28.10.2016

Обзор изменений в законодательстве за январь-апрель 2016 года

Обзор изменений в законодательстве за январь-апрель 2016 года.


Основы государственного управления

 

Приказом Росстандарта от 25.12.2015 № 1650 внесены изменения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 № 365. Документ вступил в силу с момента утверждения.

В соответствии с утвержденными изменениями перечень документов в области стандартизации подготовлен в новой редакции.

Обновленный перечень включает в себя межгосударственные стандарты, национальные стандарты, своды правил (актуализированные редакции СНиП), своды правил (неактуализированные редакции СНиП), своды правил (неактуализированные редакции сводов правил Госстроя России), своды правил.

В частности, в указанный перечень дополнительно включены СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания», СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СП 73.13330.2012 «СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы», а также ряд новых межгосударственных и национальных стандартов.

Приказом Минэнерго России от 01.03.2016 № 147 утверждены схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2016-2022 годы. Документ опубликован не был.

Документы разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823.

Основной целью схемы и программы является содействие развитию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.

Основные задачи документов – обеспечение надежного функционирования Единой энергетической системы России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и инвесторов.

Утвержденные схема и программа определяют на период на 2016-2022 годы:

-                   прогноз спроса на электрическую энергию по единой энергетической системе России и территориям субъектов Российской Федерации;

-                   прогноз максимального потребления мощности и характеристики режимов потребления Единой энергетической системы России, объединенных энергетических систем и по территориям субъектов Российской Федерации;

-                   прогноз требуемого увеличения мощностей для удовлетворения спроса на электрическую энергию;

-                   прогноз развития действующих и предполагаемых к сооружению новых генерирующих мощностей;

-                   балансы мощности и электрической энергии Единой энергетической системы России и объединенных энергосистем;

-                   прогноз спроса на топливо организаций электроэнергетики Единой энергетической системы России (без учета децентрализованных источников);

-                   развитие магистральных и распределительных сетей с учетом требований по обеспечению регулирования (компенсации) реактивной электрической мощности;

-                   требования к развитию релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления;

-                   оценку прогнозных объемов капитальных вложений в сооружение генерирующих объектов, объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше;

-                   схему развития Единой энергетической системы России.

 

 

Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения

 

Указом Президента Российской Федерации от 10.12.2015 № 615сс утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства. Информация о публикации документа не обнародована.

Схема территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства определяет виды, назначение и наименования планируемых для размещения объектов обороны страны и безопасности государства, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Всего, по данным схемы, к размещению планируется 1241 объект на территории 74 субъектов Российской Федерации, включая город федерального значения Севастополь и Республику Крым.

Объекты обороны и безопасности государственной и иных форм собственности классифицируются по целевому назначению (военные специального и общего назначения; двойного назначения), по масштабам использования (стратегического значения; оперативного значения; тактического значения), по условиям размещения (стационарные; полевые), по защищенности (защищенные в фортификационном отношении; незащищенные), по режиму функционирования (действующие; законсервированные; зарезервированные), по своему территориальному расположению (объекты, расположенные в границах одного земельного участка или группы земельных участков, имеющих смежные границы и образующих общую территорию, в пределах которой нет земельных участков других хозяйствующих субъектов (землепользователей); объекты, расположенные в границах определенной территориальной единицы (район базирования, район несения боевого дежурства, позиционный район, боевая позиция и т.д.) на нескольких земельных участках, разделенных земельными участками, находящимися в собственности (оперативном управлении) других хозяйствующих субъектов; линейные объекты (линии связи, линии электропередач, топливопроводы, дороги необщего назначения и т.п.).

Также документом определен перечень районов падения отделяющихся частей ракет-носителей «Союз-2», запускаемых с космодрома «Восточный». В перечень таких территорий вошли 15 муниципальных районов Хабаровского края, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Республики Саха (Якутии).

Схема территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства является основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для нужд обороны и безопасности и о переводе земель из одной категории в другую.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440 утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов. Документ вступил в силу 08.01.2016.

Утвержденные требования определяют состав и содержание программ комплексного развития объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселений, городских округов.

Установлено, что программы определяют перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, включая те, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии указанных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта, договорами о комплексном освоении территорий или о развитии застроенных территорий.

Программа должна включать:

-                   паспорт;

-                   характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры;

-                   прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа;

-                   принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;

-                   перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов);

-                   оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры;

-                   оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры;

-                   предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения, городского округа.

По общему правилу программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) – без разбивки.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2016 № 139-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного) и автомобильных дорог федерального значения.

Проект изменений был подготовлен Минтрансом России в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, и Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Документ предусматривает строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей «Москва – Казань – Екатеринбург» и «Москва – Ростов-на-Дону – Адлер».

Указанные изменения содержат положение о территориальном планировании и карту планируемого размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 82 внесены изменения в Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1033. Документ вступил в силу 17.02.2016.

Уточнены правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

Согласно внесенным изменениям охранная зона устанавливается в отношении:

-                   подземных линейных гидротехнических сооружений в виде части поверхности участка земли, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими на 30 метров от внешнего края указанного гидротехнического сооружения по обе его стороны на глубину, соответствующую глубине прокладки подземного линейного гидротехнического сооружения;

-                   резервуаров для хранения топлива, береговых насосных станций, объектов промышленных стоков в виде части поверхности участка земли, ограниченной линией, параллельной границе земельного участка, предоставленного для размещения объекта, на расстоянии 10 метров от границы земельного участка.

Из сферы действия правил установления охранных зон исключены атомные электростанции, мобильные (передвижные) генерирующие объекты, а также объекты, расположенные в границах земельного участка, оборудованного инженерно-техническими средствами охраны и защиты, принадлежащего организации, которая осуществляет деятельность в сфере промышленности и основным видом деятельности которой не является производство электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2016 № 87 внесены изменения в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395. Документ вступил в силу 19.02.2016.

В соответствии с утвержденными изменениями Минтранс России уполномочен устанавливать порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Реализация данных полномочий осуществляется Минтрансом России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.03.2016 № 110н утвержден профессиональный стандарт «Градостроитель». Документ зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2016, регистрационный № 41647, опубликован 06.04.2016.

Профессиональный стандарт «Градостроитель» разработан Российским союзом промышленников и предпринимателей (город Москва) при участии Национального союза саморегулируемых организаций по развитию территорий (город Москва), НП «Национальное объединение экспертов градостроительной деятельности» (город Москва), НП «Объединение планировщиков» (город Москва), СРО «Некоммерческое партнерство «Национальное объединение специалистов и экспертов в области градостроительства и безопасности» (город Москва).

Цель подготовки документа – организация, планирование и осуществление разработки градостроительной документации (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территории), использование такой документации в процессе градостроительной деятельности при пространственном обустройстве территорий.

Определено, что профессиональный стандарт применяется к следующим группам занятий согласно общероссийскому классификатору:

-                   руководители учреждений, организаций и предприятий;

-                   руководители подразделений (управляющие) в строительстве;

-                   ландшафтные архитекторы;

-                   руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам;

-                   архитекторы зданий и сооружений;

-                   проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов.

Профессиональный стандарт «Градостроитель» описывает следующие обобщенные трудовые функции:

-                   технологическое сопровождение разработки градостроительной документации и сопутствующих исследований;

-                   разработка градостроительной документации для конкретного территориального объекта;

-                   проведение исследований и изысканий, необходимых для разработки конкретного вида градостроительной документации;

-                   организация планирования и проектирования территорий применительно к конкретному объекту.

Для каждой трудовой функции установлены характеристики, включающие в том числе возможные наименования должностей, профессий, требования к образованию, опыту работы, трудовым функциям, необходимым умениям и знаниям и др.

Технологическое сопровождение разработки градостроительной документации и сопутствующих исследований предполагает выполнение следующих трудовых функций:

-                   сбор и систематизация информации для разработки градостроительной документации (получение задания от руководителя (руководителя проекта или организации), уточнение требований и условий задания, определение инструментов, средств, методов поиска необходимой информации и согласование их с руководителем, поиск и сбор информации, обработка и организация хранения собранной информации, передача разработчикам градостроительной документации собранной и систематизированной информации);

-                   формирование комплекта градостроительной документации применительно к территориальному объекту, для которого документация разрабатывается (получение текстовых, графических материалов, составляющих градостроительную документацию или ее части, от разработчиков и их проверка на соответствие структуры, содержания и формы подачи, оформление документации в соответствии с установленными требованиями, комплектация градостроительной документации, разработка презентационных материалов на электронных, бумажных носителях, представление комплекта градостроительной документации и подготовленных презентационных материалов).

Возможные наименования должностей профессий для указанных функций:

-                   архитектор-градостроитель II категории;

-                   градостроитель-планировщик II категории;

-                   проектировщик-градостроитель II категории;

-                   ландшафтный архитектор-градостроитель II категории;

-                   специалист градостроительства.

Предполагается, что для выполнения указанных трудовых функций специалист должен иметь высшее образование (бакалавриат), а также не менее одного года опыта практической работы в области градостроительства.

Для непрофильного образования рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области градостроительства, программы повышения квалификации в области градостроительства – не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Разработка градостроительной документации для конкретного территориального объекта предполагает выполнение следующих трудовых функций:

-                   формирование альтернативных вариантов градостроительных решений для разрабатываемого территориального объекта и вида градостроительной документации (анализ задания, уточнение требований и условий задания, общий анализ исходной информации для разработки градостроительных решений для конкретного территориального объекта, анализ результатов исследований для определения достаточности и применимости, разработка альтернативных вариантов градостроительных решений, оформление разработанных вариантов градостроительных решений);

-                   отбор и обоснование варианта градостроительных решений для разрабатываемого территориального объекта и вида градостроительной документации (проведение необходимых расчетов для планирования, моделирования и прогнозирования развития территориального объекта, сотрудничество с субъектами внешнего окружения в рамках обеспечения учета мнения заинтересованных сторон для обоснованного выбора итогового варианта градостроительного решения, выбор варианта градостроительного решения на основании установленных критериев, документирование результатов анализа и принятого градостроительного решения).

Возможные наименования должностей профессий для указанных функций:

-                   архитектор-градостроитель I категории;

-                   градостроитель-планировщик I категории;

-                   проектировщик-градостроитель I категории;

-                   ландшафтный архитектор-градостроитель I категории.

Предполагается, что для выполнения указанных трудовых функций специалист должен иметь высшее образование (магистратура или специалитет), а также не менее двух лет опыта практической работы в области градостроительства.

Для непрофильного образования рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области градостроительства, программы повышения квалификации в области градостроительства – не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Проведение исследований и изысканий, необходимых для разработки конкретного вида градостроительной документации, предполагает выполнение следующих трудовых функций:

-                   постановка задач исследований и изысканий, определение методологии, методик и технологии их выполнения для разработки градостроительной документации (анализ исходной информации об объекте градостроительной деятельности, определение целей и задач исследований и изысканий, определение требований к результатам исследований и изысканий, формулирование градостроительных задач применительно к объекту исследования, определение возможных градостроительных сценариев развития территориального объекта, определение методов, приемов и технологии выполнения исследований и изысканий, документальное оформление принятых решений о проведении исследований и изысканий для разработки градостроительной документации, обсуждение задач с исполнителями исследований и изысканий (необходимые разъяснения));

-                   проведение исследований и изысканий, необходимых для разработки градостроительной документации (определение и согласование с руководством методологии исследования и изысканий, анализ и оценка имеющихся ресурсов и условий, необходимых для реализации исследований для разработки градостроительной документации, подготовка запросов на предоставление ресурсов, необходимых для исследований и изысканий, проведение необходимых для разработки градостроительной документации градостроительных, пространственных, территориальных, демографических, социологических, экономических исследований, топографо-геодезических, инженерно-геологических, картографических изысканий, анализа, прогноза, моделирования, экспериментов, составление обзоров и отчетов по результатам проведенных исследований и изысканий).

Возможные наименования должностей профессий для указанных функций:

-                   ведущий архитектор-градостроитель;

-                   ведущий градостроитель-исследователь;

-                   ведущий градостроитель-планировщик;

-                   ведущий проектировщик-градостроитель;

-                   ведущий ландшафтный архитектор-градостроитель;

-                   ведущий специалист градостроительства;

-                   эксперт градостроительства.

Предполагается, что для выполнения указанных трудовых функций специалист должен иметь высшее образование (магистратура или специалитет), а также не менее трех лет опыта практической работы в области градостроительства.

Для непрофильного образования рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области градостроительства, программы повышения квалификации в области градостроительства не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности. Достижение уровня квалификации ведущего градостроителя-исследователя обеспечивается его деятельностью в научно-исследовательской организации и путем дополнительного освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Организация планирования и проектирования территорий применительно к конкретному объекту предполагает выполнение следующих трудовых функций:

-                   определение разрабатываемого территориального объекта, целей обустройства территории и необходимой для этого разработки вида (видов) градостроительной документации (определение и установление территориального объекта и вида разрабатываемой градостроительной документации, определение состава и характера необходимой исходной информации, проведение сбора и обработки информации, определение критериев результатов предварительного анализа собранной информации, предварительный анализ собранной информации, формирование системы принципов, целей и средств планирования и проектирования обустройства территориального объекта, разработки градостроительной документации, определение потребностей в исследованиях и изысканиях, документирование результатов анализа, сформированного базового решения о территориальном объекте и виде градостроительной документации, подлежащей разработке, а при необходимости – конкурсной документации на разработку градостроительной документации и (или) проведения исследований);

-                   организация исследований и изысканий, необходимых для разработки градостроительных решений (определение целей исследований и изысканий, определение необходимых ресурсов для исследований и изыскании, определение критериев отбора исполнителей для проведения исследований, определение необходимости привлечения внешних исполнителей, подготовка и утверждение плана-графика проведения исследований и изысканий, координация деятельности исполнителей, контроль соблюдения плана-графика и качества результатов исследований, приемка результатов проведенных исследований территориального объекта и изысканий);

-                   организация разработки градостроительной документации (постановка целей и задач разработки градостроительных решений, подготовка и утверждение плана-графика и заданий на разработку градостроительной документации, определение критериев отбора участников разработки, определение необходимости привлечения внешних исполнителей, отбор исполнителей, постановка задач исполнителям, координация деятельности исполнителей, текущий контроль соблюдения плана-графика разработки градостроительной документации и качества результатов ее разработки, приемка проектов разработанной градостроительной документации, согласование проектов разработанной градостроительной документации и организация публичных слушаний (при необходимости) в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами).

Возможные наименования должностей профессий для указанных функций:

-                   главный градостроитель в научно-исследовательской организации;

-                   главный градостроитель в проектной организации;

-                   главный градостроитель проекта;

-                   градостроитель проекта.

Предполагается, что для выполнения указанных трудовых функций специалист должен иметь высшее образование (магистратура или специалитет), а также не менее пяти лет опыта практической работы в области градостроительства.

Достижение уровня квалификации главного градостроителя в научно-исследовательской организации осуществляется путем дополнительного освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и (или) научно-педагогической деятельности в соответствии с установленными требованиями.

Согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации с 01.07.2016 характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена указанным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Таким образом, для кадровых служб при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональный стандарт «Градостроитель» является ориентиром и может применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у конкретного работодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2016 № 229 внесены изменения в требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154. Документ вступил в силу 01.04.2016.

Изменения связаны с введением нового понятия – местные виды топлива. К ним отнесены топливные ресурсы, использование которых потенциально возможно в районах (территориях) их образования, производства, добычи, экономическая эффективность потребления которых ограничена районами (территориями) их происхождения.

Так, определено, что в раздел 4 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии» схемы теплоснабжения должен содержать в том числе анализ целесообразности ввода новых и реконструкции существующих источников тепловой энергии с использованием местных видов топлива, а также сведения о потребляемых источником тепловой энергии местных видов топлива.

Кроме того, устанавливается требование об оформлении проекта схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения. Глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний должны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утверждения проект схемы теплоснабжения в электронной форме и протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту (для поселений, городских округов с численностью 500 тыс. человек и более, городов федерального значения).

Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 163 утверждены Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории. Документ зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2016, регистрационный № 41845, вступил в силу 03.05.2016.

Документом определено, что местоположение границы зоны с особыми условиями использования территории устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Координаты характерных точек границы зон определяются с точностью не ниже точности картографической основы государственного кадастра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница зоны.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и содержащие сведения о границах зон, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

 

 

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество

 

Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 утвержден порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ. Документ зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2016, регистрационный № 40604, вступит в силу 01.01.2017.

Нормативный правовой акт разработан Минэкономразвития России в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с частью 5 статьи 5 указанного закона порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости. Документ вступит в силу 01.01.2017, за исключением отдельных положений.

Постановление № 1532 подготовлено в соответствии с частью 16 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и устанавливает перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, порядок их направления или предоставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

Документ утвержден взамен действующего в настоящее время постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», и призван обеспечить внесение в единый государственный реестр недвижимости необходимых сведений, находящихся в распоряжении органов власти и заинтересованных лиц:

-                   об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

-                   об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

-                   об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

-                   об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

-                   о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

-                   об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

-                   об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

-                   об установлении или изменении границ населенного пункта;

-                   об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

-                   об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;

-                   об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

-                   об установлении или изменении границ охотничьих угодий;

-                   об утверждении проекта межевания территории;

-                   об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;

-                   об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации;

-                   об установлении или изменении границ игорных зон;

-                   о результатах проведения государственного земельного надзора;

-                   об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.

Также в единый государственный реестр недвижимости будут передаваться иные сведения, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе органов охраны объектов культурного наследия, оператора федеральной информационной адресной системы, органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, органа, осуществляющего ведение государственного водного реестра, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов записи актов гражданского состояния, судов и др.

По общему правилу при информационном взаимодействии документы, в том числе карты (планы) объектов землеустройства, должны предоставляться в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В то же время ряд документов, например, в целях постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, направляются в форме электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления.

Во исполнение вышеуказанных положений Росреестр в срок до 01.01.2016 обязан:

-                   разработать и утвердить форматы предоставления сведений в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которые используются в процессе информационного взаимодействия при ведении единого государственного реестра недвижимости в электронной форме, и разместить их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет;

-                   разработать схемы, которые используются для формирования документов в формате XML в процессе информационного взаимодействия при ведении единого государственного реестра недвижимости, и разместить их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

 

 

Градостроительная экология

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 утверждены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Документ вступил в силу 26.03.2016.

Утвержденным документом установлены состав и содержание территориальной схемы. В частности, определено, что территориальная схема состоит из 7 разделов. В схему при необходимости включаются документы территориального планирования, а также картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы территорий, сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, данные государственного статистического наблюдения, нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы, которая может содержать ряд дополнительных разделов.

 

 

Благоустройство

 

Утратили силу методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613. Документ признан недействующим апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2015 № АПЛ15-557.

Основанием для судебного обжалования явился факт наличия в методических рекомендациях правовых норм, имеющих нормативный правовой характер (в частности, норм пунктов 8.2.1-8.2.3, 8.2.9, 8.2.22, 8.2.25, 8.5.2.6, 8.6.9, 8.6.12, 8.6.16, 8.7.5, 8.8.3, 8.9.1), что противоречит порядку введения приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 в действие – документ не был зарегистрирован в Минюсте России и официально опубликован в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

При вынесении определения суд исходил из формальных оснований признания акта недействительным – согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 

 

Проекты правовых актов

 

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительной кодекс Российской Федерации». На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проводится обсуждение текста документа.

Законопроект подготовлен в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации 05.11.2015 № ДК-П9-192пр о доработке проекта федерального закона, предусматривающего установление возможности предоставления права осуществлять отдельные виды подготовительных работ до получения разрешения на строительство.

Законопроект направлен на снижение административных барьеров и упрощение осуществления строительства, реконструкции и предусматривает возможность выполнения подготовительных работ до получения разрешения на строительство и со дня заключения договора о проведении экспертизы проектной документации.

В настоящее время исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление любых работ по строительству и реконструкции, в том числе и подготовительных работ возможно только при наличии разрешения на строительство, для получения которого согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется порядка 11 документов, в том числе материалы проектной документации, прошедшей экспертизу.

Таким образом, даже незначительные и не оказывающие значительного влияние на безопасность работы, такие как, например, геодезические разбивочные работы для строительства, устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем возможны только после прохождения экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство.

Оценочно выполнение подготовительных работ занимает порядка 6 месяцев, а в отношении крупных инфраструктурных проектов до 1 года.

Предоставление возможности выполнять подготовительные работы с момента заключения договора о проведении экспертизы проектной документации позволит ко времени получения разрешения на строительство выполнить весь комплекс работ по подготовке к строительству и уже непосредственно начать выполнение основных работ по строительству, реконструкции объектов, сократив тем самым сроки строительства, реконструкции объектов оценочно от 6 месяцев до 1 года.

Перечень подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство, условия и порядок их осуществления согласно законопроекту будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Проект нормативного правового акта предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, направленных на установление административной ответственности за нарушение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации порядка выполнения подготовительных работ.

Предполагается, что положения нового правого регулирования, предлагаемого законопроектом, вступят в силу по истечении 6 месяцев со дня их официального опубликования, что связано с необходимостью принятия в развитие положений, предлагаемых законопроектом, постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня работ, входящих в состав комплекса работ подготовительного периода строительства, реконструкции, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство и которые также могут входить в состав этапа комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 1/2016.