24.02.2015

Рекомендации конференции АСДГ "Проблемы современного градостроительства в МО Сибири и Дальнего Востока"

Участники конференции АСДГ «Проблемы современного градостроительства в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока» отмечают, что в течение 2014 года продолжалось активное реформирование градостроительного и земельного законодательства.


Основные направления реализованных и запланированных изменений обозначены в утвержденных в 2012 – 2013 годах Правительством Российской Федерации:

- плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»;

- плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Участники конференции отмечают возрастающую роль АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Национальной предпринимательской инициативы в процессах реализации и актуализации дорожных карт.

В течение 2014 года, в том числе в целях реализации мероприятий дорожных карт, приняты нормативные правовые акты, положительно повлиявшие на муниципальное управление развитием территорий, среди них:

- Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 467 «Об утверждении Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц».

Несмотря на устранение ряда пробелов и противоречий, многие из проблемных вопросов остались нерешенными. Применение ряда законов потребует разработки и утверждения подзаконных актов.

Ключевой задачей, требующей решения, остается обеспечение преемственности решений градостроительной документации: документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

В установленный срок не было реализовано мероприятие, предусмотренное п. 4 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 1336-р, рассмотрение и утверждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 2343-р «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» срок реализации вышеуказанного мероприятия продлен до апреля 2015 года.

После вступления в силу запрета на применение градостроительных планов земельных участков для целей строительства, реконструкции линейных объектов в отсутствие четко сформулированных понятий и упрощенных требований к проектам планировки и проектам межевания, предусматривающих размещение линейных объектов, начало 2015 года может стать весьма сложным для застройщиков, не обеспечивших заблаговременную разработку документации по планировке территории.

Опубликованы итоги пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации (далее – рейтинг) за 2014 год.

Разработчиками рейтинга отмечено, что наличие качественной документации градостроительного зонирования и документации по планировке территории – один из ключевых элементов лучших практик регионов по улучшению предпринимательского климата.

В результатах рейтинга важная роль в привлечении инвестиций отводится процессу выбора территориальных точек развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты; созданию баз инвестиционных проектов.

Взаимоувязанную систему стратегических, проектных, организационных и технологических решений составляют:

- стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации/муниципального образования;

- бюджет субъекта Российской Федерации/муниципального образования;

- документы территориального планирования субъекта Российской Федерации/муниципального образования.

Связующим звеном, обеспечивающим целостность системы, являются нормативы градостроительного проектирования.

Участники конференции отметили целесообразность выбора территориальных точек развития, инвестиционных площадок для размещения инвестиционных объектов на стадии разработки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (включая концепции пространственного планирования), документов территориального планирования муниципальных образований. Для этой цели перечни видов объектов регионального и местного значения, установленные законом субъекта Российской Федерации, необходимо дополнить инвестиционными площадками в приоритетных сферах экономики субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Созданию понятной качественной документации способствует в том числе использование информационно-цифровых моделей местности, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД).

Институт информационного обеспечения градостроительной деятельности действующим законодательством урегулирован крайне неполно, предпринимались неоднократные попытки реформирования этого института, не прекращаются научные и профессиональные дискуссии на тему совершенствования информационного обеспечения градостроительной деятельности.

В плане законотворческой деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации на 2013 год значился пункт о подготовке законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)». Законопроект, опубликованный для публичного обсуждения, вызвал неоднозначную реакцию профессионального сообщества. Изменения, предлагаемые законопроектом, преимущественно были направлены на создание региональной ИСОГД и не соответствовали сложившейся потребности комплексной подготовки изменений, обеспечивающих переход на ведение трехуровневой ИСОГД в электронном виде с учетом сформировавшихся тенденций по использованию пространственных баз геоданных, инфраструктуры пространственных данных, приоритета электронных документов и записей баз данных над бумажными носителями и необходимости обеспечения и регулирования доступа к данным ИСОГД различных категорий по каналам связи. В связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации Министерству строительства Российской Федерации переданы полномочия в области информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Министерством строительства Российской Федерации на данный момент не представлена информация о планируемых сроках реализации вышеуказанного мероприятия.

Участники конференции разделяют мнение, изложенное в результатах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, и отмечают необходимость обеспечения скорейшей разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)» для целей предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения процедур и сроков, необходимых для получения разрешений на строительство.

Участники конференции отмечают также недостаточную роль архитектурных служб в проектном процессе, что объясняется позицией законодателя.

В связи с принятием Федерального закона № 136-ФЗ от 27.05.2014 г. «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право осуществлять перераспределение полномочий между органом местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участники конференции с беспокойством отмечают, что данная норма распространяется на полномочия в сфере землепользования и градостроительства и позволяет изымать эти вопросы из предметов ведения органов местного самоуправления. Такую ситуацию участники конференции считают недопустимой.


По результатам обсуждения влияния изменений в градостроительном и земельном законодательстве Российской Федерации на муниципальный уровень системы управления развитием территорий участники конференции АСДГ приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:


I. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по земельным отношениям и строительству:

1. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в федеральное законодательство для целей:

1.1. Обеспечения преемственности решений градостроительной документации за счет:

- установления правового статуса планируемых административно-территориальных границ, линий градостроительного регулирования и нормативных зон с особыми условиями использования территорий:

- планируемая граница населенного пункта, предусматривающая его развитие за счет части земельного участка, должна стать основанием для проведения землеустроительных и кадастровых работ по разделу земельного участка и изменения разрешенного использования вновь образованных земельных участков;

- границы территориальных зон должны устанавливаться только в соответствии с документами территориального планирования и проектами планировки и являться основанием для землеустроительных и кадастровых работ по изменению границ земельных участков и их разрешенного использования;

- действующая норма об обязательности принадлежности каждого земельного участка одной территориальной зоне (за исключением случаев образования новых земельных участков, изменения границ существующих земельных участков) должна быть отменена;

- основным и единственным назначением красных линий должно стать установление границ элементов планировочной структуры;

- действующую норму о нераспространении действия градостроительного регламента на земельные участки в границах территорий общего пользования для целей определения дифференцированных видов разрешенного использования земельных участков общего пользования необходимо отменить;

- нормативные границы зон с особыми условиями использования территорий должны быть возвращены в состав утверждаемых частей градостроительной документации и иметь правовой характер до установления этих границ в соответствии с действующими правилами и внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости. Виды нормативных зон с особыми условиями использования территорий, подлежащие отображению в градостроительной документации, и порядок их установления должны быть определены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;

- установления обязательности определения в документах территориального планирования муниципальных образований местоположения объектов федерального, регионального и местного значения с точностью до конкретного элемента планировочной структуры, в границах которого впоследствии будет разработан проект планировки территории для установления точных границ зон размещения этих объектов;

1.2. Упрощения процедуры получения разрешительной документации на строительство, реконструкцию линейных объектов за счет:

- уточнения понятия «линейный объект» с выделением подвидов линейных объектов;

- установления возможности размещения линейных объектов без подготовки документации по планировке территории в случае планирования размещения таких объектов за границами элементов планировочной структуры, определенными генеральным планом поселения, городского округа или схемой территориального планирования муниципального района в отношении межселенных территорий;

1.3. Обеспечения наполнения данными государственного кадастра недвижимости за счет:

- установления обязанности размещения сведений о планируемых административно-территориальных границах и нормативных зонах с особыми условиями использования территорий в государственном кадастре недвижимости;

- установления требований к XML-схемам, применяемым при подготовке XML-документов, содержащих сведения о красных линиях, утвержденных в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

1.4. Повышения инвестиционной привлекательности территорий за счет:

- создания региональной ИСОГД в качестве инновационного аналитического инструмента для анализа комплексного развития территорий на основе документов территориального планирования и принятия управленческих решений по ее развитию;

- изменения статуса муниципальных ИСОГД, технологической поддержки ведения муниципальных ИСОГД органами местного самоуправления, передавшими соответствующие полномочия на региональный уровень;

- обеспечения региональными и муниципальными ИСОГД:

– информационной и технологической реализации функций и услуг согласно установленным в области градостроительной деятельности полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления;

– сопоставимости решений региональной и муниципальной градостроительной документации;

– доступа к градостроительной информации о территории региона и (или) муниципального образования всем заинтересованным лицам с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с обеспечением доступа на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, сайте федеральной государственной информационной системы территориального планирования).

2. Внести изменения в пункт 6.1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 27.05.2014 г. «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включив полномочия в сфере землепользования и градостроительства в число вопросов местного значения, которые не могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


II. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1. Обеспечить разработку и сопровождение рассмотрения проектов федеральных законов, направленных на обеспечение преемственности решений градостроительной документации.


III. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1 Обеспечить разработку и сопровождение рассмотрения:

- проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»;

- проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)».


IV. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Поддержать инициативу разработки проектов федеральных законов, направленных на обеспечение преемственности решений градостроительной документации.

2. Принимать участие в разработке и рассмотрении:

- проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»;

- проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)».

3. Обеспечить разработку (внесение изменений) региональных нормативов градостроительного проектирования, устанавливающих:

- совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

- предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

4. Обеспечить разработку (своевременную актуализацию) документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории в соответствии с требованиями новых (измененных) региональных нормативов градостроительного проектирования.

5. Обеспечить применение региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в процессах предоставления государственных услуг.

6. Обеспечить доступ к градостроительной информации о территории региона всем заинтересованным лицам с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


V. Органам местного самоуправления:

1. Поддержать инициативу разработки проектов федеральных законов, направленных на обеспечение преемственности решений градостроительной документации.

2. Обеспечить разработку (своевременную актуализацию) документов стратегического планирования муниципальных образований (стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по реализации таких стратегий).

3. Обеспечить разработку (внесение изменений) местных нормативов градостроительного проектирования, устанавливающих совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

4. Обеспечить разработку (своевременную актуализацию) документов территориального планирования, документации по планировке территории в соответствии с требованиями новых (измененных) местных нормативов градостроительного проектирования.

5. Обеспечить разработку (единовременное установление соответствия видов разрешенного использования правил землепользования и застройки классификатору) правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», решениями документов территориального планирования и документации по планировке территории.

6. Обеспечить применение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городских округов и муниципальных районов в процессах предоставления муниципальных услуг.

7. Обеспечить доступ к градостроительной информации о территории муниципального образования всем заинтересованным лицам с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.