06.07.2015

К составлению руководящих документов территориального планирования надо подходить профессионально

Авторы статьи: Гутман Наталия Саввовна - с 1966 г. работает в ОАО «РосНИПИ Урбанистики», занимая должности: инженер АПМ-1, старший инженер АПМ-1, руководитель группы АПМ-1, главный специалист по региональным транспортным системам ОРП, главный специалист по региональным транспортным системам МЦУР, руководитель отдела регионального проектирования. В настоящее время главный специалист отдела градостроительного права. Морозов Виталий Александрович - с 2008 г. работает в ОАО «РосНИПИ Урбанистики», занимая должности от инженера III категории до ведущего инженера Архитектурно-планировочной мастерской. В настоящее время главный инженер проектов Архитектурно-планировочной мастерской № 2.


В области градостроительства за последнее десятилетие опубликован целый ряд новых законодательных и нормативных документов, совсем неоднозначных, о чем говорят публикации специалистов, работающих в сфере территориального планирования. Только в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 190-ФЗ) с 2004 года по апрель 2015 года внесено более шестидесяти изменений, что свидетельствует о справедливости комментариев профессионалов-градостроителей к опубликованным новым законодательным и нормативным документам, направленным на их усовершенствование.

В данной статье рассмотрен Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. № 19 с приложением «Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» (далее – «Требования»), который вступил в силу 18.05.2012 г. С этого момента «Требования» являются обязательными при подготовке и утверждении документов территориального планирования. Несмотря на то что Министерство регионального развития Российской Федерации перестало существовать в 2014 году (его функции перераспределены в настоящее время между Министерством экономического развития РФ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством культуры РФ), его Приказ от 30 января 2012 г. № 19 не отменен и продолжает действовать при подготовке документов территориального планирования.

Авторы рассматривают настоящие «Требования», прежде всего, с точки зрения удобства восприятия документов территориального планирования на бумажном носителе.

«Требования» разработаны в соответствии с частью 13 Статьи 9 «Общие положения о документах территориального планирования», введенной в Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ.

Как следует из п. 1 раздела I. Общие положения, «Требования» разработаны «в целях структуризации и унификации информации об объектах федерального, регионального и местного значения (далее – объектов), необходимых при подготовке и использовании документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и из п. 2 этого же раздела: «Настоящий документ определяет требования к цифровому описанию и отображению объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». То есть «Требования» – это документ, где сформулированы правила цифрового описания объектов (площадных, линейных и точечных) в главах II, III, IV, V, правила атрибутивного описания объектов и правила цифрового описания подписей (главы VI и VII соответственно). На основании этих правил сформулированы в последующих главах сами требования к отображению площадных, линейных и точечных объектов на графических материалах в документах территориального планирования, которые с 2004 года получили название карты-схемы, а в последующих редакциях Градостроительного кодекса РФ – карты.

Любая карта оснащена легендой, то есть перечнем условных знаков к отображенным на карте линиям, точкам, плоскостям (объектам), поэтому, по сути, собственно «Требования» – это легенда или, что то же самое, перечень условных обозначений с присвоенными им кодами (номерами) к графической части (картам) в составе документов территориального планирования. Иными словами, «Требования» – это упорядоченная система единых условных обозначений объектов для их отображения и описания в документах территориального планирования, представленная в единых для всех проектов территориального планирования на территории Российской Федерации цифровых кодах.

И как только появляются цифры (номера), ожидаешь порядка.

Что же получилось на самом деле?


I. Общая структура документа

Беспорядок начинается в самом начале, так как в подписанном и утвержденном документе, где изложены правила цифрового описания объектов с присвоенными им кодами и условными знаками для их отображения, правила атрибутивного описания объектов, перечень используемых атрибутов и перечень используемых справочников для заполнения атрибутов, состоящем из 141 страницы текста с многочисленными таблицами, отсутствует оглавление, нет четкой рубрикации (в текстовой части применена сплошная нумерация подпунктов и таблиц), не изложены основные понятия, принятые в документе.

Для удобства пользования «Требованиями» авторами данной статьи было составлено «рабочее оглавление» в соответствии с номерами разделов и таблиц в документе.

Первые семь страниц заняли первые семь разделов: I. Общие положения, II. Общие правила цифрового описания объектов, III. Правила цифрового описания площадных объектов, IV. Правила цифрового описания линейных объектов, V. Правила цифрового описания точечных объектов, VI. Правила атрибутивного (семантического) описания объектов и VII. Правила цифрового описания подписей.

В последующих трех разделах «VIII. Требования к описанию и отображению объектов капитального строительства» (стр. 8-29), «IX. Требования к описанию и отображению иных объектов» (стр. 30-40) и «X. Требования к описанию и отображению территорий» (стр. 41-75) приводятся условные обозначения перечисленных объектов для отображения на картах, при этом каждому условному обозначению присвоен свой код. При формировании этого рабочего оглавления выяснилось, что условные обозначения распределились по этим трем разделам не по порядку присвоенным им кодам. И, что самое неожиданное, «Требования» начинаются с кода 08, соответствующего объектам капитального строительства.

Следующий раздел, где изложены требования к отображению иных объектов, начнется с кода 09, соответствующего объектам культурного наследия. Далее иные объекты распределились в следующем порядке:

– объекты улично-дорожной сети населенного пункта УДС – код 12;

– границы – код 02;

– леса – код 21;

– поверхностные водные объекты – код 22;

– элементы планировочной структуры – код 24;

– объекты транспортной стратегии – код 26.

В следующем, самом большом (стр. 41-75) разделе Х, где изложены требования к описанию и отображению территорий, заканчивающем «Требования», все начинается с кода 01 «территориальные единицы», потом идут «земли по категориям» с кодом 04, а заканчивается таблица «территориальными зонами» с кодом 06. И даже те территории и зоны, требования к отображению которых изложены в таблицах 47.3 – 57.3 и которые идут по порядку присвоенных им кодов, имеют пропуски.

В последующих двух разделах XI и XII приводится Перечень слоев пространственных данных и Структура атрибутивных данных. Завершаются «Требования» разделом XIII «Справочники (перечень текстовых значений атрибутов)».

Составленное рабочее оглавление показало, что:

– отсутствует четкая структура документа;

– нарушен основной принцип упорядоченности документа – коды условных обозначений идут не по порядку от 01 до 27, а вперемешку, без объяснения логики принятого принципа;

– отсутствие кодов 03, 07, 10, 11 не объяснено.

Упорядоченный перечень цифровых кодов, обнаруживающийся на страницах 77-82 «Требований» в разделе «XI. Перечень слоев пространственных данных», выглядит так:

01 Территориальные единицы.

02 Территориальные границы.

04 Земли по категориям.

05 Территориальные зоны.

06 Функциональные зоны.

08 Объекты капитального строительства.

09 Объекты культурного наследия.

12 Объекты улично-дорожной сети населенного пункта.

13 Особо охраняемые территории.

14 Зоны с особыми условиями использования территории.

15 Особые экономические зоны.

16 Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17 Зоны формирования ландшафтов.

18 Строительно-климатическая зона.

19 Районы распространения грунтов.

20 Районы распространения полезных ископаемых и подземных вод.

21 Леса.

22 Поверхностные водные объекты.

23 Объекты гидрографического районирования.

24 Элемент планировочной структуры.

25 Экономический регион.

26 Объект транспортной стратегии.

27 Зона оценки экологического состояния.

Фрагмент первой страницы Справочника

Как следует из вышеприведенного перечня, логично было бы выстроить оглавление в соответствии с ним.


II. Справочники

Последняя глава «Требований» – XIII (стр. 94-141) содержит справочники. Каждый подпункт в главах VIII, IX и X содержит таблицу «Перечень используемых справочников в классе для заполнения значений атрибутов». Перечень значений атрибутов включает пять граф: «Номер справочника», «Наименование справочника», «Кодовое наименование справочника», «Список значений атрибутов», «Код значения атрибутов».

Общеизвестно, что справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним необходимых сведений. Справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу (по порядку номеров, по алфавиту, по темам и т.д.).

Как видно из таблицы 1, это какое-то беспорядочное перечисление оцифрованных условных обозначений, которое требует времени, чтобы получить нужную справку. Это шутка неизвестных авторов-составителей «Требований», этакая издевательская головоломка за подписью министра для заказчиков и разработчиков документов территориального планирования? Кто из этих занятых людей должен тратить время на поиски в Справочниках необходимых ему значений атрибутов?

Фрагмент условных обозначений на карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области транспортной инфраструктуры

В опубликованном виде «Требования» представляют из себя наспех созданный несистематизированный сумбурный документ и, как теперь принято говорить, требуют внесения изменений, а на самом деле коренной переработки.


III. Анализ некоторых положений главы IX «Требования к описанию и отображению иных объектов»

Содержание главы IX охватывает описание и отображение следующих объектов: 09 – культурного наследия (далее – ОКН), 12 – улично-дорожной сети населенного пункта, 02 – территориальных границ, 21 – лесов, 22 – поверхностных водных объектов, 24 – элементов планировочной структуры, 26 – транспортной стратегии.

Как видно из содержания, в этой главе объединены объекты из разных сфер – леса и поверхностные водные объекты относятся к природным условиям на территории планирования, объекты улично-дорожной сети населенного пункта и транспортной стратегии – к объектам транспортной инфраструктуры, а объекты культурного наследия, элементы планировочной структуры – к антропогенному использованию территории.

Судя по п. 44.2 главы X настоящих «Требований», «Границы» должны относиться к этой главе X «Требования к описанию и отображению территорий». Не случайно их код 02.

Карта планируемого размещения объектов местного значения ГО в области транспортной инфраструктуры

Рассмотрим несколько примеров из перечня иных объектов.

Пример 1. Объекты транспортной стратегии ближе к объектам капитального строительства транспортной инфраструктуры (код 0821 – 0825), чем к «иным» объектам.

Особенно странно выглядят выделенные отдельным кодом 12 «Объекты улично-дорожной сети населенного пункта». Почему улицы и дороги стали вдруг «иными объектами»? Согласно федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» улично-дорожная сеть в границах населенных пунктов относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения (ч. 9 ст. 5 № 257-ФЗ). Отсюда в предложенной кодировке более логично было бы отнести их к коду 0810 «Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры» с кодом 081006-081007- и т.д, а потом уже присваивать коды транспортным сооружениям и общественному транспорту, который следует по улицам и дорогам населенного пункта. И нельзя назвать удачным условный знак для отображения элементов улично-дорожной сети – полая линия для существующих объектов и полый пунктир для планируемых.

На выполненной карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области транспортной инфраструктуры (проект генерального плана), приведенной на рисунке 2, с этими условными знаками трудно отличить значение улиц и дорог, так как в масштабе генерального плана уловить разницу в ширине полой линии достаточно проблематично. Теряется основной смысл этой карты – выявление улично-дорожной сети как планировочного каркаса населенного пункта с учетом сложившейся, планируемой и реконструируемой структуры улично-дорожной сети города (населенного пункта).

Пример 2. В п. 40.3 приведено одно единое условное обозначение для отображения лесов.

Условное обозначение лесов

В п. 40.5 в дополнении к п. 40.3 приведена классификация лесов по различным признакам, однако не определены условные обозначения для различных категорий лесов.

Согласно п. 1. ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Данные категории лесов отображаются, прежде всего, на карте зон с особыми условиями использования территории. На наш взгляд, целесообразно определить условные обозначения для лесов с различным целевым назначением.

В п. 40.5 настоящих «Требований» приведена подобная классификация:

– код 21-1 «Целевое назначение лесов» (Защитный лес, Эксплуатационный лес, Резервный лес);

– код 21-2 «Категории защитных лесов» (Лес, расположенный на особо охраняемой природной территории; Лес, расположенный в водоохранной зоне; Лес, выполняющий функции защиты природных и иных объектов; Ценный лес, которому ниже присвоен отдельный код 21-4);

– код 21-3 «Лес, выполняющий функции защиты природных и иных объектов»: (Лес, расположенный в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; Лес, расположенный вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; Зеленая зона, лесопарковая зона; Городской лес; Лес, расположенный в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

– код 21-4 «Ценный лес»: (Государственная защитная лесная полоса, Противоэрозионный лес; Лес, расположенный в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; Лес, имеющий научное или историческое значение; Орехово-промысловая зона; Лесные плодовые насаждения; Ленточный бор; Запретная полоса леса, расположенная вдоль водного объекта; Нерестоохранная полоса леса).

Вышеуказанная классификация «Требований» не совсем ясно отражает положения ст. 10 и ст. 102 Лесного кодекса РФ, а присвоенные соответствующим справочникам коды вводят в заблуждение. Складывается ощущение, что каждая из четырех градаций – это составная часть единого целого, однако это не совсем так.

Справочник «Целевое назначение лесов» (код 21-1) отражает основную классификацию лесов «по целевому назначению». Справочник 21-2 «Категории защитных лесов» уточняет состав одной из трех категории лесов, приведенной в справочнике 21-1, а именно «Защитные леса» (согласно п. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ). Справочники 21-3 «Лес, выполняющий функции защиты природных и иных объектов» и 21-4 «Ценный лес» уточняют состав, соответственно, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов (согласно п. 2 ст.102 Лесного кодекса РФ), которые, в свою очередь, являются составной частью защитных лесов. При этом не присвоены коды таким объектам, как «Эксплуатационный лес» и «Резервный лес», а также «Лес, расположенный на особо охраняемой природной территории» и «Лес, расположенный в водоохранной зоне». Учитывая всё вышесказанное, правильным было бы, на наш взгляд, дополнить классификацию лесов, приведенную в «Требованиях», недостающими справочниками и изменить кодировку справочников. По нашему мнению, классификация лесов должна выглядеть следующим образом:

– справочник «Целевое назначение лесов» – код 21-1;

– справочник «Категории защитных лесов» – код 21-1-1;

– справочник «Эксплуатационный лес» – код 21-1-2;

– справочник «Резервный лес» – код 21-1-3;

– справочник «Лес, расположенный на особо охраняемой природной территории» – код 21-1-1-1;

– справочник «Лес, расположенный в водоохранной зоне» – код 21-1-1-2;

– справочник «Лес, выполняющий функции защиты природных и иных объектов» – код 21-1-1-3;

– справочник «Ценный лес» – код 21-1-1-4.

Учитывая важность и особенности каждой категории лесов по целевому назначению, целесообразно выделить для них отдельные условные обозначения для удобства их восприятия в документах территориального планирования, прежде всего, в бумажном виде.

Как видно из приведенных выше примеров, содержание главы IX требует пересмотра и внесения изменений.


IV. Анализ главы X «Требования к описанию и отображению территорий»

В главе X присутствуют объекты природно-климатического комплекса (код 17 – ландшафты; код 18 – строительно-климатические зоны; код 19 – грунты; код 20 – полезные ископаемые; код 21 – леса; код 22 – поверхностных водные объекты; код 23 – гидрографическое районирование; код 27 – зоны оценки экологического состояния территории), которые относятся к инженерным изысканиям в соответствии с СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», а также объекты территориального устройства (код 04 – категория земель; код 05 – функциональные зоны; код 06 – территориальные зоны; код 13 – ООПТ; код 14 – зоны с особыми условиями использования территорий; код 15 – особые экономические зоны; код 16 – территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; код 25 – экономические регионы).

Рассмотрим несколько примеров.

Функциональные зоны. К негативным моментам «Требований» следует отнести отсутствие каких-либо пояснений, иногда требуемых в целях исключения различного толкования. Например, это касается пункта 46.3, определяющего виды функциональных зон.

Предусмотрено деление функциональных зон на шесть групп: зона градостроительного использования, зона производственного использования, зона инженерной и транспортной инфраструктуры, зона сельскохозяйственного использования, зона рекреационного назначения, зона специального назначения. Зона градостроительного использования, в свою очередь, делится ещё на семь видов: жилая зона, общественно-деловая зона, зона производственного использования, зона инженерной и транспортной инфраструктуры, зона рекреационного назначения, зона специального назначения.

Перечень функциональных зон

По какому принципу разделены данные зоны? Каков критерий классификации? Целевое назначение? Категории земель? Или что-то ещё?

Функциональное зонирование – один их основных инструментов (если не главный) территориального планирования, и от правильного и однозначного понимания того, что такое функциональные зоны и на какие виды они делятся, зависит качество проектных градостроительных решений.

Зоны с особыми условиями использования территории. В соответствии с п. 48.3 «Требований» рекомендуется отображать в картографических материалах следующие зоны с особыми условиями использования территории:

1. Охранные зоны.

2. Санитарно-защитные зоны.

3. Санитарный разрыв (санитарная полоса отчуждения).

4. Границы зон охраны объектов культурного наследия.

5. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Водоохранные зоны.

7. Прибрежно-защитные полосы.

8. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

9. Зоны охраняемых объектов.

10. Приграничные зоны.

11. Иные зоны.

Градация, приведенная выше, вызывает ряд вопросов, в том числе, если мы посмотрим на пояснения к ней, приведенные в п. 48.5 настоящих «Требований». Так, к охранным зонам отнесены в том числе «охранная зона железнодорожных дорог», «охранная зона аэропортов», «охранная зона иного назначения».

Понятие «железнодорожная дорога» в принципе отсутствует в русском языке, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» установлены охранные зоны железной дороги. Ее размеры рассчитываются в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. № 126.

Охранная зона аэропортов как таковая не закреплена никакими нормативно-правовыми документами, при этом законодательством определены «приаэродромная территория (аэродрома)», «район аэродрома (ветродрома)» и «полосы воздушных подходов (аэродрома)» (Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»).

В соответствии с тем же п. 48.5 настоящих «Требований» учтены только санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) предприятий, сооружений и иных объектов, которые согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов» подразделяются на классы опасности. Однако законодательством установлены и иные санитарно-защитные зоны, такие как «СЗЗ аэропорта, аэродрома: зона воздействия шума», «СЗЗ и зона наблюдения (радиационных объектов)», «СЗЗ скотомогильника (биотермической ямы)», «зона охраны от вредного влияния горных разработок (горных работ) месторождений полезных ископаемых», которые определяются и регулируются в соответствии с иными нормативно-правовыми актами.

Вызывает сомнение и перечень зон с особыми условиями использования территории, отнесенных настоящими «Требованиями» к иным зонам. В частности, «шумовая зона» по своей сути является санитарно-защитной зоной, которая предназначена для обеспечения безопасности населения от шумовых воздействий, прежде всего, аэропортов и аэродромов.

Специалистами ФГУП «РосНИПИУрбанистики» (в настоящее время ОАО «РосНИПИУрбанистики») разработано методическое пособие по определению зон с особыми условиями использования территории в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, в которой приведен подробный их перечень. В соответствии с ним приведено 38 наименований зон с особыми условиями использования территории, которые в настоящее время установлены и регулируются действующим законодательством. Предлагается взять его за основу при определении перечня данных зон в настоящих «Требованиях».

Отдельно хотелось бы отметить условные обозначения, предлагаемые в настоящих «Требованиях» для отображения зон с особыми условиями использования территории. На наш взгляд, отображение зон с особыми условиями использования территории, прежде всего, должно фиксировать их границы, а не территории. Главная информация относительно территории рассматриваемого планировочного объекта отображается в первую очередь в виде категорий земель и функциональных зон. В связи с этим условные обозначения зон с особыми условиями использования территории, на наш взгляд, должны подчеркивать их границы, а фон территории в этих границах должен быть максимально прозрачным для удобства восприятия вышеуказанной информации на картах.

Как видно из рисунка 3, условное обозначение водоохраной зоны перекрывает информацию относительно категорий земель и функционального использования территории в ее границах.

Территориальные зоны. Наконец, последнее, о чем хотелось бы сказать. Настоящие «Требования» служат стандартом к описанию и отображению объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования. Границы территориальных зон (код 06) в соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются только на карте градостроительного зонирования, которая входит в состав правил землепользования и застройки. Согласно ст. 30 гл. 4 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, а значит учет территориальных зон в настоящих «Требованиях» нецелесообразен. Для документов градостроительного зонирования должны быть разработаны отдельные требования к отображению соответствующих объектов.

Как видно из приведенных выше примеров, содержание главы X также требует пересмотра и внесения изменений.

Такой сложный и многоаспектный документ, как «Требования», не может оставаться неизменным, раз и навсегда заданным. Изложенный выше взгляд на состояние документа и его структуру может способствовать накоплению некой «критической массы» конструктивных предложений по совершенствованию «Требований» на основе практики их применения разработчиками документов территориального планирования.

Документы территориального планирования служат инструментом для эффективного управления населенными пунктами, муниципальными образованиями, регионами и государством в целом. Поэтому грамотное и полное отображение объектов территориального планирования, которое регулируется соответствующим законодательством, будет служить залогом успешного и качественного государственного и муниципального управления. В условиях развития технологий и компьютеризации информационного пространства при формировании нормативно-правовых актов в области градостроительства необходимо учитывать и то, что любой документ лучше всего воспринимается в натуральном размере и на бумажной основе.

Учитывая важность документов территориального планирования для государственного и муниципального управления, недопустимо келейное изготовление их без широкого предварительного обсуждения урбанистическим сообществом.

Пример отображения водоохранной зоны в соответствии с Требованиями

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. № 19 с приложением «Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения объектов местного значения».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ с изменениями.

3. Земельный кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ с изменениями.

4. Лесной кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 04.12.2006 3 200-ФЗ с изменениями.

5. Воздушный кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ с изменениями.

6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74.

7. Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».

8. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».

10. Приказ Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».

11. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

12. Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420.

13. Методическое пособие по определению зон с особыми условиями использования территории в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории. – СПб: ФГУП «РосНИПИУрбанистики», 2012. – 49 с.

14. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2015 г.