24.02.2015

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: настоящее и будущее

На вопросы интервью отвечает директор Департамента градостроительного зонирования и планировки территорий Минстроя России Оксана Алексеевна Гармаш.


1.Какова, на Ваш взгляд, роль информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в создании благоприятного инвестиционного климата? Должны ли такие системы являться первичным источником информации о состоянии и планируемом развитии территории для инвестора?


На сегодняшний день перед запуском инвестиционного проекта компании-застройщику необходимо собрать большой объем информации о территории, на которой он планирует реализовать тот или иной проект.

Причем данную информацию застройщику необходимо получить от различных органов власти. К примеру, ему нужно собрать сведения о правообладателях определенного участка, об установленных ограничениях (обременениях) его использования и т.п.

Чтобы разобраться во всех установленных правилах и компетенции всех органов власти, интересантам зачастую необходимо потратить большое количество времени и сил.

Единый источник всей информации позволит обеспечить комплексное развитие территорий, значительно сократить время получения информации и разрешительной документации и устранить административные барьеры, что благоприятно скажется на инвестиционном климате.

Причем его необходимо автоматизировать и сделать общедоступным. Минстрой России поставил перед собой задачу сделать такой источник еще и официальным. То есть вся содержащаяся в нем информация должна быть обязательной как для застройщиков, так и для органов власти при принятии ими решений, в том числе и о предоставлении земельных участков, утверждении градостроительной документации, выдаче разрешений на строительство. Без этого невозможно добиться открытости и прозрачности государственной деятельности, которая является основным показателем инвестиционной привлекательности Российской Федерации.


2.Какими Вы видите необходимые преобразования института ИСОГД?


Положения в Градостроительном кодексе Российской Федерации, регламентирующие необходимость ведения ИСОГД на муниципальном уровне, существуют со дня его принятия. Десятилетнее существование Градкодекса не принесло ожидаемых результатов, что бесспорно свидетельствует о необходимости реформирования института информационного обеспечения в данной области.

Называется много причин, по которым данный институт до сих пор не реализован: это и отсутствие единых стандартов систематизации, представления, хранения и передачи данных, и недостаток финансирования муниципальных образований, а иногда и обыкновенная халатность должностных лиц, отвечающих за ведение баз данных.

По мнению Минстроя России, реформированию подлежит сам подход к ведению ИСОГД. Необходимо закрепить положения об обязательной автоматизации процесса, предложить муниципалитетам типовое программно-технологическое решение для автоматизации деятельности по ведению ИСОГД, выстроить систему региональных геоинформационных систем территориального планирования (ГИС ТП) с возможностью их интеграции с Федеральной государственной информационной системой территориальногопланирования (ФГИС ТП) по единым правилам в единых форматах. И мы уже приступили к работе в этом направлении.


3.Как планируется в Минстрое России организовать работу по совершенствованию института информационного обеспечения градостроительной деятельности? Каким образом органы власти и местного самоуправления, профессиональное и научное сообщества могут принять участие в такой работе?


Минстрой России готовит план реформирования института ИСОГД, предусматривающий поэтапные мероприятия в этой области.

Предварительно на площадке министерства проведены рабочие встречи с представителями субъектов РФ и муниципалитетов, особенно заинтересованных в продвижении ИСОГД.

Мы запросили у профессионального и научного сообщества, у крупнейших застройщиков, проектировщиков, изыскателей предложения об объеме информации, которая необходима для осуществления их деятельности.

Далее будет выстроена четкая схема ведения продукта: какие уровни власти за что ответственны, кто собирает/подгружает информацию, кто её систематизирует, обеспечивает хранение, как будут определяться режимы доступа к информации и т.д.

По результатам анализа существующих готовых решений в градостроительной деятельности мы планируем утвердить типовое программно-технологическое решение для автоматизации деятельности по ведению ИСОГД по единым правилам в единых форматах. Это позволит повысить качество и эффективность работ в области территориального планирования и поддержки ведения градостроительной деятельности на уровне муниципальных образований и субъектов РФ за счет использования единого инструментального решения, обеспечить возможность интеграции информационных ресурсов субъектов между собой и на федеральном уровне.

С целью апробирования разработанных типовых решений мы выберем пилотную территорию для внедрения типового программно-технологического решения на территории нескольких муниципальных образований субъекта РФ, а также создания региональной ГИС ТП на уровне субъекта с внедрением межуровневых интеграционных механизмов и построением единого консолидированного информационного ресурса субъекта.


4.Как, по Вашему мнению, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности соотносятся с государственным кадастром недвижимости, существующим в настоящее время, инфраструктурой пространственных данных? Учитывая нахождение вопросов инфраструктуры пространственных данных в ведении Минэкономразвития России, как должна быть организована работа по совершенствованию указанных институтов, чтобы избежать их дублирования?


Конечно, одной из отправных точек ведения ИСОГД является земельный участок. Без сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в том числе о границах земельных участков, построение института ИСОГД представляется невозможным.

Создание ИСОГД должно осуществляться совместно со всеми федеральными органами власти, ответственными за формирование государственной политики в отраслях, информация которых будет включена в ИСОГД. Наладить такое взаимодействие и исключить дублирование институтов является главной задачей Минстроя России.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.