Автор статьи: Чучунов Сергей Юрьевич - директор НП "Муниципалитет. Инфо".

Здравствуй, дружок, сегодня я расскажу
тебе очень добрую и смешную сказку…
©Радионяня
Знаменитое вступление к радиопередаче в исполнении Николая Владимировича Литвинова не просто так вынесено в эпиграф статьи. Разбираясь в текущей ситуации с введенным Федеральным законом № 431-ФЗ от 22 декабря 2015 года «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) понятием Единой электронной картографической основы (ЕЭКО), складывается стойкое ощущение, что с концепцией «систематизированной совокупности пространственных данных о территории Российской Федерации, предназначенной для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц пространственными данными», разработчики опоздали. Лет на 10. В нашем светлом настоящем эта концепция выглядит как сказка. Добрая, но несмешная. Попробуем, однако, в сказку поверить и посмотреть, какое же реальное применение ЕЭКО может найти на самом нижнем уровне власти – на муниципальном.
Итак, потребности органов местного самоуправления (далее – ОМСУ). Для простоты суждения сразу условно разделим муниципальные задачи на «инженерные» (требующие высокой точности основы) и «прикладные» (к точности не привередливые). Поскольку к первой группе я по роду своей деятельности отношение имею весьма опосредованное, сосредоточусь на второй группе – прикладной.
1. При всем богатстве выбора…
Для начала хотелось бы определиться с позиционированием ЕЭКО и взаимоотношениями «федеральной» и «региональной» ее части. Вернее – отсутствием такового. В Московской области утверждена региональная ЕЭКО (коей является картоснова ведомственной информационной системы Главархитектуры). Является ли ЕЭКО ВИС какой-либо частью ЕЭКО федеральной? Нет. Хуже того, информационные системы прикладного характера, приобретаемые для нужд регионального управления Московской области, «не слышали» ни про ту, ни про другую. АИС Единая информационная система управления государственным имуществом использует в качестве картосновы Яндекс.Карты и OpenStreetMap, например. ФИАС также использует Яндекс.Карты. А уж про зоопарк ГИС систем на уровне муниципалитетов и говорить не приходится. Таким образом, становится видна первая проблема ЕЭКО. В текущей ситуации она не нужна, ибо ни один техпроцесс на муниципальном и региональном уровнях на обновление и актуализацию собственно ЕЭКО не направлен. Кстати, и использование данных ЕЭКО происходит только в той части, которая касается «картографической основы Единого государственного реестра недвижимости» (ст. 30 Закона).
2. …другой альтернативы нет?
Карты, создаваемые и актуализируемые частными компаниями, являются вполне себе боевой альтернативой ЕЭКО. Я бы даже сказал – образцом для подражания. Именно в части универсальности использования, простоты интерфейса, формального отсутствия каких-либо требований к технике, кроссплатформенности.
Магистральный путь развития ЕЭКО в результате видится как раз как комбинация лучших решений уже используемых электронных карт с достойной нормативной поддержкой, обеспечивающей выстраивание алгоритмов работы всех заявленных пользователей ЕЭКО на достижение максимально «живого» состояния единой электронной карты.
3. Огласите весь список, пожалуйста…
Число задач на муниципальном уровне, требующих или подразумевающих использование электронной карты, весьма велико. Попробуем классифицировать и их. К первой весьма интересной группе отнесем задачи муниципального управления, среди которых:
– задачи сферы ЖКХ, безопасности и транспорта;
– задачи в области образования, здравоохранения и социальной поддержки;
– задачи исполнения муниципалитетом своих полномочий в части обращений граждан и организаций (за исключением «инженерных», они по нашей договоренности здесь не рассматриваются).
Вторая группа представлена задачами социологического характера. Это:
– организация выборов и референдумов;
– пространственная аналитика (от половозрастного состава населения до размещения точек бытового обслуживания);
– информационная политика ОМСУ.
Всего в обеих группах можно насчитать более 50 задач, для которых реально использовать постулируемое Законом правило: «при осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления обязательно должны использоваться пространственные данные и материалы, содержащиеся в федеральном фонде пространственных данных, а с 1 января 2018 года также сведения единой электронной картографической основы».
Значит ли это, что ЕЭКО должна строиться с учетом всех возможных вариантов решаемых задач? Скорее нет, чем да. ЕЭКО видится как базовая платформа, электронное описание местности, настолько универсальное, что становится все равно, какая именно прикладная задача будет решена с опорой на нее.
4. А «Мурку» можешь?
В развитие тезиса из предыдущего раздела попробуем рассмотреть еще один аспект – карту иногда хотят напечатать. Повесить на стенку. Подготовить информационное сообщение. Раздать на руки сотрудникам, по долгу службы идущим «в поле». В этом вопросе Яндекс уже не поможет, ибо не умеет печатать много. Квартал, двор – пожалуйста. Микрорайон будет уже нечитабелен. А уж город… С другой стороны, программное обеспечение, «выросшее» из бумажных карт, нам тоже известно. И такое «наследство» далеко не всегда во благо, ибо порождает проблемы уже на уровне концептуальном. Мультимасштабность не есть аналог масштабируемости, а в понятиях единой основы необходимо говорить о точности и/или разрешении.
Должна ли ЕЭКО в составе базового функционала как пример решения прикладной задачи иметь развитые функции печати? Как бы ни хотелось сказать «да», правильным ответом будет «нет». Скорее ЕЭКО должна будет предоставить разработчику широкий набор библиотек, а уж вопрос реализации этой функции будет решен наилучшим образом для конкретной прикладной задачи.
Прямым следствием такого подхода и корректной реализации такого «библиотечного обслуживания» будет быстрый рост количества пользователей (и разработчиков) ЕЭКО, что, собственно, весьма неплохо.
5. Карфаген должен быть…
Априори на каждого Марка Порция Катона (Старшего) должен найтись свой Карфаген. Видимо для ЕЭКО таким Карфагеном станет «безосновная» в текущем своем воплощении ФИАС. Не возьмусь здесь высказать всю глубину моих чувств, но одно ясно точно: описывать адресное пространство без опоры на карту – дело неблагодарное. И пусть в «рабоче-крестьянской» ФИАС (fias.nalog.ru) карта имеет место быть (все те же Яндекс.Карты), но это не выход. Карты нет в интерфейсе, с которым работает ФНС и ОМСУ, поэтому (в том числе) ФИАС засоряется архиважной информацией об адресах с НПА, ярко сверкающих прямо в воздухе, ибо нет им места «на земле», на карте. Представляется верным совершенно другой вариант, когда использование единой основы ведет к взаимоулучшению данных. К синергии. Когда реализуется возможность использовать все затрачиваемые на решение различных задач ресурсы к вящей пользе общего дела. Однако… пока такого нет, что, с одной стороны, хорошо, ибо виден путь приложения энергии разработчиков концепции ЕЭКО…
6. Вместо эпилога
Использовав в предисловии тему сказки, грех будет в эпилоге к этой теме не вернуться. Чему учит нас русская сказка? Учит, что частенько герою не хватает предмета, после обретения которого, дела начинают идти на лад. Ивану-царевичу, например, как-то раз сильно помог меч-кладенец. А мы, тратя свое время и силы на разработку муниципальных ГИС, чувствуем себя слегка безоружными перед напором новых, новейших и прочих экстремальных технологий и решений. И взгляд у нас оттого получается такой невооруженный. Хочется пожелать разработчикам ЕЭКО скорейшего обретения своего меча-кладенца, ибо поставленная задача – создание единой электронной картографической основы – достойна применения тяжелого вооружения. Впрочем, золотая рыбка тоже подойдет.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2016 г.
Комментарии (0)