25.12.2018

Обзор изменений федерального законодательства за 2018 год

ИТП «Град» подготовил обзор изменений законодательства, регулирующего градостроительные отношения, за 2018 год.


Федеральные законы


Уточнен срок согласования документов территориального планирования

Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка и сроков согласования документов территориального планирования. Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 11.01.2018.

В частности, установлено, что по истечении трехмесячного срока, предусмотренного для согласования документов территориального планирования посредством Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, подготовка заключений на проект схем территориального планирования и генеральных планов не осуществляется, проекты соответствующих документов считаются согласованными с федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления.

Населенные пункты и территориальные зоны исключены из объектов землеустройства

Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальные зоны и их части исключены из состава объектов землеустройства. Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 11.01.2018.

С вступлением с силу закона для передачи в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон не требуется подготовка землеустроительных дел, а также карт (планов) объектов землеустройства.

Их заменили новые документы, содержащие графическое описание местоположения границ указанных территорий и зон, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Такие сведения являются обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану, правилам землепользования и застройки. Органы местного самоуправления также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон.

Сведения об утвержденных границах населенных пунктов и территориальных зонах должны быть переданы в Росреестр не позднее 01.01.2021. С указанной даты не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).

Для новых норм установлены особенности применения.

В частности, если до 11.01.2018 в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов).

Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до 11.01.2018, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии с новыми требованиями до 01.06.2020.

В целях недопущения создания препятствий для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах населенных пунктов, территориальных зон, полученных в результате проведения работ по описанию таких границ в рамках государственных контрактов (договоров), заключенных после 11.01.2018, до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующих требованиям положений Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Минэкономразвития России рекомендовало в качестве документа, содержащего описание местоположения указанных границ, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 и в отношении которой приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» утверждена соответствующая XML-схема.

Определены сроки приведения инвестиционных программ в соответствие с документами территориального планирования

04.05.2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 23.04.2018 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Устанавливается, что в случае внесения в генеральные планы поселений, городских округов изменений, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры) поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.

Внесены изменения в законодательство в части упрощения размещения линейных объектов

01.09.2018 вступили в силу изменения, внесенные в Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации и иные законодательные акты Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».

Предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

1.  Цели установления публичного сервитута

Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

2.  Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования, устанавливается:

1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, – в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях;

5) решением органа местного самоуправления муниципального района – в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях.

3. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.

4. Отказ в установлении публичного сервитута.

В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:

1) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей;

2) установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории.

Исключена необходимость выдачи разрешения на строительство для объектов индивидуального жилищного строительства

04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым помимо уточнения определения объекта индивидуального жилищного строительства и установления единых требований к строительству объектов индивидуального жилищного строительства введен уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства и садовых домов. Для указанного строительства не требуется получать разрешения, застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган. Подготовка градостроительного плана земельного участка в отношении участков объектов индивидуального жилищного строительства также не требуется.

Указы Президента Российской Федерации

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

Президент Российской Федерации указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил перед Правительством Российской Федерации задачу обеспечить достижение следующих национальных целей развития:

  •  обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
  • обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
  • снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
  • улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
  •  ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
  • обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Отмечается, что при разработке национальных программ Правительству Российской Федерации в 2024 году необходимо обеспечить, в числе прочего, решение следующих задач:

  • завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;
  • создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
  • снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
  • обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
  • формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
  • создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
  • применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
  • повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
  • доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 %;
  • применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
  • внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);
  •  создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
  • внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
  • внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  •  создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  •  создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология.

 

Постановления Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России уполномочено согласовывать проекты генеральных планов, предусматривающих образование населенного пункта из лесного поселка, военного городка

06.02.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 63 «О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации».

Документ наделил Минэкономразвития России полномочием по согласованию проектов генеральных планов, предусматривающих образование населенного пункта из лесного поселка, военного городка.

Речь идет о согласовании в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекта генерального плана поселения, городского округа, который предусматривает образование населенного пункта из лесного поселка, военного городка, на предмет соответствия карты границ такого населенного пункта требованиям части 26 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными требованиями при определении границ земельного участка в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка, учитывается:

  • недопустимость изломанности границ населенного пункта;
  • обеспечение включения в границы населенного пункта объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживающих население этого населенного пункта;
  • обеспечение плотности застройки территории населенного пункта не ниже 30 процентов.

С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», приказа Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» согласование схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов в иных случаях, предусматривающих включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов) земельных участков из земель лесного фонда, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.

Утверждены Правила установления санитарно-защитных зон

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Документ вступил в силу 15.03.2018.

Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Правилами определены, в частности:

  •  органы, уполномоченные на принятие решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (в зависимости от класса опасности объекта);
  • перечень видов деятельности, которые не допустимо осуществлять в границах санитарно-защитных зон;
  • порядок, сроки направления заявления об установлении санитарно-защитных зон при планировании строительства или реконструкции объекта;
  • установлена обязанность правообладателя в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае необходимости представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитных зон;
  • предусмотрены иные случаи и порядок направления в уполномоченный орган заявления об изменении санитарно-защитных зон;
  • определен порядок действий, направленных на прекращение существования санитарно-защитных зон, в том числе при отсутствии соответствующих действий от правообладателя объекта.

Устанавливается, что сведения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальными органами), в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для внесения в Единый государственной реестр недвижимости. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственной реестр недвижимости.

Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

Также предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему необходимых документов, в срок не более одного года со дня вступления в силу документа. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Создан новый портал с текстами нормативно-правовых актов.

Правительством Российской Федерации в постановлении от 26.03.2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определено, что через портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» обеспечивается доступ:

  •  сведениям, содержащимся в государственном реестре соглашений, заключенных региональными органами государственной власти;
  •  к текстам региональных нормативных правовых актов, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре таких актов;
  • к текстам муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре таких актов;
  • к реестру муниципальных образований Российской Федерации.

Документ вступил в силу 05.04.2018.

Изменены требования к схемам теплоснабжения

С 01.08.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Документом, в частности:

  • однозначно определяются условия отнесения генерирующего объекта к объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, при наличии актуализированной схемы теплоснабжения;
  • уточняются требования к составу разделов схем теплоснабжения;
  • обновляется порядок разработки и актуализации схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения), в том числе порядок проведения их общественного обсуждения;
  • уточняется порядок и процедура отбора заявок от теплоснабжающих, теплосетевых организаций о наделении их статусом единой теплоснабжающей организации;
  • определяются особенности разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов в зависимости от численности населения.
Приведены в соответствие с действующим законодательством Правила направления документов, необходимых для государственной регистрации прав, в порядке информационного взаимодействия

14.08.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2018 № 906, которым вносятся изменения в Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.

Постановлением, в частности, уточнены перечни документов, направляемых в орган регистрации прав в различных ситуациях, в том числе в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, а также в случае установления или изменения границ населенного пункта, а также перечень случаев, в которых органы охраны объектов культурного наследия должны направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством исключена необходимость подготовки в указанных случаях карты (плана) объекта землеустройства.

Кроме того, постановлением установлены требования к точности определения координат характерных точек границ лесничеств и лесопарков.

Утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года

29.09.2018 Правительством Российской Федерации утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», в которых детализируется процесс достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных ранее указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

Достижение указанных целей будет обеспечено в том числе в рамках реализации национальных проектов «Жилье и городская среда»; государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на кардинальное повышение комфортности городской среды, сокращение вдвое количества городов с неблагоприятной средой, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов.

Особое внимание будет уделено созданию механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, при этом доля граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, должна быть увеличена до 30 процентов.

Будет осуществлена модернизация строительной отрасли, расширены механизмы финансирования и государственной поддержки жилищного строительства, сокращен непригодный для проживания и аварийный жилищный фонд.

В экономической сфере к 2024 году Правительством Российской Федерации будет обеспечено решение следующих задач:

  •  создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • оптимизация и стандартизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов; внедрение новых принципов оказания государственных и муниципальных услуг, ориентированных на максимальное удобство для граждан и организаций, проактивность, экстерриториальность и многоканальность их предоставления.


Распоряжения Правительства Российской Федерации

 Актуализированы целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 №1206-р актуализированы 7 целевых моделей для оптимизации работы по их внедрению, повышения качества мониторинга осуществляемых регионами действий по улучшению инвестиционного климата. В целом принятые решения направлены на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Напомним, что в целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 №147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (далее – целевые модели) по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на инвестиционный климат в регионах.

Распоряжением актуализированы 7 из 12 целевых моделей. Актуализация обусловлена необходимостью уточнения ключевых факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата на основе опыта внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации в 2017 году. Кроме того, по некоторым целевым моделям были установлены показатели только до 2018 года.

В частности, уточнены целевые показатели по документам стратегического, территориального планирования и градостроительного зонирования: добавились такие показатели как доля поселений, городских округов с утвержденными местными нормативами градостроительного проектирования; доля поселений, городских округов с утвержденными генеральными планами поселений, городских округов; доля поселений, городских округов с утвержденными программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; доля поселений, городских округов с утвержденными программами комплексного развития социальной инфраструктуры; доля поселений, городских округов субъекта Российской Федерации с утвержденными программами комплексного развития транспортной инфраструктуры; доля поселений, городских округов с утвержденными правилами пользования и застройки; исключен показатель наличия стратегии социально-экономического развития муниципального образования, субъекта Российской Федерации

Расширены меры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Скорректированы и расширены показатели в части регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества.

Актуализированы показатели в части технологического присоединения к электрическим сетям и сетям газораспределения.

 

Утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Срок начала реализации плана – 01.10.2018, срок окончания реализации плана – 31.12.2024.

Транспортная часть плана включает 9 федеральных проектов: Европа - Западный Китай, Морские порты России, Северный морской путь, Железнодорожный транспорт и транзит, Транспортно-логистические центры, Коммуникации между центрами экономического роста, Развитие региональных аэропортов и маршрутов, Высокоскоростное железнодорожное сообщение, Внутренние водные пути.

Энергетическая часть плана включает федеральные проекты «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата».

Ответственными за реализацию плана в части транспортной инфраструктуры определена Правительственная комиссию по транспорту, в части энергетической инфраструктуры ‑ Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики и Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики.

Минэкономразвития России поручено:

1) совместно с Минтрансом России, Минэнерго России, Минфином России и автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» подготовить и представить в Правительство Российской Федерации при необходимости в 2-недельный срок после утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года ‑ предложения по корректировке плана;

2) совместно с автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» до 01.12.2018 разработать и представить на утверждение в Правительственную комиссию по транспорту, Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики и Правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики:

  • порядок внесения в план изменений, в том числе предусматривающих включение в план объектов магистральной инфраструктуры, строительство или модернизация которых предусмотрены в инвестиционных программах субъектов естественных монополий или которые планируются к включению в эти программы;
  • рекомендации по разработке субъектами Российской Федерации комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры. 

Утвержден план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений

Распоряжением от 08.11.2018 № 2413-р Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Планом фактически предусматривается крупная реформа земельных отношений, включающая переход от деления земель на категории к территориальному зонированию, запрет на произвольное или необоснованное изменение видов разрешенного использования земельных участков, уточнение полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления при осуществлении земельного надзора и контроля, выделение особо ценных сельскохозяйственных земель, введение новых обязанностей собственников земель сельхозназначения. До 01.01.2020 планируется принять федеральный закон, которым будет определен правовой режим земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с регламентами использования земель и документацией по планировке территорий (проект федерального закона № 496293-7  принят Госдумой Российской Федерации в первом чтении).

Перечень запланированных мероприятий включает в себя в числе прочего:

  • внесение в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, предусматривающих обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков;
  • внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию;
  • внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих установление порядка возмещения убытков, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка;
  • внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
  •  принятие Федерального закона «О землеустройстве» (новая редакция), устанавливающего обязанности для правообладателей земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения проводить землеустроительные работы по охране таких земель и организации их рационального использования.

Приказы министерств

Установлены требования к размещению сведений о реализации Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в ГИС ЖКХ

05.02.2018 вступил в силу приказ Минкомсвязи России № 319, Минстроя России № 906/пр от 21.06.2017 «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства  подлежит размещению в том числе следующая информация:

-         информация о мероприятиях комплекса мер по информированию граждан по вопросам формирования современной городской среды и их реализации;

-          отчет об общественных обсуждениях муниципальными образованиями проектов правил благоустройства территорий;

-       информация о ходе реализации мероприятий в рамках государственной программы (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды на 2018 – 2022 годы;

-          информация о реализованных проектах благоустройства, представленных на конкурс в Минстрой России, и др.

Кроме того, определено, что нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты размещаются в системе в виде электронных документов. Ранее такие документы должны были размещаться в виде электронных образов соответствующих текстов.

Утверждены новые требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения

Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10 утверждены новые Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и признан утратившим силу ранее действовавший приказ Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 793. Документ вступил в силу 12.02.2018.

Требования разработаны в целях структурирования и унификации информации об объектах федерального значения, объектах регионального значения и объектов местного значения, необходимых для подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Новые требования применяются:

-     при подготовке и внесении изменений в документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Феде рации и муниципальных образований;

-        при создании и ведении федеральной государственной информационной системы территориального планирования, государственных информационных ресурсов, государственных и муниципальных информационных систем, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования;

-    при организации информационного взаимодействия информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровне.

Минэкономразвития России даны разъяснения по порядку применения новых положений по заключенным и планируемым к заключению государственным и муниципальным контрактам.

Отмечено, что согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать правилам, установленным в том числе правовыми актами, действующим в момент его заключения. В связи с этим контракты, заключенные до 12.02.2018, должны выполняться в соответствии с требованиями ранее действовавшего приказа Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 793.

Также министерством даны пояснения, что в срок до 01.01.2019 в федеральной государственной информационной системе территориального планирования будет обеспечена техническая возможность загрузки документов территориального планирования различных уровней, разработанных на основании соответствующих договоров, заключенных до момента вступления в силу изменений в законодательство.

Установлены требования к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемым в Минэнерго России в электронной форме

Приказом Минэнерго России № 1430/ПР, Минстроя России № 969 от 16.10.2017 установлены требования к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Документ вступил в силу с 16.03.2018.

В приказе, в частности, указывается, что проект схемы теплоснабжения, проект актуализированной схемы теплоснабжения, протоколы публичных слушаний по соответствующему проекту, который направляется главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, руководителем органа исполнительной власти городов федерального значения в электронной форме в Минэнерго России должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью указанных должностных лиц.

Проект схемы теплоснабжения в электронной форме должен быть направлен в Минэнерго России в виде файлов электронных таблиц xlsx.

Имя файла электронного документа проекта схемы теплоснабжения в электронной форме должно иметь вид GMM_I_RR_V, где:

GMM – указание на год и месяц, в котором предоставляется проект;

I – ОГРН местной администрации;

RR – код территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований;

V – номер, обеспечивающий уникальность имени файла электронного документа.

В приложении к приказу приводятся рекомендуемый образец форматов проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Утверждены методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности в сфере здравоохранения и в области культуры и спорта

Приказами Минздрава России от 20.04.2018 № 182 и Минспорта России от 21.03.2018 № 244 утверждены, соответственно, новые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности в сфере здравоохранения и в области культуры и спорта. В связи с этим утратили силу приказ Минздрава России от 08.06.2016 № 358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения» и приказ Минспорта России от 25.05.2016 № 586 «Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций сферы физической культуры и спорта и обеспеченности населения услугами таких организаций».

Утверждены схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2018–2024 годы

Приказом Минэнерго России от 28.02.2018 № 121 утверждены схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2018–2024 годы.

Основной целью программы является содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.

В программе приведены, в числе прочего: прогноз спроса на электрическую энергию по Единой энергетической системе Российской Федерации и территориям субъектов Российской Федерации; прогноз максимального потребления мощности и характеристики режимов потребления Единой энергетической системы Российской Федерации, объединенных энергетических систем и по территориям субъектов Российской Федерации; прогноз перспективной потребности в мощности; прогноз развития действующих и предполагаемых к сооружению новых генерирующих мощностей; требования к развитию релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления; оценка прогнозных объемов капитальных вложений в сооружение генерирующих мощностей, объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше; схема развития Единой энергетической системы Российской Федерации.

Утвержден формат предоставления сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства

С 25.06.2018 вступил в силу приказ Минстроя России от 20.03.2018 № 153/пр «Об установлении требований к форматам предоставления сведений, содержащихся в разрешении на строительство и разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства».

Согласно приказу, такие сведения должны представляться в формате электронного документа, созданного с помощью XML-схемы, с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Утверждены формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2018 № 236 утверждены формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон. Документ вступил в силу 16.06.2018.

Данные формы являются обязательным приложением к генеральному плану поселений и городских округов, к правилам землепользования и застройки и к схемам территориального планирования муниципальных районов.

Установлены требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов и территориальных зон, а также к формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов.

Так, согласно приказу, координаты характерных точек границы населенного пункта или территориальной зоны (далее – граница) определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница.

Если часть границы совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы работ принимается описание местоположения указанной части границы земельного участка, при этом точность определения координат характерных точек такой части границы должна быть равна точности определения координат характерных точек границ такого земельного участка, за исключением случаев, когда сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML.

Установлены требования к графическому описанию границ публичного сервитута

С 18.11.2018 вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 541, установивший требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения.

Определяется, что графическое описание местоположения границ публичного сервитута (далее – графическое описание) составляется с использованием сведений кадастровых планов территорий, единой электронной картографической основы и иных материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, а также данных, полученных по результатам работ по определению местоположения границ публичного сервитута в соответствии с законодательством Российской Федерации, и состоит из схемы расположения границ публичного сервитута и описания границ публичного сервитута, содержащего координаты характерных точек границ публичного сервитута.

Схема расположения формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек и оформляется в виде, совмещенном с картографической основой.

Устанавливается перечень информации, отображаемой на схеме расположения.

Описание границ формируется в виде файла в формате XML, созданного с использованием XML-схем, обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. В зависимости от примененных при подготовке описания границ методов определения координат характерных точек в описании границ указываются:

-                   геодезический метод;

-                   метод спутниковых геодезических измерений (определений);

-                   фотограмметрический метод;

-                   картометрический метод;

-                   аналитический метод.

Координаты характерных точек определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположен публичный сервитут.

Схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра. При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих требования к подготовке описания границ, Росреестр изменяет XML-схему, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.

В случае уточнения местоположения границ публичного сервитута в связи с реконструкцией инженерного сооружения, влекущей изменение исключительно местоположения такого инженерного сооружения, в описании границ также указывается реестровый номер публичного сервитута, присвоенный при внесении сведений о публичном сервитуте в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости. В указанном случае при предоставлении графического описания в Росреестр с заявлением о внесении в Единого государственного реестра недвижимости изменений в части уточнения границ публичного сервитута графическое описание должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, являющегося обладателем публичного сервитута (его представителя).

Проекты документов стратегического планирования

17.08.2018 Минэкономразвития России опубликован проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

Проектом на основе сложившихся тенденций пространственного развития в Российской Федерации определены основные проблемы и вызовы:

  • высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства;
  • недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации;
  • возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население в большинстве субъектов Российской Федерации;
  • значительное отставание по ключевым социально-экономическим показателям от среднероссийского уровня части субъектов Российской Федерации, имеющих геостратегическое значение, в том числе ряда субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, из которых продолжается значительный миграционный отток населения;
  • существенное отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от жителей крупных городов и городских агломераций;
  • низкий уровень комфортности городской среды в большинстве городов, в том числе в ряде крупнейших и крупных городских агломераций;
  • высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации;
  • низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупнейших и крупных городских агломераций;
  • несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения субъектов Российской Федерации и страны в целом, наличие федеральных инфраструктурных ограничений на опорной транспортной сети и в сфере энергетики, низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта, нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации;
  • наличие федеральных инфраструктурных ограничений в отраслях социальной сферы;
  • нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия;
  • несбалансированное пространственное развитие крупнейших и крупных городских агломераций, приводящее к ухудшению качества жизни населения;   
  • неудовлетворительное состояние окружающей среды в большинстве крупнейших агломераций и крупных промышленных центров, сохранение неудовлетворительного экологического состояния бассейнов рек Волги, Оби и Амура, а также трансграничных рек в азиатской части Российской Федерации, отсутствие единой системы государственного мониторинга состояния элементов экологического каркаса.

Целью пространственного развития Российской Федерации определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны.

Для достижения цели пространственного развития Российской Федерации проектом предлагается решение следующих задач:

1)         ликвидация федеральных инфраструктурных ограничений, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

2)         сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий, за счет:

  • повышения устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий;
  • повышения конкурентоспособности экономик субъектов Российской Федерации путем обеспечения условий для развития производств в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов Российской Федерации (по перечню согласно приложению № 1 к Стратегии);
  • повышения территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы;
  • усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов;

3) обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных центров экономического роста Российской Федерации, образующих крупнейшие и крупные городские агломерации, а также формирования и развития минерально-сырьевых центров;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий, в том числе опережающее среднероссийские темпы социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, а также обеспечение устойчивого прироста численности постоянного населения.

К общим принципам пространственного развития Российской Федерации:

  • обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства страны;
  • создание равных возможностей гражданам Российской Федерации независимо от места проживания для реализации их экономических, политических, социальных и культурных прав;
  • дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных типов территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики, специфических природных условий;
  • комплексный подход к социально-экономическому развитию каждого типа территорий, субъектов Российской Федерации;
  • содействие развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества;
  • учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  •  обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;
  • рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
  • учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий.

Проектом предусмотрено два сценария пространственного развития Российской Федерации: инерционный и приоритетный (целевой).

Инерционный сценарий пространственного развития Российской Федерации предполагает сохранение текущих тенденций развития системы расселения и экономики без формирования приоритетов и механизмов устойчивого и сбалансированного пространственного развития: повышения конкурентоспособности российских регионов, снятия инфраструктурных ограничений и реализации иных мер по социально-экономическому развитию выделенных в Стратегии типов территории, обеспечения качественного социально-экономического планирования на разных территориальных уровнях.

Приоритетный (целевой) сценарий пространственного развития Российской Федерации предполагает снижение различий между субъектами Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям.

Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий согласно проекту осуществляется в рамках плана реализации Стратегии путем реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и национальных проектов Российской Федерации.

Проектом предлагается уточнить порядок планирования размещения новых или модернизации существующих объектов отраслей социальной сферы, имея в виду учет параметров демографического прогноза Российской Федерации в разрезе макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прогноза баланса трудовых ресурсов, уровня занятости населения и структуры занятости по видам экономической деятельности, а также потребности территорий в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры.

В целях реализации определенных в проекте общенациональных задач предлагается разрабатывать долгосрочные планы социально-экономического развития отдельных территорий, в том числе субъектов Российской Федерации, их частей и городов.

Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий предлагается определять в соответствующих документах стратегического планирования, в том числе в отношении городских территорий – с учетом индекса городского развития (интегральная оценка качества человеческого капитала, состояние экономики и комфортности городской среды).

Проектом определены перечень перспективных центров экономического роста Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состав макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий Российской Федерации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации.

К целевым показателям Стратегии пространственного развития Российской Федерации отнесены:

  • среднегодовые темпы роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, в которых располагаются перспективные центры экономического роста;
  • отношение среднедушевого валового регионального продукта геостратегических территорий субъектов Российской Федерации (кроме Арктической зоны) к среднероссийскому значению;
  • межрегиональная дифференциация Индекса человеческого развития;
  • рост транспортной подвижности населения;
  • рост экспорта услуг от транзитных перевозок.

Законопроекты

 

Законопроект об упрощении процедуры выполнения комплексных кадастровых работ принят Госдумой в первом чтении 

13.04.2018 В Госдуму был внесен законопроект № 441858-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации».

Законопроект направлен на упрощение процедуры выполнения комплексных кадастровых работ. В частности, он предлагает в ряде случаев выполнять комплексные кадастровые работы при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и другой документации при выполнении таких работ. При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, предлагается предоставить право на бесплатное получение таких документов, что в свою очередь также упростит выполнение таких работ. 

19.06.2018 законопроект принят Госдумой в первом чтении.

С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Госдумой во втором чтении отклонен законопроект об отмене категорий

Проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», находившийся в Госдуме во втором чтении, был отклонен 19 июня на пленарном заседании Госдумы.

Отклонение законопроекта мотивировано длительным сроком рассмотрения законопроекта и значительным количеством изменений законодательства по сходной тематике.

В первом чтении принят законопроект о совершенствовании правового регулирования вопросов установления видов разрешенного использования земельных участков

Для устранения существующей неопределенности в правовом регулировании вопросов определения видов разрешенного использования земельных участков Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (далее – законопроект).

Цель законопроекта – установить единообразный порядок определения видов разрешенного использования земельных участков, сократить количество споров в связи с противоречиями, возникающими при определении видов разрешенного использования земельных участков, при их предоставлении и образовании.

Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации главой, регулирующей на системной и комплексной основе вопросы установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков.

В частности, предусматривается определение понятия «разрешенное использование земельного участка», его видов (основной, вспомогательный, условно разрешенный).

Предлагается установить случаи, в которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов их разрешенного использования, а также случаи, в которых использование земельных участков допускается только в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными документацией по планировке территории в целях ее комплексного и устойчивого развития, размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Предусматривается, что установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит устранить правовой пробел в регулировании вопросов установления и изменения видов разрешенного использования таких земельных участков.

В целях предотвращения злоупотреблений при использовании земельных участков законопроектом предлагается установить запрет для арендаторов и землепользователей на изменение видов разрешенного использования земельных участков, за исключением случаев, когда они являются собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Также предлагается установить возможность и определить порядок прекращения прав на земельные участки, ранее установленный вид разрешенного использования которых не соответствует регламенту использования территории, если такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Кроме того, по результатам анализа правоприменительной практики предлагается уточнить отдельные положения Земельного кодекса и других федеральных законов, касающиеся образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Устанавливается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству. При этом в целях недопущения злоупотребления этим правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения предусматривается ряд ограничений. А именно вводится запрет образования земельного участка под таким домом и его перепродажи.

Действие норм о выкупе и заключении новых договоров аренды земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, распространяется на земельные участки, образованные из этих земельных участков, в целях защиты прав и законных интересов их арендаторов.

Устанавливается возможность выкупа гражданами земельных участков, арендуемых для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства и огородничества, при условии их надлежащего использования в течение определенного срока.

Предусматривается право арендаторов зданий и сооружений приобрести без торгов на праве аренды земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения.

Вводятся нормы, направленные на исключение злоупотреблений при проведении аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды и предусматривающие недопущение затягивания сроков проведения аукционов и ограничение участия в них недобросовестных участников.

Регулируются вопросы приобретения прав на земельные участки, расположенные в границах полосы отвода железных дорог и предоставленные в аренду ОАО «Российские железные дороги», собственниками объектов недвижимости, находящихся на таких земельных участках.

09.10.2018 законопроект принят в первом чтении.

В первом чтении принят законопроект о комплексном развитии территорий

06.11.2018 Госдумой в первом чтении принят проект Федерального закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)», разработанный Минстроем России.

Законопроектом в том числе:

  • вводится определение понятия «комплексное развитие территории» – это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности гармоничного сочетания различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения, а также необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в целях создания комфортных условий для проживания граждан, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, обеспечения социального, экономического и экологически сбалансированного развития территории;
  • уточняется возможность осуществления комплексного и устойчивого развития территорий, границы которых устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципальных образований, путем реализации одного или нескольких договоров о развитии застроенной территории, договоров о комплексном освоении территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого имущества, или по инициативе органа местного самоуправления;
  • уточняется порядок установления и изменения границ населенных пунктов в составе документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе предусматривается, что карта границ населенного пункта действует в части, не противоречащей сведениям о таких границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • предусматривается, что порядок внесения изменений в документацию по планировке территории устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • устанавливается, что обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории, о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, решению о развитии застроенной территории будут являться сведения о границах такой территории, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
  •  предусматривается, что применительно к земельным участкам, находящимся в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, комплексном развитии, выдача градостроительных планов допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории, комплексном развитии территории;
  • устанавливается перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка (например, если отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости).
  •  

Проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, предоставления сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, о размере платы за предоставление таких сведений, документов и материалов ‎и о требованиях к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности».

Проектом предлагается поручить Минстрою России разработку и утверждение требований к структуре и форме сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В случае создания государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, структура и порядок ведения таких систем могут дополняться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности должна обеспечивать возможность подготовки, согласования, утверждения документов, указанных в части 7.1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации также могут быть установлены дополнительные требования к государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности с целью обеспечения аналитических функций – оценки соответствия различных градостроительных документов, оценки эффективности решений градостроительной документации, пространственного и временного анализа, визуализации и иных аналитических функций.

Проектом значительно расширены требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Всего 40 пунктов, предусматривающие в том числе:

  • функционирование государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в режиме веб-приложения, обеспечивающего работу пользователей как минимум в двух различных общедоступных интернет-браузерах, доступ пользователей должен быть обеспечен без обязательной установки на электронные вычислительные устройства пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технологических средств, а также программ для электронных вычислительных машин;
  • функционирование государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в режиме многопользовательского доступа;
  • хранение сведений, документов и материалов в электронном виде, в том числе файлов с возможностью настройки вариантов хранения: с использованием систем управления базами данных или с использованием высокоскоростных файловых хранилищ;
  • работу клиентской и серверной частей государственных информационных систем как минимум в двух операционных системах (например, Linux, Microsoft Windows) и как минимум в одной операционной системе с открытым исходным кодом (например, Linux);
  • работу с цифровой картографической информацией (в векторной и растровой формах), представленной в различных системах координат с функций автоматической трансформации информации между различными системами координат, для задания систем координат необходимо использовать формат WKT, для задания стилей визуализации информации необходимо использовать формат SLD, регулируемые международной организацией Open Geospatial Consortium;
  • автоматический импорт в базу данных государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности материалов, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, представленных в структуре, соответствующей требованиям к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утверждаемых уполномоченным органом;
  • функции обмена сведениями, документами, материалами, размещенными в государственных информационных системах, и сведениями, содержащимися в государственной информационной системе ведения единой электронной картографической основы, а также пространственными данными и материалами, содержащимися в федеральном фонде пространственных данных – посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием сервисов WMS или WMTS или WFS,  регулируемых международной организацией Open Geospatial Consortium;
  • возможность автоматизированного обмена сведениями, документами, материалами, размещенными в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с другими информационными системами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • функции проверки сведений, документов, материалов, подписанных электронной подписью при поступлении на регистрацию в государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности на предмет отсутствия внесения изменений в документ после его подписания;
  • автоматическое формирование электронных журналов учета операций, осуществляемых в государственных информационных системах, с фиксацией действий: по размещению, изменению и удалению информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об учетных записях пользователей, осуществивших или автоматических сервисах, осуществлявших указанные действия;
  • функционирование в непрерывном режиме.

Предоставление сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заинтересованным лицам предлагается осуществлять путем предоставления доступа к указанным сведениям, документам, материалам на официальных сайтах в сети «Интернет» в автоматизированном онлайн-режиме (за исключением сведений, документов, материалов, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа). Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В частности, на официальных сайтах предлагается размещать:

1) предусмотренные схемами территориального планирования Российской Федерации карты планируемого размещения объектов федерального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации;

2) предусмотренные схемами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемами территориального планирования субъектов Российской Федерации карты планируемого размещения объектов регионального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации;

3) предусмотренные схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, генеральными планами городских округов карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании;

4) региональные нормативы градостроительного проектирования;

5) местные нормативы градостроительного проектирования;

6) правила землепользования и застройки;

7) правила благоустройства территории;

8) основную часть проекта планировки территории;

9) основную часть проекта межевания территории;

10) сведения о создании искусственного земельного участка;

11) сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;

12) положение об особо охраняемой природной территории, лесохозяйственные регламенты лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда;

13) иные сведения, документы, материалы, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Также проектом по-новому дифференцируется размер платы за предоставление сведений, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности:

а) 100 рублей ‑ за предоставление копии документа, материалов, а также сведений;

б) 1000 рублей - за предоставление копии материалов и результатов инженерных изысканий.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации размер платы может быть уменьшен.

Уполномоченным на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности органам местного самоуправления, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации проектом предлагается обеспечить до 01.01.2022 перенос сведений, документов и материалов, размещенных в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности до 01.01.2019, а также осуществить инвентаризацию иных имеющихся актуальных сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и обеспечить их размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности до 01.01.2014.

В первом чтении принят законопроект об уточнении требований к стратегическому планированию на муниципальном уровне

08.11.2018 Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 439861-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)» .

Законопроектом:

  •  уточняются требования к разработке органами местного самоуправления документов стратегического планирования: стратегии социально-экономического развития муниципального образования, плана мероприятий по ее реализации, прогнозов социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период и на среднесрочный период, муниципальных программ. Порядок разработки и корректировки, а также требования к содержанию документов стратегического планирования будут определяться нормативными правовыми актами муниципального образования;
  •  расширяются полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования: предусматривается возможность их участия в подготовке документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  •  закрепляются за Минэкономразвития России полномочия по осуществлению методического обеспечения разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации.

Необходимость изменений обусловлена тем, что действующим федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не закреплено требований к разработке документов стратегического планирования на уровне муниципального образования. Однако, в настоящее время на муниципальном уровне разработка и принятие таких документов ведется активным образом. На сегодняшний день муниципальные образования, в которых качественно поставлена работа по стратегическому планированию, добиваются высоких показателей уровня социально-экономического развития и обладают большой инвестиционной привлекательностью.

Принятие законопроекта позволит устранить отмеченные выше проблемы организации процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования и повысить качество разрабатываемых документов.