28.12.2018

Участие населения в принятии решений по формированию городской среды: организационные механизмы и практика их применения

В статье анализируется правовое регулирование и практика применения механизмов участия населения в принятии решений по формированию городской среды. Предлагаются принципы соучаствующего проектирования.


Классическая философская и юридическая доктрина общественного договора конкретизируется в современных городских реалиях. В обществе уже сложилось четкое осознание того, что градостроительное развитие представляет собой договор между населением, властью и бизнесом. На федеральном уровне признана необходимость привлечения населения к решению проблем городов: стремление получить обратную связь от жителей выделено в качестве приоритета в работе местной власти [1]. Однако, одним из самых мощных конфликтогенных факторов в современном городе является реализация интересов отдельных социальных групп в ущерб интересам городского сообщества в целом [2, с. 23]. Зачастую это происходит из-за отсутствия должного взаимодействия между тремя субъектами градостроительного развития: населением, властью и бизнес-группами.

Одним из направлений, требующих максимально тесного взаимодействия, является создание комфортной городской среды. Решения в этой сфере формируются на стратегическом уровне планирования развития территории – на этапе градостроительного проектирования, предполагающего планирование назначения территории, размещение социально значимых объектов, определение параметров использования территории и т.п. – и реализуются в ходе конкретных мероприятий по строительству и благоустройству. В то же время набор механизмов, обеспечивающих общественное участие в указанных процессах, законодательно ограничен. Единственными обязательными инструментами, обеспечивающими учет мнения заинтересованных лиц в ходе градостроительной деятельности, являются институты публичных слушаний и общественных обсуждений [3].

Под публичными слушаниями понимается собрание, организуемое местной властью, на котором граждане вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вынесенному на слушание вопросу [4]. Общественные обсуждения отличаются от публичных слушаний формой участия заинтересованных лиц – личное собрание не проводится, его заменяют обсуждения с использованием информационных систем и интернета [3]. Общественные обсуждения были введены в правовое поле с начала 2018 года в качестве альтернативы публичным слушаниям [5]. Предполагалось, что новая форма общественного контроля расширит возможности участия граждан в принятии решений местной власти по управлению территорией [6].

В то же время основные проблемы остались нерешенными. Во-первых, публичные слушания и общественные обсуждения проводятся на заключительном этапе градостроительного проектирования, когда все решения по развитию территории как правило уже приняты и согласованы, а значит не могут быть принципиально изменены. Во-вторых, результаты проведения публичных слушаний и общественных обсуждений носят рекомендательный характер для местной власти и проектировщиков.

Таким образом, участие населения в принятии градостроительных решений остается малоэффективным и нуждающимся в реформировании инструментом. Общественное участие на этапе проведения мероприятий по строительству и благоустройству также должным образом не урегулировано. На законодательном уровне не предусмотрено каких-либо уникальных механизмов в этой сфере – участие населения осуществляется в рамках общих форм общественного контроля: общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы и т.д.

Единственным исключением является приоритетный проект Минстроя России «Формирование комфортной городской среды» [7], в рамках которого разработана целевая модель по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды.

Так, для целей реализации приоритетного проекта среди форм общественного участия выделяются следующие: проведение фокус-групп, организация проектных семинаров, воркшопов, проведение дизайн-игр, школьные проекты, анкетирование и другие [8].

К общественному участию предлагается привлекать не только собственников земельных участков, благоустройство которых запланировано, но и иных заинтересованных лиц: жителей прилегающих территорий; представителей бизнес- и городских сообществ, общественных организаций; различные возрастные и социальные группы [8].

Важным является и то, что при реализации приоритетного проекта общественное участие должно обеспечиваться, начиная с определения целей и зада по благоустройству и заканчивая процессом эксплуатации уже обустроенных территорий [8].

К сожалению, все указанные положения по обеспечению общественного участия являются рекомендательными. Кроме того, их реализация предусмотрена только в рамках приоритетного проекта Минстроя России.

Несмотря на это в практике градостроительного проектирования и строительства растет потребность в соучаствующем проектировании.

В отсутствие эффективного правового регулирования градостроительные проектировщики пытаются создавать условия для общественного участия заинтересованных в принятии проектных решений лиц в зависимости от конкретных задач проектирования. Одним из примеров таких работ, реализованных в Омске, является мастер-плана города, в рамках работы над которым было обеспечено применение широкого набора методов общественного участия [9].

Тем не менее очевидна необходимость создания непротиворечивой практики соучастного проектирования на территории всей страны.

С учетом законодательных тенденций и стратегических задач по формированию комфортной городской среды, а также лучших примеров реализации приоритетного проекта Минстроя России в целях выработки единообразных подходов к обеспечению участия населения к формированию городской среды предлагаются следующие принципы соучаствующего проектирования.

1. Открытость: общественное обсуждение должно вовлекать всех заинтересованных сторон в процесс формирования решения, все участники имеют равное право голоса в ходе обсуждения.

2. Целесообразность: формы, уровни и порядок общественного участия должны быть сообразны вопросам, выносимым на обсуждение, недопустимо применение одних методов соучаствующего проектирования без учета внешних условий.

3. Непрерывность: общественное участие должно обеспечиваться на всех уровнях создания городской среды: от постановки задач, до реализации проектных решений.

4. Обратная связь: соучастное проектирование подразумевает двустороннюю коммуникацию, реакцию местного сообщества и ее учет.

Очевидно, что соблюдение указанных принципов возможно только в случае обретения ими правовой формы. В связи с изложенным, представляется целесообразным осуществить нормативное регулирование порядка общественного участия на федеральном уровне, закрепив обязательные для местной власти подходы и принципы в соответствующих методических рекомендациях.

  1. Заседание Совета по развитию местного самоуправления // Официальный сайт Президента России. 2017. 5 августа. URL.:http://kremlin.ru/events/president/news/55301 (дата обращения: 26.09.2018).
  2. Горнова Г.В. Соразмерность города и человека: категорический императив градостроительства // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). С. 22–25.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 16.
  4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: [федер. закон № 212-ФЗ от 21 июл. 2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (часть 1). – Ст. 4213.
  5. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федер. закон № 455-ФЗ от 29 дек. 2017 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 1 (часть 1). – Ст. 39.
  6. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 11.6.2016 № Пр-1138ГС // Официальный сайт Президента России. 2016. 11 июня. URL.:http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52154 (дата обращения: 26.09.2018).
  7. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18 апр. 2017 г. № 5) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  8. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды // Формирование комфортной городской среды и ЖКХ. 2016–2018. URL.: http://gorodsreda.ru/upload/iblock/a6a/prezentatsiya_rekomendatsii_po_or... (дата обращения: 26.09.2018).
  9. Мастер-план Омска. URL.: http://masteromsk.itpgrad.ru/ (дата обращения: 26.09.2018).