30.05.2019

Институт градостроительного проектирования обсудили на заседании в Государственной Думе

В Москве 28 мая 2019 года состоялось заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете ГД по транспорту и строительству на тему «Правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства».


Для обсуждения участникам были предложены следующие вопросы:

– Институт градостроительного проектирования:

  • как единая система комплексного планирования и реализации государственных программ градостроительного развития регионов, формирования адресных инвестиционных программ в рамках Национальных проектов;
  • как приоритетный инструмент преодоления административных барьеров.

– Роль главного архитектора в проектах комплексного территориального развития и формирования комфортной городской среды.

В рамках заседания с предложениями по совершенствованию системы градостроительного проектирования в целях успешной реализации Национальных проектов в регионах Российской Федерации выступила руководитель ИТП «Град», член-корреспондент МААМ, советник РААСН, Председатель Совета Национальной Гильдии Градостроителей Анна Береговских.

Свое выступление докладчик начала с принципиально важных на сегодняшний день вопросов:

– Зачем необходимо совершенствование системы градостроительного проектирования?

– Что не так сегодня?

– Что такое градостроительная документация?

– Какими качествами должна обладать градостроительная документация?

– Почему пришло время изменить подход к градостроительному проектированию?

Отвечая на эти и другие смежные и не менее актуальные вопросы, спикером были сформулированы предложения по совершенствованию системы градостроительного проектирования.

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы данного выступления.

По мнению А.Н. Береговских, система градостроительных решений должна обеспечить максимальную эффективность реализации Национальных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития страны до 2024 года и дальше. Масштабные планы инфраструктурного развития, реализация которых должна обеспечить прорыв социально-экономического развития, который не может, в свою очередь, состояться без значительного улучшения предпринимательского климата, находятся под угрозой срыва. Тому свидетельствуют материалы, опубликованные счётной палатой.

На задачу трансформации делового климата работает экспертное сообщество, в том числе на площадках Торгово-промышленной палаты и Агентства стратегических инициатив. В настоящее время в соответствии с планом ТДК Минэкономразвития готовит доклад в Правительство РФ о совершенствовании территориального планирования. Проект доклада достаточно широко обсуждается, и в его подготовке полноценно участвует экспертное сообщество, в том числе Национальная гильдия градостроителей. Недостатком является то, что доклад охватывает вопросы только территориального планирования, что не может в полной мере улучшить инвестиционный климат и повысить качество инфраструктурного развития.

Успешность реализации каждого мероприятия по строительству любого инфраструктурного или инвестиционного объекта зависит от согласованности принятых градостроительных решений по всей вертикали градостроительных документов – от схем территориального планирования (всех уровней) до программ комплексного развития инфраструктур (всех видов). Любое отклонение от ранее задуманного требует внесения изменений во многие документы. Частые точечные поправки в законы и ведомственные нормативные акты требуют таких же точечных поправок в отдельные градостроительные документы. Такое положение дел привело к ситуации, когда все градостроительные документы в той или иной степени противоречат друг другу и действующему законодательству. Каждый (или почти каждый) инвестиционный проект мог быть реализован на год или два быстрее, если бы не требовалось постоянное внесение изменений в градостроительную документацию, или эти изменения вносились бы единовременно во все документы.

Под градостроительной документацией в данном рассуждении понимаются все документы, принятие которых необходимо для получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и начала инвестиционного цикла в строительстве. К таким документам обобщённо относятся: нормативы градостроительного проектирования; схемы территориального планирования РФ, СРФ, МР; генеральные планы городских округов и поселений; правила землепользования и застройки городских округов, поселений и межселенных территорий; правила благоустройства, проекты планировки и межевания, программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.

Отсутствие единой системы технических требований к градостроительной документации (к цифровому описанию объектов планирования, проектирования или регулирования), отсутствие постоянно обновляемой единой электронной картографической основы и базы данных о современном состоянии и использовании территорий, отсутствие возможности единовременного внесения изменений во все документы в части планируемого объекта подвергает инвестиционную деятельность неминуемым рискам, предприниматель должен закладывать в бизнес-план от 10 до 30% увеличение финансовых и временных ресурсов от расчётных показателей. Аналогичная ситуация и в сфере бюджетного планирования инфраструктурного развития.

Докладчик выразила твердую уверенность в том, что кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону поможет переход от статичных документов к цифровым информационным моделям управления развитием территорий. Такой переход не является революционным, он не потребует существенного изменения правового регулирования, которое уже устоялось и показало себя как работающая система. Останутся объекты федерального, регионального и местного значения. Не исчезнут зоны с особыми условиями использования территорий, функциональные и территориальные зоны, красные линии и другие объекты градостроительного проектирования.

Правовой статус будет иметь не документ, а объект.

Цифровая модель обеспечит принятие более обоснованных и быстрых решений за счёт применения информационно-аналитических методов, данных мониторинга современного состояния и использования территорий и недвижимости, учёта мнений жителей и всех стейкхолдеров.

Анна Береговских предложила дополнить содержание поручения расширенного заседания президиума Государственного совета РФ, в соответствии с которым субъектам РФ в качестве эксперимента будут предоставлены полномочия по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования градостроительной деятельности, связанной с уточнением состава и содержания генеральных планов и правил землепользования и застройки, а также порядка их подготовки и утверждения, и организовать разработку пилотных проектов, включающих подготовку всех необходимых градостроительных решений через создание цифровых моделей, интегрированных в государственные системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) в рамках информационно-аналитических функций, а также создаваемых во взаимодействии с федеральной государственной информационной системой территориального планирования (ФГИС ТП), единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН) и другими государственными системами.

По мнению докладчика, необходимо возобновить научно-исследовательские работы в градостроительной сфере через РААСН, а также рекомендовать регионам и муниципальным образованиям в целях достижения наилучшего результата организовывать конкурсы на подготовку всех видов градостроительной документации в формате научно-исследовательских работ (НИР), что не противоречит Федеральному закону № 44.

Результаты НИР необходимо широко обсуждать, выявлять лучшие практики и с их использованием формировать современную нормативно-правовую и методическую базу.

1/4