24.02.2015

О национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в российских регионах за 2014 год

В марте 2014 года Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АСИ) совместно с ведущими российскими деловыми объединениями (Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ») подписали соглашение о запуске Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах (далее – Национальный рейтинг).


В пилотном запуске Национального рейтинга принял участие 21 субъект Российской Федерации.

В состав показателей рейтинга включен обширный перечень индикаторов, используемых для оценки ключевых аспектов делового и инвестиционного климата.

Показатели Национального рейтинга сгруппированы по четырем направлениям:

1) регуляторная среда (среднее время, эффективность и количество процедур по предоставлению государственных услуг, а также оценка деятельности органов власти);

2) институты для бизнеса (оценка наличия и качества регионального законодательства в области защиты прав предпринимателей и инвесторов, степень прозрачности ведения бизнеса и улучшения инвестиционной среды);

3) доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса (оценка наличия и качества инвестиционной инфраструктуры, а также качества и доступности ресурсов разного рода, необходимых для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (земельные, трудовые, финансовые));

4) поддержка малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, доступность кредитования, оценка инфраструктурной, информационной и нефинансовой поддержки).

Национальный рейтинг является первым среди элементов целостной системы улучшения инвестиционного климата в регионах России. Вторым и третьим компонентами, соответственно, являются инструменты мотивации органов власти в регионах и развитие этих инструментов, механизм обмена лучшими практиками, основанный на диалоге бизнеса и власти.

Для оценки каждого показателя Национального рейтинга АСИ разработана методология, предусматривающая определение единицы измерения показателя, формулы и взаимосвязи значения показателя с качеством инвестиционного климата, пояснения, требования к данным, источника, типа выборки, изменений в показателях.

Так, для оценки эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство в качестве требования к данным установлено, что исследование проводится в отношении компаний, получавших в последние 12 месяцев разрешение на строительство жилого объекта, при этом компания и объект должны обладать следующими характеристиками:

- многоэтажный объект (выше 4-х этажей);

- компания проходила обязательную экспертизу проектной документации;

- компания не проходила экологическую экспертизу;

- объект находится вне зоны охраняемых природных территорий;

- объект не связан с веществами класса опасности I-V;

- объект требовал подключения к инженерным сетям (водоснабжения, водоотведения, газораспределения, теплоснабжения, электрическим сетям);

- объект не относится к линейным сооружениям, особо сложным или уникальным;

- земельный участок, на котором находится объект, не требовал проекта планировки, имел правоустанавливающие документы и надлежащий вид разрешенного использования.

Время получения разрешений на строительство в вышеуказанном случае представляет собой период времени от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство для одного респондента. В период времени не включается время ожидания по инициативе заявителя.

Общее количество процедур для получения разрешений на строительство – количество любых обязательных или обычно происходящих процедур с целью получения разрешения на строительство от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство. Процедурой считается любое взаимодействие хозяйствующего субъекта с внешними контрагентами, включая органы государственной власти, с целью получения документа, разрешения, заключения, печати, подписи или иного результата, необходимого для законного функционирования бизнеса субъекта. Взаимодействия с разными отделами одной организации считаются отдельными процедурами.

Тщательность проработки всех вопросов исследования, открытость методологии и результатов работ, вне всяких сомнений, заслуживают высочайшей оценки проделанной работы со стороны профессионального сообщества.

Вместе с тем анализ требований к данным показывает, что при оценке эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство не учитывались процедуры подготовки документации по планировке (за исключением градостроительного плана земельного участка), иные процедуры, необходимые для формирования и предоставления земельного участка (внесение изменений в документы территориального планирования в части планирования размещения объектов федерального, регионального и местного значения и другие).

С вступлением в силу 1 марта 2015 г. Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» процедуры подготовки и утверждения градостроительной документации (в первую очередь документации по планировке) станут первоочередными при образовании земельного участка, предоставленного для:

- комплексного освоения территории;

- ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной гражданами;

- ведения дачного хозяйства юридическим лицам;

- развития застроенных территорий;

- размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

С учетом перспектив принятия в апреле 2015 года проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории, а также принятого в первом чтении проекта № 465407-6 федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию можно прогнозировать дальнейший рост значимости градостроительной документации в процессах формирования и застройки земельных участков.

Вышеуказанная тенденция пока не получила отражения в методологии исследования. Вместе с тем при описании лучших практик, способствующих достижению лучших позиций в Национальном рейтинге, среди прочих указано наличие качественной градостроительной документации.

Согласно результатам Национального рейтинга в пилотных регионах, опубликованного в мае 2014 года, наиболее высокие оценки получили такие регионы, как Калужская, Ульяновская, Костромская области, Красноярский край и республика Татарстан.

Итоги Национального рейтинга регионов за 2014 год

С помощью Национального рейтинга регионы смогут выявить свои слабые места и, соответственно, определить дальнейшее направление своих действий.

Механизм обмена лучшими практиками включает в себя выявление регионов – носителей лучших практик по результатам проведения Национального рейтинга, их описание в сборнике лучших практик, тиражирование и проведение специальных образовательных мероприятий.

В 2014 году в сборнике лучших практик среди ключевых элементов, повышающих эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, отмечены: качественная документация по территориальному планированию, использованиеIT для сокращения сроков и увеличения прозрачности административных процедур, координированное межведомственное взаимодействие.

В сборнике также приведены истории успеха того или иного региона с описанием состава, содержания и последовательности реализованных мероприятий.

Так, в Республике Татарстан подготовлены документы территориального планирования, правила землепользования и застройки для подавляющего числа муниципальных образований (98%):

- проведен конкурс на разработку документов территориального планирования;

- программа на 50% финансировалась из республиканского бюджета и на 50% – муниципальными образованиями;

- еженедельные видеоконференции с участием всех 43 муниципальных районов на этапе внедрения данной инициативы позволили показать муниципалитетам возможность достижения заданных целей на примере муниципалитетов-лидеров;

- документы территориального планирования разрабатываются и хранятся в электронном виде.

В Челябинской области подготовлен и утвержден рекомендуемый порядок принятия решения, разработки и утверждения документации по планировке территории (согласно федеральному законодательству), который размещен на сайте Минстроя Челябинской области для открытого доступа всех заинтересованных лиц:

- осуществляется контроль за соблюдением муниципалитетами данного регламента:

– вопрос несоблюдения каким-либо муниципалитетом регламента выносится на заседание Правительства области;

– контроль осуществляет управление архитектуры и градостроительства Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства (все муниципалитеты в плановом режиме проверяются на предмет соблюдения данного регламента);

- в случае отсутствия перспективы развития какой-либо территории планы не обновляются.

Каждый регион сможет воспользоваться лучшей практикой в качестве примера либо определить свой собственный вариант. Как справедливо заметил глава АСИ Андрей Никитин: «Ни в коем случае нельзя рассматривать расстановку регионов в рейтинге как деление на плохих и хороших. Это показатель степени усилий для улучшения инвестклимата. В следующем году в проекте примут участие все 85 регионов. Так что тем, кто оказался в группе лидеров, придется приложить серьезные усилия, чтобы удержать позиции».

Подготовлено Е.В. Ильиных с использованием материалов официального сайта АСИ(http://asi.ru/regions/rating/)


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.