13.06.2019

В столице ХМАО – Югры завершил работу XI Международный ИТ-Форум

С 10 по 11 июня 2019 г. в Ханты-Мансийске прошло одно из важнейших событий в отрасли ИТ с участием стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества. Масштабный проект объединил около 4 тысяч человек из 52 стран и 60 российских регионов.

Представители международного сообщества и органов государственной власти обсудили вопросы цифровой трансформации и развития информационных технологий в России и мире.


Открывая форум, губернатор ХМАО – Югры  Наталья   Комарова подчеркнула статусность площадки для обсуждения актуальных вопросов по международной информационной безопасности среди экспертного сообщества и отметила, что в рекомендациях для развития цифровых государств, которые подготовили министры стран большой двадцатки, делается акцент на комплексном развитии экономической и социальных сфер и госуправления.
«Для нас уникальная возможность обратиться к уважаемой международной аудитории, представителям власти, деловым кругам, обществу по вопросам, имеющим значение для цифровых изменений в мире. Инновационная деятельность – один из важнейших драйверов экономического развития стран. Перспективы развития инновационного сотрудничества, коммерциализация технологий, их внедрение, совершенствование инструментов государственной поддержки – актуальные вызовы для нас»,– заявила глава региона.
Основная тема форума в этом году – цифровизация как импульс к развитию сотрудничества стран БРИКС и ШОС. На первом пленарном заседании были рассмотрены стратегии внедрения ключевых сквозных технологий, оптимальные модели взаимодействия государства и бизнеса, а также приоритетные направления формирования цифровой культуры. Эксперты из стран БРИКС и ШОС также обсудили инвестиции в диджитализацию как новый уровень качества жизни.

Одним из ключевых мероприятий форума стала панельная дискуссия «Правовые основы цифровой трансформации экономики».

Модераторами выступили исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Центр технологий электронной демократии», кандидат технических наук Наталья  Маслова

 и главный специалист юридического отдела Федеральной нотариальной палаты (г. Москва), член рабочей группы при экспертном совете ПИР-Центра по международной информационной безопасности и глобальному управлению интернетом, кандидат экономических наук Елена  Волчинская.

Участники панельной дискуссии обсудили общие стратегические направления цифровой трансформации экономики России, концепцию комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, а также первоочередные нормативные правовые акты, необходимые для стимулирования ее развития.

Рассмотрели правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия, для формирования сферы электронного гражданского оборота, для сбора, хранения и обработки данных, для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке, в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики.

Подняли вопросы нормативного регулирования цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, проблемы и тенденции формирования законодательства в сфере киберфизических систем и искусственного интеллекта.

Особое внимание было уделено вопросам формирования правовых условий для реализации проекта «Умный город» с учетом пяти ключевых принципов:

– ориентация на человека;

– технологичность городской инфраструктуры;

– повышение качества управления городскими ресурсами;

– комфортная и безопасная среда;

– акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.

В рамках панельной дискуссии с докладом «Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности и Цифровая информационная модель управления развитием территорий (ЦИМ УРТ)» выступила советник РААСН, член-корреспондент МААМ, Председатель совета Национальной Гильдии Градостроителей, руководитель Института «Град» Анна Береговских.

Спикер напомнила присутствующим, что государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) получила правовой статус 1 января 2019 года, когда вступили в силу поправки, внесенные в Градостроительный кодекс РФ в июле 2018 года.

В рамках развития ГИСОГД на региональном уровне предусмотрена возможность реализации автоматизированных информационно-аналитических функций поддержки управленческих решений, направленных на социально-экономическое и пространственное развитие, на согласованность всех решений по инфраструктурному и инвестиционному развитию. При этом их своевременную перенастройку должна обеспечить цифровая информационная модель управления развитием территории – ЦИМ УРТ.

ЦИМ УРТ представляет собой комплекс взаимосвязанных информационных ресурсов, состоящих из цифровых данных, и набор инструментов для мониторинга и оперативного регулирования качественных и количественных характеристик в зависимости от сложившегося или планируемого сценария развития территории города.

ЦИМ также предназначена для оперативного управления развитием территории города, в том числе для исполнения функций и предоставления услуг в электронном виде.

Информационные ресурсы ЦИМ состоят из четырех связанных друг с другом блоков данных: цифровая информационная платформа; стратегия; планирование и зонирование; оперативное управление.

Блок данных«Цифровая информационная платформа» – это комплекс данных о современном состоянии и использовании территории, созданный на базе Единой электронной картографической основы, формируемой посредством обработки цифровых ортофотопланов, и дополненный актуальными данными обо всех существующих и планируемых объектах градостроительной деятельности и использовании этих объектов жителями города.

Блок данных«Стратегия»– комплекс данных о стратегических основах пространственного развития, определенных Стратегией социально-экономического развития и обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей качества городской среды за счет развития инфраструктуры, жилищного и иного инвестиционного строительства и благоустройства территорий.

Блок данных «Планирование и зонирование»представляет собой комплекс цифровых данных о принятых решениях по функциональному и территориальному зонированию, планируемых объектах федерального, регионального и местного значения, регламентах использования земельных участков и объектов капитального строительства, красных линиях и других объектах градостроительного регулирования. Источниками данных являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, документация по планировке территорий, программы комплексного развития инфраструктур.

Блок данных «Оперативное управление»формируется в процессе исполнения функций и предоставления услуг в электронном виде в сфере градостроительной деятельности с использованием данных блока «Планирование и зонирование». Данные о вводе объекта в эксплуатацию автоматически меняют соответствующие данные блока «Цифровая информационная платформа». Данные этого блока автоматически генерируют изменение состояния и использования городских территорий и обеспечивают возможность автоматического мониторинга достижения целевых показателей, в том числе по обеспеченности и доступности объектов регионального и местного значения для жителей города, посредством связи с соответствующими данными блока «Стратегия». Результаты мониторинга являются основанием для внесения изменений в документы планирования развития инфраструктуры.

Данные цифровой информационной платформы дают возможность комплексно оценить ситуацию, сформировать проблемное поле на основе выявленных неэффективно используемых территорий и земельных участков государственной и муниципальной собственности, определенных территорий стабильности и преобразования, данных об инфраструктурной обеспеченности и изношенности инфраструктуры, о многих других характеристиках и потребностях жителей.

В результате диалогов, переговоров, обсуждений и профессиональных обоснований определяются стратегические приоритеты и задачи городского развития. Принимаются все необходимые решения по планированию и зонированию. Формируется комплексный план мероприятий реализации стратегии, который содержит подсистемы по направлениям городского развития. Ведется сбалансированное и обоснованное оперативное управление.

Для большей наглядности озвученных положений спикер показала примеры внедрения ЦИМ в Нижневартовске, полученные в ходе выполнения Институтом «Град» научно-исследовательской работы по созданию Цифровой информационной модели управления развитием территории югорского города.

Далее докладчик проинформировала присутствующих о подготовленных на сегодняшний день Минэкономразвития России совместно с экспертным сообществом (в том числе членами рабочих групп АСИ, ТПП РФ) предложениях по совершенствованию деятельности в области территориального планирования во исполнение Плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р. Предложения оформлены в виде доклада и направлены в Правительство РФ письмом № 17023-ВЖ/Д27и от 29.05.2019 г.

Так, в докладе даны предложения в том числе по предоставлению субъектам Российской Федерации (в качестве эксперимента) полномочий по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования градостроительной деятельности (во исполнение пункта 11 поручения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. № ВМ-П9-2785, данного во исполнение подпункта «д» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр-555ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 12.02.2019 г.).

Данные предложения потребуют апробации в ходе выполнения пилотных проектов. Одним из пилотных регионов по переходу на цифровое территориальное планирование по направлению «Цифровизация, моделирование процессов городского развития» выступит именно Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

В заключении выступления А.Н. Береговских озвучила предложения по развитию правовой базы создания ГИСОГД и ЦИМ УРТ. Еще раз подчеркнула необходимость выполнения апробации методологии и технологии, оценки целесообразности и результативности ГИСОГД и ЦИМ УРТ в рамках реализации пилотных проектов с особым правовым режимом, позволяющим уполномоченным органам государственной власти и (или) местного самоуправления проводить в ограниченной среде эксперименты по планированию и регулированию градостроительной деятельности без риска нарушения действующего законодательства.

Участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что для создания гибкой системы правового регулирования, обеспечивающей цифровую трансформацию отраслей экономики, социальной сферы и управления, а также внедрения гражданского оборота на базе цифровых технологий в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года по направлению «Нормативное регулирование цифровой среды», необходимо принять участие в реализации ряда мероприятий, среди которых:

– создание законодательных основ для формирования единой цифровой среды доверия и электронного гражданского оборота;

– обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, а также для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;

– формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;

– совершенствование правового регулирования комплексного инфраструктурного развития и инвестиционного освоения территорий, в том числе жилищного строительства, в соответствии с базовыми принципами цифровой экономики;

– развитие законодательного регулирования создания и оборота результатов интеллектуальной деятельности, антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики;

– формирование комплексного (межотраслевого) нормативного регулирования отношений в сфере цифровой экономики, создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики.

В целях обеспечения системного и согласованного правового регулирования должна быть разработана и сформирована Концепция комплексного регулирования (правового регулирования) отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики. Концепция должна определить стратегические цели и задачи развития цифровой экономики, показать основные проблемы в сфере формирования правового обеспечения цифровой экономики, общие подходы к формированию направлений развития законодательства в целях его адаптации к цифровой экономике.

Цифровая экономика, понимаемая как система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, может произвести действительно кумулятивный эффект во всех сферах социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований при условии ее обеспечения всем комплексом механизмов правового регулирования. Цифровая экономика объединит и повысит эффективность реализации всех национальных проектов, направленных на достижение целей социально-экономического развития страны до 2024 года, в том числе «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», обеспечит поддержку эффективной реализации плана мероприятий и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденного Правительством РФ, а также комплексных региональных и муниципальных программ инфраструктурного развития и инвестиционного освоения территорий.

По мнению участников, в сложившихся условиях требуется как обобщение опыта реализации базовых федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в информационной сфере с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, так и актуализация и гармонизация всего законодательства с учетом формирования экосистемы цифровой экономики. В связи с этим на региональном и муниципальном уровнях необходимо сформировать нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение развития информационного общества и цифровой экономики.

Необходимо усилить взаимодействие между органами власти, частным сектором и научно-образовательным сообществом для ускорения темпов цифровой трансформации, реализации ключевых государственных программ, внедрения новых технологий и бизнес-моделей, для возможности проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также влиять на скорость внедрения инноваций.

Необходимо принять участие в пилотных проектах с организацией «регуляторных песочниц» – экспериментальных зон, где будут тестироваться самые передовые разработки по правовому регулированию.

В связи с тем что информационное законодательство формируется в правовой системе России как комплексная межотраслевая система нормативного правового регулирования всех процессов развития информационного общества, цифровой экономики, обеспечения информационной безопасности, дальнейшее его развитие в стиле ситуационного наращивания правовых норм и актов, их непрерывного исправления и дополнения нуждается в кодификации и стабилизации, а также в формате межведомственного и межсекторного сотрудничества.

В ходе работы секции было высказано мнение, что одним из перспективных направлений правовой поддержки и обеспечения развития информационного общества и цифровой экономики в целях обеспечения прорыва во всех отраслях социально-экономического развития страны может стать разработка Информационного кодекса Российской Федерации как базовой части информационного законодательства.

По итогам ИТ-форума с учетом предложений, выработанных участниками каждой секции, будет подготовлена и размещена на сайте общая резолюция мероприятия.


Справка

По данным организаторов, в рамках форума прошло более 30 мероприятий, в том числе международная конференция по информационной безопасности «Инфофорум-Югра», международная конференция под эгидой ЮНЕСКО «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия», панельная дискуссия «Смарт сити: Комфортная и безопасная городская среда» и другие мероприятия.

Впервые в этом году состоялась международная конференция #EdCrunch Ugra, в ходе которой участники обсудили вопросы использования передовых цифровых технологий в сфере образования, и международная конференция нотариусов с участием экспертов из России, Австрии, Казахстана, Азербайджана и Белоруссии.

Также участники и гости форума смогли посетить в Ханты-Мансийске выставку «Цифровые технологии для всех», на которой состоялась демонстрация инновационных проектов в области «умных городов», информационной безопасности, цифровой культуры, образования, здравоохранения.


Фото: Департамент общественных и внешних связей Югры и РИА Новости.

1/7