14.12.2018

Предложения к законопроекту о комплексном и устойчивом развитии территории

9 августа Институтом территориального планирования «Град» были направлены предложения и замечания к проекту Федерального закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)», внесенному в Госдуму 05.07.2018. 06.11.2018 законопроект были принят в первом чтении.


Законопроектом упорядочен и систематизирован институт комплексного и устойчивого развития территорий, вводится определение понятия «комплексное развитие территории» и корректируется определение понятия «красные линии» – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (из определения исключены территории, занятые линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов).

Законопроект также содержит предложения по совершенствованию процедур установления границ населенных пунктов и механизмов внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

Так, устанавливается, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, наличие земельных споров о местоположении границ земельных участков, выявление пересечения границы земельного участка с границами другого земельного участка не являются препятствием для установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем положения законопроекта не учитывают практики реализации Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ («лесная амнистия»).

С учетом объема и скорости внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также количества возникающих противоречий и подлежащих устранению ошибок (на территории только Московской области выявлено 300 тысяч пересечений с участками земель лесного фонда) важнейшей задачей является повышение эффективности механизмов устранения противоречий.

Необходимость таких изменений подтверждена на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере экономики недвижимости 21.02.2018, состоявшемся при участии руководителя Института А.Н. Береговских. Соответствующие выводы направлены комитетом на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, Минэкономразвития России, Росреестр, Рослесхоз письмом от 20.04.2018.

Выводы и рекомендации, сформированные по результатам заседания комитета, предложено отразить в тексте законопроекта.

В частности, предлагается внести изменения в:

1) Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие:

  • дополнение содержания материалов по обоснованию документов территориального планирования муниципальных образований в текстовой форме обоснованием устанавливаемых границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов);
  • исключение ч.ч. 20–26 ст. 24, регламентирующих деятельность комиссий, функции которых дублируют полномочия действующих межведомственных рабочих групп, созданных для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра;
  • распространение особенностей, установленных действующей ч. 26 ст. 24, на установление границ всех населенных пунктов, а не только лесных поселков и военных городков, при этом исключив необходимость получения дополнительных разрешений, предусмотренных действующей нормой;
  • распространение порядка согласования, предусмотренного ч. 4.1 ст. 25 на все случаи установления или изменения границ населенного пункта, а не только для населенного пункта, образованного из лесного поселка, военного городка;

2) Лесной кодекс Российской Федерации в части установления обязанности утверждать (изменять) границы лесничеств и лесопарков с учетом документов территориального планирования муниципальных образований.

Следует отметить, что комплексное и устойчивое развитие предполагает своевременную реализацию решений документов территориального планирования.

В настоящее время реализация документов территориального планирования городских поселений осуществляется путем выполнения мероприятий, предусмотренных программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур поселений, городских округов.

При этом законодательство не предполагает единовременной и согласованной разработки таких программ или внесения в них изменений.

Несогласованность мероприятий влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств (последовательность мероприятий определяется некорректно, затягивается срок строительства и введения в эксплуатацию объектов, функционирование которых должно быть обеспечено соответствующей инфраструктурой и т.п.).

Проектом плана системных изменений предпринимательской среды «Трансформация делового климата» (раздел II. Градостроительная деятельность и территориальное планирование), разрабатываемом при участии АСИ, согласованном с уполномоченными ведомствами (Минэкономразвития России, Минстрой России, Минэнерго России, Минтранс России, Минздрав России, Минприроды России), предусмотрено установление к марту 2019 года нормы об обязательности принятия единой комплексной программы реализации документов территориального планирования, включающей в себя подпрограммы развития коммунальной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, а также программы реализации жилищной политики, программы «комфортная городская среда» и другие программы, принятые в соответствии со стратегиями или приоритетными национальными проектами.

Такая программа должна предусматривать не только муниципальный, но и региональный уровень, поскольку многие объекты социальной инфраструктуры и объекты в сфере обращения с отходами имеют региональное значение.

Вышеуказанную инициативу предложено реализовать в рамках рассматриваемого проекта.