05.11.2019

На сайте форума стратегов размещены презентации спикеров

XVIII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» завершил работу в Санкт-Петербурге 30 октября. В этом году главными темами деловой программы стали проблемы реализации национальных проектов, стратегические задачи развития страны, их взаимоувязка с документами стратегического планирования, а также изучение полученного эффекта для отдельных территорий.


Центральным событием форума стала дискуссия министра экономического развития РФ Максима Орешкина и председателя Счетной палаты России Алексея Кудрина на тему «Как преодолеть значимые препятствия на пути достижения национальных целей?». Модератором первого пленарного заседания выступила вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок (ЦСР) Наталья Трунова.

В числе главных системных проблем реализации национальных проектов эксперты отметили: отсутствие ориентации ресурсов на достижение целей, несогласованность бюджета с проектной логикой достижения национальных целей; бюрократические проволочки, тормозящие реализацию уже принятых решений; сложность управления нацпроектами; размывание фокуса показателей достижения национальных целей; уменьшение самостоятельности регионов и большое количество «несвобод» на региональном уровне.

«Важнейшим фактором экономического роста страны является увеличение самостоятельности субъектов, уменьшение регламентации этих трансфертов. При этом я думаю, что есть такая возможность, и нужно увеличить самостоятельность субъектов», – подчеркнул глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, добавив, что в регионах также завышены показатели эффективности нацпроектов.

Видеозапись первого пленарного заседания доступна по ссылке.

Далее форум продолжился работой экспертов в рамках круглого стола «Национальные проекты и территории: эффективные решения и проблемы реализации».

В качестве основополагающих тезисов организаторами были предложены следующие утверждения.

Национальные проекты, реализуемые в рамках исполнения Указа Президента РФ № 204, должны изменить условия жизни граждан России. Но потенциал территорий различен, и возможность достижения одинаковых эффектов для всех территорий страны изначально является спорной. При этом формирование траекторий реализации нацпроектов для максимизации эффектов социально-экономического и пространственного развития территории является базовым условием их успешной реализации.

Во многом эффективность локализации национальных проектов на территории зависит от качества документов стратегического и территориального планирования: их реальной востребованности органами местного самоуправления. Ряд возможных крупных проектов вызывают необходимость корректировки долгосрочных планов развития и изменения других показателей социально-экономического развития.

Реализация национальных проектов может привести к формированию новых лидеров пространственного развития. Усиление существующих центров экономического роста или перераспределение экономического потенциала будет зависеть от согласованной политики федеральных, региональных и муниципальных властей.

Обсудить сложившуюся практику стратегического планирования на всех уровнях управления с точки зрения различных групп стейкхолдеров и выработать решения по донастройке системы стратпланирования и повышению ее эффективности было предложено участникам стратегической сессии «Первые пять лет стратегического планирования по 172-ФЗ: национальные цели – путь к результату».

Модерировали дискуссию в группах заместитель директора департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономического развития Российской Федерации Денис Тюпышев, начальник отдела методологии и разработки документов стратегического планирования Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономического развития Российской Федерации Анна Ведерникова и управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – AV Group Алексей Крыловский.

Мнения участников сессии о законе о стратпланировании оказались диаметрально противоположными – от просьб к разработчикам укрепить вертикаль стратегического планирования до предложений оставить поле для стратегического творчества.

Работу второго дня форума открыло пленарное заседание «Национальные цели развития: эффекты для территорий».

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин, Министр науки и высшего образования Российской ФедерацииМихаил Котюков, губернаторы Новосибирской, Ульяновской области и Санкт-Петербурга и первый заместитель генерального директора ПАО «Группа ЛСР» обсудили проблемы реализации национальных проектов в регионах.

Так, по мнению Губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, «проблемой для регионов является отсутствие стратегии развития России до 2035 года. С момента принятия 172-ФЗ 45 субъектов разработали или обновили свои стратегии. Но мы не видим обратной связи – будут ли использованы наработки регионов в будущей стратегии России. Сейчас национальные цели для регионов – единственный источник целеполагания. Национальные проекты – реальная связка между регионами и центром, но управление проектами нужно переформатировать. Принципиальные недостатки национальных проектов: не выстроена до конца система мониторинга, электронный бюджет полноценно пока не заработал; узкая ведомственность проектов не позволяет реализовывать комплексные программы».

Видеозапись второго пленарного заседания доступна по ссылке

Одним из ключевых мероприятий второго дня форума стратегов стала дискуссионная панель «Коммуникационные форматы и практики участия сетевых сообществ в процессе стратегирования», модераторами которой выступили директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич и научный руководитель проектов ООО «Научные разработки» Вячеслав Марача.

По мнению организаторов, смена парадигмы управления, привносимая сетевой трансформацией общества, затрагивает и государственное управление, в том числе взаимодействие власти и граждан при разработке стратегий. Ответом на данный глобальный вызов становятся требования организации процесса стратегирования на принципах социального партнерства и запуска «горизонтальной», коммуникации всех акторов развития территории, включая сетевые сообщества.

Под «сетевыми сообществами» в данном случае понимаются любые сообщества, взаимодействие участников которых построено в соответствии с принципами сетевой организации (в том числе местные сообщества).

Решающими критериями успеха стратегирования становятся его открытость и способность вовлечь в процесс разработки и реализации стратегии общественность и стейкхолдеров. А это, в свою очередь, зависит от доверия участников процесса стратегирования друг к другу, от их способности поддерживать диалоговую модель обсуждения общих проблем, основанную на равноправной «горизонтальной» коммуникации, на отказе от статусной иерархии и начальственного диктата.

Однако, несмотря на признание как экспертным сообществом, так и органами власти значимости участия сетевых сообществ в процессе стратегирования, это участие в России традиционно сталкивается с рядом проблем, обусловленных имитационным, формально-декларативным характером участия, а также использованием архаичных коммуникационных форматов.

В связи с этим участники дискуссионной панели – представители федерального и регионального уровней государственной власти, органов местного самоуправления, общественности и экспертно-консультационного сообщества – обсудили существующие коммуникационные форматы участия сетевых сообществ в процессе стратегирования, попытались найти ответы на вопросы, какие форматы считать лучшими и в каких случаях целесообразно сочетание разных форматов; выделили наиболее эффективные практики и предложили рекомендации по их внедрению.

На сайте форума стратегов уже размещены презентации спикеров.
В числе опубликованных материалов – презентации к докладам об особенностях развития Пермской городской агломерации, о комплексном инвестиционном проекте «Енисейская Сибирь», о новациях в системе стратегического планирования республики Саха (Якутия), о большом Томском университете и университетском городе, а также о методологии определения умной специализации субъекта РФ и концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования межмуниципального сотрудничества».

Справка

За два дня на площадке форума проведено 45 мероприятий (включая 3 пленарных заседания), в которых приняли участие 1500 человек из 68 регионов России, 100 городов, а также зарубежные гости и докладчики из 30 стран.