14.07.2014

Управление территориями и недвижимостью: переходный период...

Интервью с директором ДП "ГеоПлан" ООО "ТПК Групп". 


Как Вы относитесь к тому, что так внезапно происходит полная замена законодательства?

Я считаю, что нельзя в этой части говорить о ситуации в Крыму только как о смене законодательства, тем более что во многих сферах оно очень схожее. Ведь Крым получил право издавать и свои законы. А учитывая опыт работы крымчан в сфере украинского законодательства, мы получили уникальную возможность, проведя анализ лучших практик обеих стран, разработать и внедрить на территории Республики Крым наиболее действенные и результативные нормативно-правовые акты, способные обеспечить наиболее эффективное управление процессами в республике. Постараться избежать возникновения коллизий и пробелов.

Есть ли опасения относительно неконкурентоспособности крымских специалистов?

Квалификация специалистов в сфере земельно-имущественных отношений и архитектуры, опыт работы в постоянно и кардинально изменяющемся правовом поле, думаю, может обеспечить не только должный уровень конкурентоспособности, но и в скором времени самим стать опасными конкурентами в проведении работ за пределами Крыма. Хотя то состояние, в котором находится земельный кадастр, полное отсутствие градостроительного кадастра и перечень только первоочередных работ в этой сфере свидетельствует о том, что работы в Крыму будет достаточно для всех и в первую очередь для крымчан.

Основные сложности, которые возникают в настоящий момент?

Их много, но по-другому и не может быть, ведь произошли такие серьёзные изменения. Опыта адаптации нет ни у кого. Могу выделить лишь некоторые, которые касаются близких нам направлений: приостановка работы регистрационных органов, отсутствие многих нормативно-правовых актов. Но эти трудности, уверен, будут устранены в ближайшем будущем. И здесь важно понимать, что лучше немного подождать и начать работу в качественном формате, нежели поторопиться и получить тот же результат, который был.

Что Вы ожидаете от госорганов в ближайшем будущем?

Лично я как представитель проектной организации надеюсь, что будет учтен как негативный, так и позитивный опыт работы госорганов в прежних условиях. Хотелось бы увидеть привлечение специалистов частного сектора, общественных организаций к обсуждению перспективных проектов, разработке проектов регуляторных актов. Надеюсь, что двигателем новаций будет желание сделать Крым образцом для подражания. Будет уделено должное внимание разработке комплексных проектов освоения территорий и управления ими. Градостроительное проектирование займет основные позиции в перечне исходных данных при принятии решений об использовании земель.

Ваши первые впечатления от работы в российском правовом поле?

Если говорить в сфере проектирования – легче и понятнее. Отсутствие частого изменения законодательства. Непривычно, что многие процессы регулируются законодательством субъектов. Если же говорить в общем, то все знакомо. Я учился на юридическом факультете в 90-х годах и многое изученное тогда больше можно отнести к современному российскому законодательству нежели к украинскому. Может быть, мы пока не столкнулись, но пока я не заметил такого распространения практики предоставления госорганами разъяснений, не только противоречащих друг другу, но и в корне меняющих суть комментируемых нормативно-правовых актов.

Хотя в целом создается впечатление, что нужно многое изучать. Но все осваивается путем сравнения с украинским законодательством, попыткой учесть существующий опыт и провести анализ наиболее оптимальных вариантов регулирования тех или иных процессов. Думаю, в перспективе это может стать полезным навыком.

Насколько тяжело налаживаются взаимосвязи с коллегами из Российской Федерации?

О какой тяжести вы говорите? Мы говорим на одном языке, одинаково думаем. У нас были замечательные деловые и дружеские отношения со многими российскими коллегами и до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В настоящее время многие из них оказывают помощь как информационную, так и в создании общественных организаций, прохождении переобучения. Мы постоянно обмениваемся опытом со многими регионами России и надеемся реализовать лучшие наработки у себя. Уже сейчас совместно реализуется целый ряд проектов.

Ваше личное мнение относительно возможности использования информации из украинских реестров земли и недвижимости при проведении кадастрового учета?

Качество этой информации оставляет желать лучшего. Я сам значительный период времени работал в Крымском филиале Центра земельного кадастра, осуществлявшем ведение кадастра земельных участков и реестра прав на них. Отсутствие разработанных на государственном уровне средств ведения баз данных лишало исполнителей на местах возможности проводить проверку вносимой в информации. Только в 2008 г. было принято решение о работе в одной системе координат в 2009 г., не дожидаясь решений центрального аппарата, создано программное обеспечение, позволявшее в установленном порядке вести регистрацию. Именно тогда стало понятно, что все годы работы были впустую. Большое количество данных в кадастр вообще не вносилось.

Конечно, использовать эти данные в виде дополнительной справочной системы необходимо, но опираться на них нельзя. Существуют другие более действенные механизмы формирования крымской базы данных, которые позволят избежать ошибок, а, что еще более актуально, исправить их. Но усилий одних государственных органов здесь будет недостаточно, потребуется привлечение и квалифицированных специалистов их частных организаций.

Первоочередные шаги, которые следовало бы предпринять?

Определиться с тем, что мы хотим видеть в Крыму в будущем, и каким он должен стать. Решить, что каждый из нас готов сделать, чтобы достигнуть этого результата.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2014 г.