10.02.2014

Обзор изменений в законодательстве за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года

Публикация подготовлена Е.А. Гемпик, К.А. Рудковской (ООО "ИТП "Град", г. Омск). 


Основы государственного управления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 № 957 (далее – Постановление № 957) утверждены изменения в Методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Правила распределения грантов по ее итогам.Документ вступил в силу 06.11.2013.

Постановление № 957 подготовлено Минрегионом России в целях стимулирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к привлечению инвестиций в регионы.

Изменения предусматривают:

- увеличение до 40% общего веса экономических показателей (объем частных инвестиций в основной капитал, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона, оборот малого бизнеса, реальные располагаемые доходы граждан);

- увеличение с 0,6 до 0,8 коэффициента среднего темпа роста (динамики) экономических показателей эффективности;

- увеличение с 8% до 10% удельного веса показателя введенной общей площади жилых домов (по отношению к общей площади жилищного фонда), имеющего значимый мультипликативный эффект для развития экономики, а также осуществление расчета сводного индекса этого показателя с учетом его динамической природы с коэффициентами динамики – 0,4 и объема – 0,6;

- осуществление расчета социальных показателей (естественный уровень смертности, доля детей-сирот, уровень сдачи ЕГЭ, продолжительность жизни и уровень безработицы) с сохранением прежних коэффициентов динамики – 0,6 и объема – 0,4, их общий вес в оценке эффективности составит 30%;

- осуществление расчета индекса показателя оценки населением деятельности региональных органов исполнительной власти (общий вес в оценке эффективности – 20%) исключительно на основе среднегодовых значений объема этого показателя.

Постановлением от 18.11.2013 № 1038 (далее – Постановление № 1038) утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).Документ вступил в силу 01.11.2013.

Постановление № 1038 принято в развитие Указа Президента Российской Федерации от 01.11.2013 № 819, согласно которому Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству преобразовано в Минстрой России. Постановлением № 1038 устанавливается, что Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Новому ведомству от Минрегиона России переданы функции:

- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства,

- по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства,

- по осуществлению координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

Минрегион России продолжает осуществлять функции по стратегическому и территориальному планированию, выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ, а также функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности министерства), согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство РФ на утверждение.

Утвержден перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2015 году.

21.11.2013 состоялось заседание Экспертной группы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (далее – Экспертная группа).

В ходе заседания в соответствии с п. 15 Методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1142, п.п. 6, 7 Положения об Экспертной группе, утвержденного Приказом Минрегиона России от 24.06.2013 № 264, на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ утверждены индивидуальные показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ для подведения в 2015 году итогов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (далее – индивидуальные показатели).

Выбор индивидуальных показателей для органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлялся исходя из наиболее актуальных и сложных для решения вопросов.

Самым проблемным для субъектов РФ является демографический вопрос – показатель «смертность населения в трудоспособном возрасте (количество умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста)» установлен для 23 регионов России, показатель «смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий (количество умерших на 100 тыс. человек» - для 13. Среди наиболее часто встречающихся показатели в сфере трудоустройства, обеспечения детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях, протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, и др.

Также в большинстве регионов отмечены проблемы в жилищной сфере. Например, индивидуальный показатель «общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя субъекта РФ (кв. метров)» установлен для Тюменской области и Ямало-ненецкого автономного округа, индивидуальный показатель «доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда субъекта РФ (процентов)» - для Ханты-Мансийского автономного округа и Красноярского края; индивидуальный показатель «доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта Российской Федерации (процентов)» - для Омской и Магаданской областей.

Наименьшее количество раз встречаются индивидуальные показатели «Уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам (процентов)» - для Пермского края, «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона (процентов)» - для Воронежской области и «доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений (процентов)» - для города Москвы.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 445-ФЗ (далее – ФЗ № 445-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.Документ вступил в силу 10.01.2014.

ФЗ № 445-ФЗ закрепил ряд положений о бесхозяйных гидротехнических сооружениях, введены положения о техническом расследовании причин аварии гидротехнического сооружения, общие правила консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и др.

ФЗ №-445-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части отнесения к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, полномочий в области безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». К таким полномочиям отнесены в том числе обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, которые находятся на территории субъекта Российской Федерации.


Градостроительство и земельно-имущественные отношения

Федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ (далее – ФЗ № 282-ФЗ) внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступил в силу 01.11.2013.

ФЗ № 282-ФЗ установлены ограничения в границах водоохранных зон. Так, в границах водоохранных зон запрещается:

- размещение автозаправочных станций;

- размещение складов горюче-смазочных материалов (кроме случаев, когда автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей);

- размещение станций технического обслуживания, используемых для техосмотра и ремонта транспортных средств;

- осуществление мойки транспортных средств, за исключением объектов, уже введенных в эксплуатацию или получивших разрешение на строительство;

- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов;

- применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод на водосборные площади;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением отдельных случаев).

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при этом оговаривается условие оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Соответствующие типы сооружений приводятся ФЗ № 282-ФЗ. При этом ФЗ № 282-ФЗ допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 01.11.2013.

ФЗ № 282-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения перечня зон с особыми условиями зонами затопления, подтопления. Таким образом, с 01.11.2013 становится обязательным отображение зон затопления, подтопления в градостроительной документации:

- на картографических материалах по обоснованию документов территориального планирования всех уровней (данная возможность не ограничивалась до вступления в силу ФЗ № 282-ФЗ, соответствующие территории могли отображаться как территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

- на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки;

- на материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме;

- на чертежах межевания территории.

ФЗ № 282-ФЗ установлен ряд запретов в границах зон затопления, подтопления, а именно:

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Водный реестр Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 282-ФЗ будет дополнен сведениями о зонах затопления и подтопления.

Водный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 67.1., посвященной предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а именно, в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

ФЗ № 282-ФЗ установлен запрет на размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления.

ФЗ № 282-ФЗ установлена обязанность собственника водного объекта, которая заключается в осуществлении меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 Водного кодекса Российской Федерации.

Приказом Минрегиона России от 25.10.2013 № 452 утверждены Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения (далее – Методические рекомендации). Документ подготовлен во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2006 № 680, согласно которому Минрегион России осуществляет научно-методическое обеспечение подготовки схем территориального планирования.

Используя Методические рекомендации, федеральные органы исполнительной власти, ответственные за создание объектов федерального значения в указанных областях, смогут обеспечивать разработку проектов схем территориального планирования и внесение изменений в утвержденные схемы на единой научной методологической основе и с учетом единых рекомендаций по их оптимальному составу, содержанию и оформлению в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2013 № 2084-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в энергетики (далее- СТП РФ в области энергетики).Документ вступил в силу 11.11.2013.

СТП РФ в области энергетики разработана в соответствии с ч. 6 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом:

- положений о территориальном планировании субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований;

- обоснованных предложений государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также заинтересованных юридических лиц;

- сведений, содержащихся в фондах инженерных изысканий.

CТП РФ в области энергетики содержит положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов федерального значения в области энергетики на период до 2030 года.

СТП РФ в области энергетики содержит сведения о видах, назначении, наименованиях и об основных характеристиках планируемых для размещения объектов федерального значения в области энергетики на период до 2030 года.

В документ включены сведения о новых объектах энергетики, строительство которых планируется осуществить до 2030 года, а также расширяемых объектах энергетики, в отношении которых не определена необходимость дополнительного землеотвода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1033 (далее – Постановление № 1033) утверждены Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила установления охранных зон). Документ вступил в силу 28.11.2013.

Под объектами по производству электрической энергиипонимаются энергоустановки, предназначенные для производства электричества или электричества и тепла, состоящие из сооружений, оборудования для преобразования различных видов энергии и распределительных устройств мощностью 500 кВт и более.

Решение об установлении границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее - Ростехнадзор), на основании поступивших от организации, которая владеет объектом на праве собственности или на ином законном основании (далее ‑ владелец объекта), заявлений об установлении границ охранной зоны и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» с отображением этих границ (далее ‑ карта (план)), в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления.

Охранная зона устанавливается вдоль границы участка.

Владелец объекта после установления границ охранной зоны обращается в Росреестр с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости, на основании которого Росреестр принимает решение о внесении таких сведений.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее границах.

В охранных зонах запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Охранные зоны должны быть установлены в I полугодии 2014 года. Ответственными за данное мероприятие являются Ростехнадзор и Минэнерго России.

Установленные ограничения и запреты не применяются к объектам, размещенным в границах зон до даты вступления Постановления № 1033 в силу.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 411-ФЗ (далее – ФЗ № 411-ФЗ) внесены изменения в ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.Документ вступил в силу 31.12.2013.

В соответствии с ФЗ № 411-ФЗ ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации дополняется положением о возможности устанавливать публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Кроме того, продлевается действие нормы ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающей подготовку проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка без разработки и предоставления проектов планировки и межевания территории.

Также ФЗ № 411-ФЗ откладывает до 01.01.2015 вступление в силу ряда норм Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», касающихся охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. При этом до 01.01.2015 должны быть установлены указанные в этих нормах нормативы допустимых сбросов и лимиты сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также обеспечен ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработаны и утверждены планы снижения названных сбросов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Постановление № 1314, Правила подключения соответственно).Документ (за исключением отдельных положений) вступил в силу 17.01.2014.

Документ разработан Федеральной службой по тарифам в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации о необходимости учета особенностей законодательства о газоснабжении при выдаче технических условий на подключение к объектам газоснабжения, а также во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты», устанавливающего порядок регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентируют процедуру выдачи технических условий и непосредственного подключения строящихся (построенных, реконструируемых) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.

01.01.2014 вступили в силу измененияв Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части аквакультуры (рыбоводства), внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 № 148-ФЗ (далее – ФЗ № 148-ФЗ).

ФЗ № 148-ФЗ введены понятия аквакультура (рыбоводство), марикультура, рыбоводные участки, рыбоводная инфраструктура и др., определен порядок осуществления аквакультуры (рыбоводства), экономические основы указанной деятельности.

В Земельный кодекс Российской Федерации ФЗ № 148-ФЗ были внесены изменения в части целей введения публичного сервитута. С 01.01.2014 к таким целям относится «аквакультура (рыбоводство)». Также согласно вступившим в силу положениям ФЗ № 148-ФЗ для целей аквакультуры (рыбоводства) могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 02.12.2013 № 342-ФЗ (далее – ФЗ № 342-ФЗ) внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ (за исключением отдельных положений) вступил в силу 14.12.2013.

ФЗ № 342-ФЗ внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов.

Ранее речь шла об административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов. Ответственность состояла в вынесении предупреждения или наложении штрафа в размере от 100 до 300 руб.

С учетом внесенных изменений за нарушение сроков рассмотрения заявлений (как граждан, так и юридических лиц) о предоставлении участков либо водных объектов (находящихся в государственной или муниципальной собственности) на должностных лиц должен возлагаться штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Если нарушение выразилось в удовлетворении заявления, которое по закону не может быть удовлетворено, размер штрафа составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Если в удовлетворении заявления отказано по не предусмотренным законом основаниям, должностное лицо будет оштрафовано в размере от 5 тыс. до 12 тыс. руб.

Также предусмотрена административная ответственность за незаконное изменение правового режима участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ранее ‑ за незаконное предоставление участков из состава отмеченных земель).


Государственный кадастровый учет и налогообложение

Федеральным законом Российской Федерации от 02.11.2013 № 307-ФЗ (далее – ФЗ № 307-ФЗ) внесены изменения в ст. 12 ч. первой и главу 30 ч. второй Налогового кодекса Российской Федерации.Документ вступил в силу 06.11.2013.

В соответствии с ФЗ № 307-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право в рамках законов субъектов Российской Федерации о налогах устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В случае установления таких особенностей налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость. Это право может быть реализовано после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. К таким объектам относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы); нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.


Государственные и муниципальные услуги. Информационные системы

Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ (далее – ФЗ № 379-ФЗ) внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 в части использования и удостоверения электронных документов. Документ (за исключением отдельных положений) вступит в силу 01.07.2014.

ФЗ № 379-ФЗ устанавливается, что удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе представляет собой подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ будет иметь ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом. Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе будет осуществляться нотариусом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Требования к формату электронного документа будут установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Также с вступлением в силу ФЗ № 379-ФЗ нотариальные действия смогут совершаться на основании электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью лица, обратившегося за совершением нотариального действия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 2516-р утверждена Концепция, направленная на повышение качества и доступности электронных государственных услуг (далее – Концепция). Документ вступил в силу 25.12.2013.

Документ разработан Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России.

Концепция предусматривает развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг, упрощение регистрации на нем, создание единой системы справочников и классификаторов для государственных информационных систем, более удобных пользовательских интерфейсов, возможности оплаты пошлин и начислений в режиме онлайн, удаленной записи на посещение ведомств, возможности получения результата оказания услуги специальным госкурьером, а также формирование единого пространства доверия электронной подписи и развитие системы межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 430-ФЗ (далее – ФЗ № 430-ФЗ) внесены изменения в ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за нарушение порядка предоставления государственной услуги.Документ вступил в силу10.01.2014.

В соответствии с измененными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее- ФЗ № 443-ФЗ). Документ опубликован 30.12.2013, вступит в силу 01.07.2014.

ФЗ № 443-ФЗ устанавливает основные права и обязанности в сфере адресного права, регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

ФЗ № 443-ФЗ определяет способ адресации - на основе территориальных принципов организации местного самоуправления в РФ с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основными новациями ФЗ № 443-ФЗ является:

- закрепление обязанностей органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по внесению в ФИАС информации об адресах;

- закрепление обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти по обязательному использованию сведений об адресах, содержащихся в ФИАС, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Положения ФЗ № 443-ФЗ должны получить свое развитие в подзаконных актах, устанавливающих состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления при ведении государственного адресного реестра, правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и др.

Основой для ФИАС, предусмотренной ФЗ № 443-ФЗ, послужит ФИАС, созданная в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р «О федеральной информационной адресной системе».


Проекты правовых актов

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Публичное обсуждение документа на Едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru состоялось в период с 16.01.2014 по 15.02.2014.

Проект внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации разработан во исполнение пп. «а» п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26.10.2012 № Пр-2869, данных по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 09.10.2012, п. 1 раздела 2 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р, и п. 1 поручения Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № ДМ-П13-6663.

Целью законопроекта являются усовершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, посредством его максимальной прозрачности и понятности, обеспечения равного доступа к земельным ресурсам для всех инвесторов, сокращение избыточных согласований.

Согласно законопроекту образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании одного из следующих документов:

1) проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Исключительно на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческим объединениям граждан для ведения садоводства или огородничества либо юридическим лицам для ведения дачного хозяйства;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры из земель или земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Законопроект исключает возможность предоставления земельных участков без проведения торгов, за исключением закрытого перечня случаев. Предоставление участков без проведения торгов предлагается осуществлять для целей строительства важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства и в ряде других случаев.

Законопроект создает стимулы к завершению разработки правил землепользования и застройки: поселения, утвердившие такие документы, получают полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.

Для органов государственной власти и местного самоуправления вводится возможность обмена земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Такая возможность часто необходима для реализации крупных проектов по развитию территорий и уменьшает необходимость изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Законопроект распространяет процедуру предоставления земельного участка для комплексного освоения территорий на все виды строительства, а не только в отношении жилищного строительства, как это предусмотрено сегодня.

В случае принятия законопроекта его нормы (за исключением отдельных положений) вступят в силу 01.01.2015.

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных» (далее – законопроект).

Законопроект предусматривает переход от лицензирования юридических лиц, осуществляющих геодезическую (гидрографическую) деятельность, к системе сдачи квалификационного экзамена непосредственно лицами, выполняющими геодезические (гидрографические) работы, и получения ими свидетельства, подтверждающего необходимый уровень их квалификации.

Переход от лицензирования юридических лиц, осуществляющих геодезическую (гидрографическую) деятельность, к системе аттестации инженеров-геодезистов (инженеров-гидрографов) предусмотрен Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2378-р, и п. 11 плана мероприятий по реализации указанной Концепции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 1177-р.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № Пр-2263 и обеспечения осуществления эффективного федерального государственного надзора в области геодезии и картографии в законопроект включена статья о федеральном государственном надзоре в сфере осуществления геодезической и картографической деятельности. При этом органы федерального государственного надзора в области геодезии и картографии также осуществляют функции федерального метрологического надзора в части соблюдения обязательных требований к геодезическим измерениям, геодезическим средствам измерений, наличию и соблюдению аттестованных методик (методов) геодезических измерений.

Законопроект устанавливает порядок создания геодезических сетей сгущения, в том числе физическими или юридическими лицами в соответствии с установленными требованиями к геодезическим сетям сгущения, предусматривает создание федерального и ведомственного фондов пространственных данных, определяет их структуру, порядок ведения и предоставления материалов из этих фондов.

Одним из важнейших нововведений законопроекта является то, что впервые в российском законодательстве вводится нормативное понятие базовых пространственных данных, а также предусматривается создание государственного реестра информационных сведений и пространственных данных.

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категории земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – законопроект). 14.10.2013 на сайте Минэкономразвития России опубликовано Заключение об оценке регулирующего воздействия законопроекта (далее – заключение об ОРВ).

Законопроект разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 26.10.2012 № Пр-2869 и поручением Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № ДК-П13-3390.

Утверждение законопроекта предусмотрено в плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №1336-р.

Целью законопроекта является совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель.

В заключении об ОРВ указано, что деление земель на категории как основание определения их правового режима имеет несколько недостатков:

- полномочия по переводу земельных участков из одной категории в другую распределены между всеми уровнями власти (федеральным, региональным и местным);

- изменение категории земельного участка и изменение его вида разрешенного использования осуществляется по различным процедурам по решению органов власти разного уровня;

- решение об изменении категории принимается в отношении отдельных земельных участков без учета развития территории муниципального образования в целом и в отсутствии комплексного подхода;

- законодательством не определен порядок установления и изменения разрешенного использования земельных участков, что приводит к многочисленным судебным спорам на практике.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и ряд других федеральных законов, направленных на постепенный переход от принципа деления земель на категории к определению правового режима использования земельных участков на основании документов территориального зонирования.

Для устранения указанных недостатков законодательства законопроектом предлагается изменить существующий порядок установления правового режима земель, опирающийся на институты категорий земель и перевода земель из одной категории в другую, в частности:

- исключить из действующего законодательства понятие «категория земель» и, таким образом, процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую и отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, сохранив процедуру установления в правилах землепользования и застройки территориальных зон;

- установить иную процедуру установления и изменения границ территориальных зон, определить их виды, состав, содержание;

- установить порядок определения видов разрешенного использования земельных участков как в соответствии с регламентами использования территорий, так и в случаях, когда на отдельные виды территорий действие регламентов использования территорий не распространяется или такие регламенты не устанавливаются;

- систематизировать положения об ограничениях в использовании земельных участков в связи с установлением охранных и защитных зон, в частности, установить порядок подготовки и принятия решений об установлении границ таких зон, а также порядок предъявления требований о возмещении убытков в связи с установлением охранных и защитных зон;

- усилить гарантии сохранения и защиты сельскохозяйственных угодий, в том числе путем установления в отношении территориальных зон сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных регламентов, которыми должны быть определены виды разрешенного использования земельных участков в границах таких территориальных зон, запрета изменения границ особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, которые определены субъектами Российской Федерации.

Напомним, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уже находится законопроект, предусматривающий отмену категорий земель – проект № 50654-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Проект № 50654-6).

11.02.2013 Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в очередной раз было принято решение о переносе рассмотрения Проекта № 50654-6. До настоящего времени дата его рассмотрения не определена.

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект).

Внесение законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было запланировано на сентябрь 2013 года. До настоящего времени документ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен, дата внесения не определена.

Законопроект разработан в целях реализации исполнения поручений Президента Российской Федерации от 26.10.2012 № Пр-2689 (пп. «в» п. 2), Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № ДМ-П13-6603 (п. 4), п. 21 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р.

Законопроектом планируется с применением проектов межевания территории проводить за счет бюджетного финансирования работы по уточнению и (или) установлению границ земельных участков и определению местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, которые будут осуществляться одновременно в отношении всех таких объектов недвижимости, расположенных в границах населенных пунктов, в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры, а также в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в том числе в случае, если они расположены на межселенной территории, без участия правообладателей объектов недвижимости.

Предполагается, что изменения, подготовленные законопроектом, приведут к повышению гарантий прав правообладателей объектов недвижимости; упрощению порядка предоставления земельных участков, в том числе для строительства; повышению эффективности управления территорией поселений и распоряжения земельными ресурсами; расширению налоговой базы органов местного самоуправления.

Целью разработки законопроекта является установление правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.

Минрегионом России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» (далее – законопроект).

Законопроект подготовлен во исполнение п. 24 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № 2425-р.

Внесение законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было запланировано на октябрь 2013, однако до настоящего времени документ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.

Законопроект направлен на устранение несогласованности в правовом регулировании вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории, а также совершенствовании процесса подготовки такой документации.

Законопроектом предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса Российской Федерации терминами «планировочная структура», «элемент планировочной структуры», а также внести изменения в действующее понятие «красные линии». В целях обеспечения реализации генерального плана и системного развития элементов планировочной структуры формирование планировочной структуры территории предлагается отнести к основным целям подготовки генеральных планов поселений и городских округов. Учитывая, что содержание генерального плана поселения, городского округа дополняется схемой планировочной структуры территории, законопроектом вводится переходный период для приведения генеральных планов поселений, городских округов в соответствие с указанными дополнениями.

Законопроектом определены случаи, в которых строительство без утвержденного проекта планировки не допускается. Законопроектом предлагается исключить необходимость разработки и утверждения документации по планировке территорий при размещении объектов, предусмотренных техническим проектом в границах лицензионного участка недр и за пределами населенных пунктов.

В целях сокращения сроков подготовки проекта планировки территории, на которых планируется строительство или реконструкция линейных объектов, а также минимизации финансовых затрат на их подготовку законопроектом предлагается упростить состав указанных проектов планировки территории. В то же время состав проекта планировки территории значительно изменен: введены требования к формированию транспортной, социальной, инженерной, коммунально-бытовой инфраструктур и необходимость подготовки схемы застройки территории, в которой могут определяться расположение зданий, строений и сооружений, этажность и другие характеристики. Законопроектом предусматривается возможность отклонения характеристик от утвержденного проекта планировки в части объемно-пространственных характеристик застройки, а также внесения изменений в утвержденный проект планировки территории.

На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект № 86567-6 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования» (предусматривают введение дополнительных требований к составу информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в части включения в нее региональных и местных нормативов градостроительного проектирования) (далее- Проект № 86567-6).23.10.2012 было принято решение принять Проект № 86567-6 в первом чтении, в настоящее время Проект № 86567-6 находится на доработке.

Проектом № 86567-6 предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса Российской Федерации термином «нормативы градостроительного проектирования», изложив его следующим образом: «нормативы градостроительного проектирования» - совокупность утвержденных в установленном порядке требований, подлежащих учету при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, содержащих расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, включая минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами регионального и местного значения и доступность таких объектов для населения».

Согласно Проекту № 86567-6 нормативы градостроительного проектирования, устанавливающие требования, содержащие расчетные показатели обеспеченности и доступности для населения объектов регионального и местного значения, подлежат применению при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на региональные и местные. В составе нормативов градостроительного проектирования предполагается разработка показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения, проживающего на соответствующей территории, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения, а также показателей доступности этих объектов для населения.

В составе местных нормативов градостроительного проектирования поселения и городского округа также предусматривается разработка показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории, учитываемых при подготовке документации по планировке территории.

Указанные показатели предлагается определять с учетом планируемого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, климатических и демографических особенностей.

Также Проектом № 86567-6 устанавливается порядок подготовки, согласования и утверждения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Правительством Российской Федерации на заседании 28 ноября 2013 года одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект).

По словам разработчиков, законопроект направлен на снижение административных барьеров в строительстве, а также на создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере строительства, сокращение сроков строительства, увеличение объёмов жилищного и иных видов строительства.

В этих целях ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основные принципы законодательства градостроительной деятельности, предлагается дополнить принципом единства требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений. Реализация данного принципа будет осуществляться в рамках Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которую будут внесены положения, устанавливающие механизм взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства, региональных программ развития жилищного строительства в субъектах России.

Законопроектом также предлагается дополнить ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации положениями о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня (перечней) решений, а также совершаемых указанными органами и лицами действий с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом законопроектом предусматривается запрет на установление вышеназванными органами и лицами дополнительных решений и действий, не предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Проект о внесении изменений в Правила организации МФЦ).

Проект о внесении изменений в Правила организации МФЦ разработан в целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг и обеспечения достижения к 2015 году значения показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг» не менее 90% населения Российской Федерации в соответствии с пп. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Согласно Проекту о внесении изменений в Правила организации МФЦ срок предоставления государственной или муниципальной услуги предлагается исчислять со дня подачи запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги в МФЦ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В Проекте о внесении изменений в Правила организации МФЦ указано, что предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» может быть организовано в мобильном МФЦ в случае ограниченной транспортной и (или) территориальной доступности населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. жителей. Также Проектом о внесении изменений в Правила организации МФЦ предлагается наделить МФЦ правом за плату по запросу заявителя осуществлять выезд работника МФЦ к заявителю для приема заявлений и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также доставку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2013 г.