение единой государственной информационной системы.

Документ вступит в силу со дня ввода «Стройкомплекс.РФ» в эксплуатацию. Планируется, что это произойдет в следующем году.

Ведомственные акты

Приказ Минстроя России от 17.02.2023 № 104/пр «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр, и порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 94/пр».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2023 № 104/пр внесены изменения в форму градостроительного плана земельного участка, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр, и в порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2020 № 94/пр.

Номер градостроительного плана земельного участка, указываемый в форме, теперь состоит из 19 ячеек (ранее – из 18). В ячейке 19 будет указываться цифровое обозначение земельного участка, характеризующее его расположение в границах территории, в отношении которой принято решение или заключен договор о ее комплексном развитии (1 – в случае расположения земельного участка в границах территории, в отношении которой принято такое решение и (или) заключен договор; 0 – в иных случаях).

Приказ Минстроя России от 04.04.2023 № 248/пр «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр».

Форма градостроительного плана земельного участка дополнена разделом 12 «Информация о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства». Соответствующие изменения внесены приказом Минстроя России от 04.04.2023 № 248/пр «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр».

Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка дополнен главойXIV «Порядок заполнения раздела 12. Информация о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства», где указываются наименования требований к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, которые установлены в градостроительном регламенте в границах территорий, предусмотренных частью 5.3 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ.

Напомним, что данные изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», установившим обязательность включения требований к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства в правила землепользования и застройки муниципальных образований.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом такие требования должны быть включены муниципалитетами в правила землепользования и застройки в срок до 01.09.2023.

Приказ вступил в силу с 01.09.2023.

Приказ Минэкономразвития России от 06.10.2023 № 698 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 10».

Приказом Минэкономразвития от 06.10.2023 № 698 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10» внесены изменения в требования к описанию и отображению объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования.

В новой редакции требований возвращены большинство положений, введенных приказом Миэкономразвития России от 28.02.2023 № 123 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10», при этом отображение территориальных зон, применяемое в едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального и городского округа, введенное приказом Минэкономразвития России от 06.09.2023 № 620 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10», осталось без изменений.

Для большинства объектов федерального, регионального и местного значения описание атрибутивных данных вновь дополнено таким видом данных как «Кадастровый номер ОКС», имеющим признак обязательности «необязательное». Также описание атрибутивных данных дополнено такими видами данных как «Кадастровый номер ЗУ и (или) номер кадастрового квартала, в границах которого расположен объект», «Наименование документа-основания», «Дата документа-основания», «Номер документа-основания», имеющими признак обязательности «условно». Ранее эти данные были исключены Приказом Минэкономразвития от 06.09.2023 № 620 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10».

Большинство ранее существующих объектов, исключенных Приказом № 620, возвращены, например, границы муниципальных округов и границы агломераций, границы федеральных территорий. Также были исправлены логические и семантические ошибки, допущенные в более ранних редакциях.

Изменения вступают в силу 01.04.2024.