31.12.2015

Обзор изменений в законодательстве за октябрь-декабрь 2015 года

Обзор изменений в законодательстве за октябрь-декабрь 2015 года.


Основы государственного управления

 

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ (далее – ФЗ № 357-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения положений отраслевых законодательных актов в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ (далее – ФЗ № 136-ФЗ). Документ вступил в силу с 9 декабря 2015 года.

ФЗ № 357-ФЗ внесены изменения в Земельный и Водный кодексы Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другие отраслевые нормативные правовые акты.

Предусмотренные изменения предполагают закрепление за муниципальными районами вопросов местного значения, решение которых ранее осуществлялось сельскими поселениями. Вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений будут решаться органами местного самоуправления муниципальных районов, за исключением тех случаев, когда законами субъектов Российской Федерации данные вопросы будут закреплены за сельскими поселениями.

Поскольку по сравнению с другими муниципальными образованиями сельские поселения являются наименее обеспеченными, указанные изменения, по мнению разработчиков, позволят привести объем решаемых ими вопросов местного значения в соответствие с финансово-экономическими и организационно-кадровыми возможностями.

Стоит отметить, что ФЗ № 357-ФЗ не предусматривает внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, несмотря на существующие практические проблемы применения положений ФЗ № 136-ФЗ. В то же время, по информации Минэкономразвития России, изложенной в письме от 3 июля 2015 года № ОГ-Д27-9071, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года № ДК-П9-4157 в настоящее время осуществляется подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях приведения отдельных его положений в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р утверждена концепция развития приграничных территорий субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа (далее – Концепция). Документ вступил в силу 28 октября 2015 года.

Концепция направлена на создание условий для устойчивого развития экономики и обеспечения социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.

Эти меры в итоге должны способствовать закреплению населения в приграничных населенных пунктах, приросту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию туристско-рекреационного потенциала, созданию новых экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств, модернизации социальной и инженерной инфраструктуры.

Концепция будет реализовываться в 2015-2025 годы в два этапа.

На первом этапе (2015-2016 годы) планируется провести ряд организационных мероприятий, на втором этапе (2017-2025 годы) – реализовать региональные программы развития дальневосточных приграничных территорий, проекты развития отдельных приграничных территорий, распространить пилотные проекты и лучшие практики в приграничных территориях.

Подобная концепция в России разработана впервые. Предполагается, что предусмотренные ею мероприятия в случае их успешной реализации будут распространены на другие приграничные территории Российской Федерации.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2697-р утвержден План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год. Документ вступил в силу 26 декабря 2015 года.

Правительством Российской Федерации запланирована разработка в 2016 году 57 документов, в том числе законопроектов:

-                   «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (в части отнесения индивидуальных предпринимателей к кругу лиц, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацию водопроводно-канализационного хозяйства)»;

-                   «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-                   «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования правоотношений в сфере управления многоквартирными домами)»;

-                   «О внесении изменений в статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования полномочий по утверждению документации по планированию территории)».

За разработку двух последних документов ответственным назначен Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Данные проекты федеральных законов должны быть представлены в Правительство Российской Федерации в конце будущего лета и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в осеннюю сессию 2016 года.

 

 

Стратегическое и социально-экономическое планирование

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162 (далее – Постановление № 1162) утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации (далее – Правила, Отраслевые документы). Документ вступил в силу 11 ноября 2015 года.

Постановление № 1162 разработано Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 172-ФЗ).

Правилами утвержден порядок разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации Отраслевых документов.

Определено, что Отраслевой документ разрабатывается в три этапа.

На первом этапе разработчик Отраслевого документа направляет участникам разработки запрос о предоставлении необходимых сведений. Участники разработки в тридцатидневный срок представляют такие сведения разработчику.

На втором этапе разработчик подготавливает проект Отраслевого документа, обеспечивает его согласование с участниками разработки и в целях проведения общественного обсуждения размещает его на своем официальном сайте и в федеральной информационной системе стратегического планирования.

На третьем этапе разработчик вносит в Правительство Российской Федерации проект нормативно-правового акта об утверждении (одобрении) проекта Отраслевого документа.

Мониторинг и контроль реализации Отраслевых документов проводятся разработчиком.

Разработчик Отраслевого документа ежегодно подготавливает доклад о его реализации, размещает его на своем официальном сайте и в федеральной информационной системе стратегического планирования; представляет его в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России представляет сводный доклад о реализации Отраслевых документов в Правительство Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1218 (далее – Постановление № 1218) утвержден порядок разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации долгосрочного прогноза социально-экономического развития России (далее – Долгосрочный прогноз). Документ вступил в силу 21 ноября 2015 года.

Постановление № 1218 разработано Минэкономразвития России в соответствии с ФЗ № 172-ФЗ.

Долгосрочный прогноз разрабатывается Минэкономразвития России каждые 6 лет на 18 лет с учетом прогноза научно-технологического развития и стратегического прогноза Российской Федерации на основе данных, представляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти и другими участниками стратегического планирования.

Долгосрочный прогноз разрабатывается на вариативной основе и формируется в целом по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и видам экономической деятельности.

Документ формируется в трех обязательных (основных) вариантах.

Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.

Консервативный вариант разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.

Целевой вариант основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

Перечислены показатели, которые должны быть отражены в Долгосрочном прогнозе. В их числе – оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, характеристика условий социально-экономического развития в долгосрочном периоде, оценка факторов и ограничений социально-экономического развития страны на долгосрочный период, показатели основных вариантов прогноза развития, основные показатели регионального развития, основные параметры инфляции и т.д.

Разработка Долгосрочного прогноза осуществляется в два этапа.

На первом этапе Минэкономразвития России совместно с Минфином России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на долгосрочный период и основные параметры Долгосрочного прогноза.

На втором этапе Минэкономразвития России совместно с Минфином России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования на основе вариантов Долгосрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для формирования соответствующих разделов Долгосрочного прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров Долгосрочного прогноза, одобренных Правительством Российской Федерации, разрабатывает долгосрочный прогноз.

Также Минэкономразвития России разрабатывает и ежегодно уточняет отдельные показатели социально-экономического развития России на пятидесятилетний период, отдельные показатели Долгосрочного прогноза с учетом прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный период (далее – Среднесрочный прогноз) и проекта бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период и иные показатели. Конкретизирован порядок разработки сценарных условий и основных параметров Долгосрочного прогноза и установлены сведения, которые отдельные федеральные органы исполнительной власти должны представлять в Минэкономразвития России для их подготовки. Разработанные сценарные условия и основные параметры Долгосрочного прогноза будут обсуждаться специальной рабочей группой Минэкономразвития России при участии представителей научных, экспертных организаций и бизнес-сообщества.

В целях выявления отклонений фактических значений показателей от показателей, утвержденных в Долгосрочном прогнозе, Минэкономразвития России будет осуществлять мониторинг и контроль реализации Долгосрочного прогноза. По итогам такого мониторинга министерство будет готовить и размещать на своем официальном интернет-сайте ежегодный доклад об итогах социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года № 1234 (далее – Постановление № 1234) определен порядок разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации Среднесрочного прогноза. Документ вступил в силу 26 ноября 2015 года.

Постановление № 1234 разработано Минэкономразвития России в соответствии с ФЗ № 172-ФЗ.

Документом предусмотрено, что Среднесрочный прогноз разрабатывается в два этапа.

На первом этапе Минэкономразвития России совместно с Минфином России и другими участниками разрабатывает сценарные условия и основные параметры Среднесрочного прогноза, представляет их в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период с последующим внесением их в Правительство Российской Федерации для рассмотрения.

На втором этапе Минэкономразвития России совместно с Минфином России и другими участниками на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий и основных параметров Среднесрочного прогноза разрабатывает Среднесрочный прогноз, представляет его в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период с последующим внесением его в Правительство Российской Федерации.

После рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации Среднесрочного прогноза Минэкономразвития России направляет его в Минфин России для представления в Правительство Российской Федерации в составе документов и материалов, подлежащих внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Минэкономразвития России в случае существенного отклонения ключевых макроэкономических показателей, полученных по результатам мониторинга Среднесрочного прогноза, от принятых за основу при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период или по решению Правительства Российской Федерации представляет уточненный Среднесрочный прогноз.

Корректировка Среднесрочного прогноза проводится по решению Правительства Российской Федерации в целях корректировки федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Реализация Среднесрочного прогноза контролируется Минэкономразвития России на основе обобщения информации и оценки достижения показателей социально-экономического развития России в рамках представляемых в Правительство Российской Федерации ежегодных докладов о текущей ситуации в экономике и тенденциях на ближайшую перспективу.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1278 установлен порядок функционирования федеральной информационной системы стратегического планирования. Документ вступил в силу 10 декабря 2015 года.

Установлено, что федеральная информационная система стратегического планирования создается в целях информационного обеспечения стратегического планирования, которое осуществляется в отношении документов стратегического планирования, не содержащих служебную информацию ограниченного распространения или сведений, составляющих государственную тайну, посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» во взаимодействии с следующими информационными системами и ресурсами, в том числе:

-                   федеральной государственной информационной системой территориального планирования;

-                   инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

-                   региональными и муниципальными информационными системами, используемыми в целях информационного обеспечения стратегического планирования.

Государственная автоматизированная информационная система «Управление» будет использоваться для обеспечения стратегического планирования в части:

-                   государственной регистрации документов стратегического планирования;

-                   ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;

-                   мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в установленном порядке;

-                   мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

-                   мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования;

-                   организации доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования;

-                   разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования в установленном порядке;

-                   информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования.

Перечень документов стратегического планирования будет размещен в открытом доступе на портале www.gasu.gov.ru.

Доступ к закрытым данным будет предоставляться участникам стратегического планирования в установленном порядке.

Требования к форме уведомления об утверждении (одобрении) документа стратегического планирования или внесении в него изменений, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 года № 831.

Порядок присвоения уникального реестрового номера документа стратегического планирования и структура уникального реестрового номера документа стратегического планирования утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 года № 832.

 

Минэкономразвития России опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы субъектов Российской Федерации по реализации положений ФЗ № 172-ФЗ.

Документ подготовлен Департаментом стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России и включает ответы на следующие вопросы в сфере стратегического планирования:

-                   текущий статус Плана подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 47 ФЗ № 172-ФЗ;

-                   ход реализации Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм ФЗ № 172-ФЗ, утвержденного поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26 августа 2014 года № ИШ-П13-7299;

-                   наличие несогласованности отдельных положений ФЗ № 172-ФЗ и ФЗ № 131-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 184-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации;

-                   порядок методического обеспечения стратегического планирования на региональном и местном уровнях, планируемые перечень, состав и сроки подготовки федеральных методических материалов по вопросам стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях;

-                   взаимоувязка документов стратегического планирования различных уровней;

-                   допускается ли утверждение документов развития отраслей экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации, не предусмотренных частью 4 статьи 11 ФЗ № 172-ФЗ (инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации, отраслевых стратегий и концепций и др.);

-                   статус программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом «г» части 2 статьи 5, пунктами «б», «в» части 2 статьи 21 ФЗ № 184-ФЗ, не включенных в перечень документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, установленный ФЗ № 172-ФЗ;

-                   статус программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, полномочие принятия которых закреплено за органами местного самоуправления пунктом 6 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ, в связи с частью 5 статьи 11 ФЗ 172-ФЗ;

-                   статус Порядка согласования стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации.

 

 

Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения

 

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 402-ФЗ (далее – ФЗ № 402-ФЗ) внесены изменения в часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которая устанавливает отлагательный срок вступления в силу правила о применении в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, документации по планировке территории. Документ вступил в силу 1 января 2016 года.

Согласно утвержденным изменениям до 31 декабря 2016 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В то же время указанное правило распространяется исключительно на территорию города федерального значения Москвы и не является общим.

Таким образом, с 1 января 2016 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, должна использоваться документация по планировке территории.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 2004-р (далее – Распоряжение № 2004-р) утверждена схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и города Севастополя. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Распоряжение № 2004-р подготовлено Минэкономразвития России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2014 года № 803 «О подготовке схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и города Севастополя».

Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и города Севастополя разработана в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года № 2054-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Изменения предполагают корректировку характеристик планируемых к размещению объектов: Морской порт в городе Балтийске (бухта Приморская), строительство в порту комплекса по перегрузке контейнерных грузов, создание регионального центра перегрузки крупнотоннажных контейнеров и переработки автомобильной техники и накатных грузов с общим грузооборотом 66 млн тонн в год (Калининградская область, город Балтийск).

Также предлагается разместить новый объект – Морской порт Дудинка, строительство морского терминала для перевалки нефти мощностью до 5 млн тонн в год и грузов, необходимых для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений (Красноярский край, мыс Таналау).

Все вышеуказанные объекты также включены в карту планируемого размещения объектов федерального значения.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 2659-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 года № 816-р. Документ вступил в силу с момента утверждения.

Изменения предполагают два новых мероприятия в области федерального трубопроводного транспорта:

-                   размещение терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа (СПГ) в Калининградской области (в части магистрального газопровода) (ГП XXIV);

-                   реконструкция газотранспортных мощностей для обеспечения закачки газа в Касимовское ПХГ и отбора из Касимовского и Увязовского ПХГ в объеме до 183 млн куб. метров в сутки (ГП XXV).

Все вышеуказанные объекты также включены в карту планируемого размещения объектов федерального значения.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 1050 (далее – Постановление № 1050) установлены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее – ПКР СИ). Документ вступил в силу 13 октября 2015 года.

Постановлением № 1050 определяются состав и содержание ПКР СИ, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

Определено, что ПКР СИ устанавливают перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.

По общему правилу ПКР СИ разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные ПКР СИ, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия) – без разбивки по годам.

ПКР СИ должны включать:

-                   паспорт;

-                   характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры;

-                   перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей;

-                   оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

-                   целевые индикаторы ПКР СИ, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры);

-                   оценку эффективности мероприятий, включенных в ПКР СИ, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

-                   предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей ПКР СИ.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 1440 (далее – Постановление № 1440) утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов (далее – ПКР ТИ). Документ вступил в силу 8 января 2015 года.

Постановлением № 1440 определяются состав и содержание ПКР ТИ.

Определено, что ПКР ТИ устанавливают перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, включая те, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии указанных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта, договорами о комплексном освоении территорий или о развитии застроенных территорий.

По общему правилу ПКР ТИ разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные ПКР ТИ, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия) – без разбивки по годам.

ПКР ТИ должны включать:

-                   паспорт;

-                   характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры;

-                   прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа;

-                   принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;

-                   перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов);

-                   оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры;

-                   оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры;

-                   предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения, городского округа.

 

Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2015 года № 709 (далее – Приказ № 709) внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2014 года № 540. Документ вступил в силу 3 ноября 2015 года.

Особый интерес представляют изменения видов разрешенного использования земельных участков в сфере жилищного строительства и обслуживания жилья.

В частности, в целях восполнения пробела в правовом регулировании малоэтажной многоквартирной жилой застройки введены два новых вида разрешенного использования в сфере жилищного строительства взамен ранее установленного вида разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка»:

-                   «для индивидуального жилищного строительства» – предусматривает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), а также выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений;

-                   «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» – предусматривает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до четырех этажей, включая мансардный), разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур, размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.

Также уточнено понятие жилого дома блокированной жилой застройки. Установлено, что жилые дома блокированной жилой застройки – дома с количеством этажей не более чем три, имеющие одну или несколько общих без проемов с соседними блоками стен при общем количестве совмещенных домов не более десяти, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Указанное изменение, очевидно, направлено на приведение терминологии Классификатора в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

В целях обеспечения размещения гаражных комплексов и отдельно стоящих гаражей введен вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения», предусматривающий размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек.

Приказом № 709 также внесены существенные изменения в виды разрешенного использования земельных участков в сферах коммунального обслуживания, здравоохранения, образования, гидрометеорологии, ветеринарии, торговли, промышленности и др.

 

Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 277-ФЗ (далее – ФЗ № 277-ФЗ) внесены изменения в статью 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. Документ вступил в силу с 6 октября 2015 года.

ФЗ № 277-ФЗ предусматривает изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления запрета на безвозмездную передачу федеральных участков в региональную или муниципальную собственность в границах особых экономических зон.

Такой передаче не подлежат земельные участки в границах только тех особых экономических зон, которые созданы в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

 

Минэкономразвития России утвердило рекомендации по применению Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Рекомендации, ФЗ № 499-ФЗ).

Напомним, что ФЗ № 499-ФЗ в состав Земельного кодекса Российской Федерации включена глава, содержащая требования к порядку изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В целях подготовки Рекомендаций Минэкономразвития России были направлены запросы в субъекты Российской Федерации относительно предложений и возникающих вопросов в связи с применением ФЗ № 499-ФЗ.

В ходе подготовки Рекомендаций были рассмотрены позиции 79 заинтересованных органов государственной власти, из которых 26 представили вопросы и предложения, на основании которых были сформированы Рекомендации.

 

 

Геодезия и картография

 

Утвержден Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 431-ФЗ). Документ вступит в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» утратит силу с указанной даты.

Принятые изменения актуализируют российское законодательство в соответствии с современным состоянием геодезии и картографии и предусматривают в том числе использование современных информационных технологий, включая космические снимки, системы ГЛОНАСС и GPS.

ФЗ № 431-ФЗ установлены система координат, государственная система высот и государственная гравиметрическая система, используемые в Российской Федерации; регламентировано создание государственной геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей; определены виды и особенности ведения государственных фондов пространственных данных. Также обновлены и конкретизированы положения, касающиеся федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.

Кроме того, предусмотрены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым основой государственного кадастра недвижимости признана единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Определено также, что для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат. Данные изменения вступили в силу со дня опубликования закона – то есть с 30 декабря 2015 года.

 

 

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 (далее – Постановление № 1532) утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Документ вступит в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

Постановление № 1532 подготовлено в соответствии с частью 16 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу с 1 января 2017 года, и устанавливает перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, порядок их направления или предоставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

Документ утвержден взамен действующего в настоящее время постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», и призван обеспечить внесение в ЕГРН необходимых сведений, находящихся в распоряжении органов власти и заинтересованных лиц.

В порядке, установленном Постановлением № 1532, в ЕГРН органами государственной власти и органами местного самоуправления будут передаваться сведения:

-                   об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

-                   об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

-                   об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

-                   об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

-                   о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

-                   об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

-                   об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

-                   об установлении или изменении границ населенного пункта;

-                   об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

-                   об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;

-                   об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

-                   об установлении или изменении границ охотничьих угодий;

-                   об утверждении проекта межевания территории, включая описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

-                   об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;

-                   об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации;

-                   об установлении или изменении границ игорных зон;

-                   о результатах проведения государственного земельного надзора;

-                   об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.

Также в ЕГРН будут передаваться иные сведения, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе органов охраны объектов культурного наследия, оператора федеральной информационной адресной системы, органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, органа, осуществляющего ведение государственного водного реестра, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов записи актов гражданского состояния, судов и др.

По общему правилу при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, должны предоставляться в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В то же время ряд документов, например, в целях постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляются в форме электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления.

Постановлением № 1532 установлено, что Росреестр в срок до 1 июня 2016 года обязан:

-                   разработать и утвердить форматы предоставления сведений в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которые используются в процессе информационного взаимодействия при ведении ЕГРН в электронной форме, и разместить их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

-                   разработать схемы, которые используются для формирования документов в формате XML в процессе информационного взаимодействия при ведении ЕГРН, и разместить их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 2444-р (далее – Распоряжение № 2444-р) утвержден комплексный план мер по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов (далее – Комплексный план). Документ вступил в силу с момента утверждения.

Распоряжение № 2444-р подготовлено Минэкономразвития России в целях реализации пункта 20 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах не всех населенных пунктов, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Комплексным планом предусматривается анализ имеющихся документов, в том числе документов территориального планирования, содержащих сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, границах между субъектами Российской Федерации, с целью определения актуальности этих сведений и документов, а также выявления населенных пунктов, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, границы которых подлежат определению (уточнению) с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В целях подготовки (внесения изменений) документов, в том числе документов территориального планирования, содержащих актуальные сведения о соответствующих границах, будут проведены проектные работы в отношении границ населенных пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами Российской Федерации.

Также предусмотрены проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами Российской Федерации, подготовка карт (планов) соответствующих объектов землеустройства.

Актуальные сведения о границах будут вноситься в государственный кадастр недвижимости.

Комплексный план будет реализовываться с участием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в период до 2030 года.

 

Приказом Минэкономразвития России от 13 ноября 2015 года № 848 (далее – Приказ № 848) утверждены требования к картам и планам, являющимся картографической основой ЕГРН, а также к периодичности их обновления. Документ зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 года, регистрационный № 40095, вступит в силу с 1 января 2017 года.

В ЕГРН в качестве картографической основы будут использоваться карты и планы дифференцированного масштаба для разных типов местностей.

Определено, что карты и планы, являющиеся картографической основой ЕГРН, будут создаваться на территорию кадастрового округа, кадастрового района или кадастрового квартала. Их картографической основой будут являться:

-                   для территории населенных пунктов – фотопланы (ортофотопланы) и (или) цифровые топографические планы масштаба 1:2000; при их отсутствии допускается использовать масштаб 1:5000 и 1:10000;

-                   для отдельных территорий за границами населенных пунктов (экономически освоенных территорий, территорий повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, приграничных территорий) – фотопланы (ортофотопланы) и (или) цифровые топографические карты масштаба 1:10000 и масштаба 1:25000; при их отсутствии допускается использовать масштаб 1:50000;

-                   для остальных территорий за границами населенных пунктов – цифровые топографические карты масштаба 1:50000, 1:100000.

Указанные карты и планы должны содержать сведения о следующих объектах:

-                   гидрография и гидротехнические сооружения;

-                   населенные пункты;

-                   промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

-                   дорожная сеть и дорожные сооружения;

-                   растительный покров и грунты (древесная, кустарниковая, травянистая растительность, пашня, болота, прочие земли (пески, каменистые россыпи, нарушенные земли и тому подобное);

-                   Государственная граница Российской Федерации;

-                   наименования географических объектов.

Периодичность обновления карт и планов составляет:

-                   для населенных пунктов с численностью свыше 50000 человек – 5 лет и более, но не реже чем 1 раз в 10 лет;

-                   для иных территорий – 7 лет и более, но не реже чем 1 раз в 10 лет.

При этом будет признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 года № 375, которым определены требования к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости.

 

 

Адресация

 

Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 года № 171н (далее – Приказ № 171н) утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов. Документ зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2015 года, регистрационный № 6130, вступил в силу 26 декабря 2015 года.

В частности, к элементам планировочной структуры Приказом № 171н отнесены:

-                   вал;

-                   зона (массив);

-                   квартал;

-                   месторождение;

-                   микрорайон;

-                   набережная;

-                   остров;

-                   парк;

-                   порт;

-                   район;

-                   сад;

-                   сквер;

-                   территория;

-                   территория садоводческих некоммерческих товариществ;

-                   территория огороднических некоммерческих товариществ;

-                   территория дачных некоммерческих товариществ;

-                   территория садоводческих потребительских кооперативов;

-                   территория огороднических потребительских кооперативов;

-                   территория дачных потребительских кооперативов;

-                   территория садоводческих некоммерческих партнерств;

-                   территория огороднических некоммерческих партнерств;

-                   территория дачных некоммерческих партнерств;

-                   территория товариществ собственников недвижимости;

-                   юрты.

Элементами улично-дорожной сети определены:

-                   аллея;

-                   бульвар;

-                   магистраль;

-                   переулок;

-                   площадь;

-                   проезд;

-                   проспект;

-                   проулок;

-                   разъезд;

-                   спуск;

-                   тракт;

-                   тупик;

-                   улица;

-                   шоссе.

Также Приказ № 171н закрепляет перечень сокращенных наименований видов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов и идентификационных элементов объекта адресации.

  

Минфин России письмом от 16 ноября 2015 года № 21-03-05/66099 дал разъяснения по вопросам присвоения адресов одновременно с утверждением проекта планировки территории.

Министерством отмечено, что в соответствии с пунктом 21 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 (далее – Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов), решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно, в том числе с утверждением проекта планировки территории.

При этом при присвоении адреса объекту адресации в соответствии с утвержденным проектом планировки территории адреса могут быть присвоены всем объектам адресации, включенным в соответствующий проект планировки территории. Важно, что уполномоченными органами могут использоваться как основная часть указанного документа, так и материалы по его обоснованию.

В то же время в отношении «нечетко выделенных в проекте планировки территории объектов адресации» уполномоченными органами могут приниматься решения о присвоении объекту адресации адреса при других условиях, указанных в пункте 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, которыми являются:

-                   в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;

-                   в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях:

– выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения;

– выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется);

-                   в отношении помещений в случаях:

– подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;

– подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Также Минфином России отмечается, что присвоение адреса земельному участку происходит вне зависимости от того, к какому из видов (существующий, изменяемый, образуемый) относится указанный земельный участок.

В случае, если при утверждении проекта планировки территории требуется изменение адреса объекта адресации, указанный адрес может быть аннулирован с одновременным присвоением нового адреса в соответствии с пунктом 16 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

При этом в случае, если на момент утверждения проекта планировки территории объекту адресации уже присвоен адрес соответствующим решением уполномоченного органа, повторное присвоение адреса не требуется.

 

 

Проекты правовых актов

 

Минстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к составу и содержанию проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации» (далее – Проект постановления). В настоящее время документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект постановления подготовлен на основании части 7 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определяет требования к составу и содержанию проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации.

Проектом постановления предлагается закрепить следующие принципиально важные положения градостроительного законодательства, которые ввиду отсутствия данного нормативного правового акта произвольно трактуются разработчиками градостроительной документации.

1.                  Устанавливается необходимость подготовки проекта планировки только в отношении одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры. Подготовка проекта планировки территории на часть элемента планировочной структуры не допускается, за исключением случая, если планируемое размещение объекта федерального значения влечет необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территории. В таком случае проект планировки территории должен разрабатываться по границам таких зон.

2.                  Устанавливается перечень обязательных приложений к проекту планировки территории (согласование проекта планировки территории с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывался проект планировки территории; с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда; иные согласования, предусмотренные градостроительным законодательством).

3.                  Устанавливается перечень разделов и томов проектов планировки территории и материалов по его обоснованию.

4.                  Дифференцированно раскрывается содержание предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации графических и текстовых материалов проектов планировки территории, подготовленных в целях размещения линейных объектов и в отношении территорий (элементов планировочной структуры).

 

21 октября 2015 года в первом чтении принят проект федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий)» (далее – Законопроект № 826412-6). В настоящее время документ находится на рассмотрении во втором чтении, 21 декабря 2015 года было принято решение перенести его рассмотрение.

Предпосылкой для разработки Законопроекта № 826412-6 послужило то, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 406-ФЗ) внесены изменения в действующее законодательство, согласно которым:

-                   допускается изъятие или другое прекращение прав на земельные и лесные участки, находящиеся в границах государственных природных заповедников или национальных парков, в случаях, предусмотренных федеральными законами;

-                   за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, национальные парки;

-                   национальные парки могут быть созданы путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

В связи с этим Президент Российской Федерации поручил Правительству России подготовить проект федерального закона, предусматривающего запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков, учет интересов местного населения при установлении платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков, установление перечня государственных природных заповедников, подлежащих преобразованию в национальные парки, и порядка такого преобразования.

Так, Законопроектом № 826412-6 предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, а также в федеральные законы:

-                   от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

-                   от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

-                   от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»;

-                   от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-                   ФЗ № 406-ФЗ.

Также Законопроектом № 826412-6 в исчерпывающий перечень государственных природных заповедников, предлагаемых к преобразованию в национальные парки, включены Тебердинский государственный природный биосферный заповедник (Карачаево-Черкесская Республика), государственный природный заповедник «Столбы» (Красноярский край), государственный природный биосферный заповедник «Командорский» (Камчатский край) и государственный природный заповедник «Гыданский» (Ямало-Ненецкий автономный округ).

 

15 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации подготовлены поправки к проекту федерального закона № 778655-6 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 30 июня 2015 года, излагающие указанный проект в редакции разработанного ранее проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» (далее – Законопроект о ДППТ, проект поправок). В настоящее время документ находится на рассмотрении во втором чтении.

Разработка Законопроекта о ДППТ предусмотрена пунктами 4, 12 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 1336-р. Внесение документа в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации должно было быть осуществлено в декабре 2014 года.

Проект поправок внесен в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 30 октября 2015 года № ИШ-П9-78пр, от 9 декабря 2015 года № ДК-П9-216пр.

Проект поправок направлен на устранение несогласованности в правовом регулировании вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировки территории, совершенствование процесса подготовки такой документации, а также установление правил, регулирующих отношения, возникающие в связи с комплексным развитием территории, и устранение правовых пробелов в законодательстве Российской Федерации в указанных сферах.

Разработанными поправками предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса Российской Федерации термином «планировочная структура», а также раскрывается понятие «элемент планировочной структуры».

К одной из основных целей подготовки правил землепользования и застройки поселений и городских округов проектом поправок предлагается отнести выделение территорий, для которых предусматривается комплексное развитие (строительство, реконструкция объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения, а также необходимых для обеспечения их функционирования объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры).

В целях сокращения сроков подготовки документации по планировке территории для целей жилищного строительства проектом поправок предусматривается возможность утверждения документации по планировке территории для территорий, подлежащих комплексному развитию, без проведения публичных слушаний.

Кроме того, определяется круг заинтересованных лиц, обеспечивающих подготовку документации по планировке территории для строительства, реконструкции объектов капитального строительства без привлечения бюджетных инвестиций или с частичным их привлечением. Для таких лиц вводится упрощенный порядок подготовки документации по планировке территории, исключающий необходимость принятия уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления решений о подготовке документации по планировке территории.

В целях упрощения процесса недропользования определены случаи, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории: в случае строительства, реконструкции линейных объектов промыслового обустройства и в случае «точечной застройки».

Проектом поправок также предлагается изменить правовой статус градостроительного плана земельного участка посредством отнесения его к информационным документам, нормативное регулирование которых осуществляется в главе 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей информационное обеспечение градостроительной деятельности. Проектом поправок также определяются цели выдачи градостроительного плана земельного участка, источники информации, используемые при подготовке градостроительного плана земельного участка, основания для выдачи градостроительного плана земельного участка, срок его действия и условия продления такого срока.

Проектом поправок также предусматривается возможность комплексного развития территории правообладателями земельных участков в границах территории, подлежащей в соответствии с генеральным планом комплексному развитию. При этом предлагается механизм осуществления комплексного развития территории как по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, так и по решению органа местного самоуправления.

В связи с этим предлагается дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации статьями 46.9 «Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости», 46.10 «Комплексное развитие территорий по инициативе органа местного самоуправления», 46.11 «Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о комплексном развитии территории» и 46.12 «Особенности изъятия земельных участков (или) расположенных на них объектов недвижимости в целях комплексного развития территории».

Введение указанных положений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, по мнению разработчиков, позволит решить проблему строительства многоквартирных или индивидуальных жилых домов, не обеспеченных инфраструктурными объектами, синхронизировать деятельность публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов по развитию территорий.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 4/2015.