18.11.2019

О профессиональной обоснованности реализации Стратегии пространственного развития России

В качестве средств реализации стратегии пространственного развития в первую очередь предлагается рассматривать «Национальные проекты», которыми предусмотрено 12 направлений стратегического развития Российской Федерации. Принятый набор направлений свидетельствует об инерции отраслевого подхода в осуществляемом стратегическом планировании и связанных с этим проблемах потери синергетического эффекта взаимной согласованности принимаемых решений. Каждое из этих направлений имеет составляющую, связанную с пространственной организацией решаемых проблем, во многом определяющей характер взаимосвязей между ними. Соответственно, одним из ключевых, обеспечивающих синергетический эффект стратегического планирования национальным проектом должна была стать «Стратегия пространственной организации обустройства территории России». С отказом от этого связано отсутствие в перечне таких важнейших направлений, как:

– совершенствование и развитие систем мер защиты граждан и территории от опасных природных и техногенных процессов и явлений;

– разработка и освоение инновационных технических средств и технологий обустройства территории;

– реформирование системы управления государством, регионами и муниципальными образованиями, ориентированное на смену нацеленности деятельности органов власти с создания предпосылок формирования финансово-экономической элиты на создание предпосылок повышения конкурентоспособности страны, базирующихся на высоком уровне профессионализма ее граждан, во всех сферах общественно полезной деятельности на всех уровнях (начиная с управленческой);

– совершенствование и развитие всей совокупности транспортных систем, эффективность функционирования которых взаимосвязана, а не только автомобильных дорог;

– развитие и повышение эффективности систем мер сохранения и использования историко-культурного наследия в составе направления «Культура»;

– развитие и повышение эффективности мер поддержания (сохранения, восстановления и совершенствования) природного каркаса страны и ее регионов в составе направления «Экология».


Осуществление национальных проектов в их ныне действующем виде нельзя признать достаточно эффективным средством реализации стратегии, способствующей прорыву в развитии страны.

Создание предпосылок эффективной реализации стратегии пространственного развития регулированием градостроительной деятельности должно обеспечиваться:

– принятием необходимых правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработкой документов, положения которых определяют характер подлежащих реализации градостроительных решений.

Правовые и нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность, должны устанавливать требования:

– к порядку разработки согласования и утверждения документов территориального планирования на каждом из уровней административно-территориального деления страны; к их содержанию и технологиям разработки;

– к порядку разработки согласования и утверждения документов градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки, к их содержанию и технологиям разработки;

– к формированию имеющей правовой статус (типа кадастра недвижимости) системы информации о территориальных объектах муниципального, регионального и федерального уровня;

– к формированию имеющей правовой статус системы сертификации квалификации лиц, профессионально участвующих в градостроительной деятельности.

Особо актуально принятие нормативных актов, устанавливающих требования к содержанию и технологии разработки:

– Генеральных планов городов и городских поселений как наиболее распространенных видов документов территориального планирования. Это должно обеспечивать принятие имеющих правовой статус профессионально обоснованных решений по развитию пространственного каркаса, районирования и зонирования территории города (разработка «мастер-плана» для крупного города может предшествовать генеральному плану, но ни в коем случае не подменять его, поскольку практически не устанавливает имеющих правой статус градостроительных ограничений и позволяет получать прибыли от вложения инвестиций в строительство, игнорируя интересы реципиентов градостроительной деятельности).

– Правил землепользования и застройки. Их разработка должна устанавливать характер и порядок осуществления процедур придания правового статуса застройке, соблюдающей установленные генеральным планом градостроительные преференций и ограничения.

Разработка документов, положения которых определяют характер подлежащих реализации градостроительных решений (начиная со стратегии пространственного развития и завершая проектами межевания, планировки и застройки территории), должна обеспечивать установление:

– приоритетности защиты интересов и прав граждан, являющихся реципиентами градостроительной деятельности;

– прав, обязанностей и ответственности всех и в первую очередь профессиональных участников градостроительной деятельности;

– видов, имеющих правовой статус преференций и ограничений средств достижения целей градостроительной деятельности, способствующих поддержанию высокого качества ее результатов;

– требований к характеру и порядку осуществления органами административно-территориального управления видов мер регулирования градостроительной деятельности, способствующих поддержанию их высокой эффективности;

– требований к организации обеспечения градостроительной деятельности достоверной, своевременно предоставляемой, оптимально структурированной (пригодной при использовании цифровых технологий), достаточно полной для подготовки и принятия обоснованных решений информации.

Разработка документов территориального планирования и градостроительного проектирования на каждом из уровней административно-территориального управления должна обеспечивать профессионально обоснованный учет:

– объективных закономерностей развития территории (видов и характера взаимосвязей факторов и процессов, определяющих изменения ее состояния);

– прогнозируемых потребностей граждан в изменениях состояния (обустройства и условий использования) подведомственной органам их власти территории, которая для них является постоянной или временной средой жизнедеятельности, условий и возможностей удовлетворения этих потребностей в пределах установленных сроков.

Для создания предпосылок подготовки, принятия и реализации органами власти компетентных решений, определяющих характер развития территории, необходимо обеспечивать достаточную полноту, достоверность и своевременность поступления информации:

– о сложившихся условиях и характере обустройства и использования территории;

– о характере прогнозируемых потребностей в изменениях условий обустройства и использования территории;

– о характере проблем обустройства и использования территории, их видах, остроте и пространственной локализации;

– о характере необходимых и имеющихся средств решения проблем обустройства и использования территории;

– об объективных закономерностях взаимосвязей факторов и процессов, определяющих характер изменений, о характере проблем обустройства и использования территории;

– о системе и содержании правовых и нормативных актов, регулирующих осуществление мер, изменяющих характер обустройства и использования территории;

– о системе административных мер, регулирования изменений характера обустройства и использования территории (включая информацию об имеющейся в распоряжении и поступающей информации);

– о характере необходимых изысканий и научных исследований для получения требуемой исходной информации и порядке организации их осуществления;

– об обеспеченности и порядке обеспечения подготовки и реализации решений, изменяющих характер обустройства и использования территории профессионально подготовленными кадрами.

Подготовка подлежащих реализации решений на требуемом профессиональном уровне должна обеспечиваться организацией:

– ведения необходимых информационных систем (ИСОГД, ФГИС ТП, муниципальных, региональных и федеральных отраслевых информационных систем);

– проведения необходимых изысканий и научных исследований для получения требуемой исходной информации;

– разработки и согласования документов территориального планирования, утверждения их положений, определяющих стратегию пространственного развития;

– разработки системы и согласования документов градостроительного, архитектурно-строительного и инженерно-строительного проектирования, разработки системы и согласования документов отраслевого проектирования развития инфраструктур, необходимых для реализации принятой стратегии пространственного развития и решений, принятых в национальных проектах;

– обеспечения специалистами высокой квалификации выполнения всех перечисленных выше видов мер.

В качестве специальных средств поддержания высокого уровня качества принимаемых решений, базирующегося на требуемой квалификации специалистов, профессионально участвующих в градостроительной деятельности, имеет смысл уделить особое внимание статусу и функциям РААСН, возможно, с реформированием и сменой ее подведомственности Минстрою России подведомственностью специальной структуре администрации Президента страны или переходом в состав РАН, с поручением ей подготовки научно обоснованных предложений:

– по созданию независимо функционирующей системы сертификации квалификации специалистов, профессионально участвующих в градостроительной и архитектурно-строительной деятельности (с привлечением Союза архитекторов России, НОПРИЗ и других профильных профессиональных организаций), и интеграции ее с соответствующими системами международного уровня;

– по реформированию системы подготовки и периодической переподготовки специалистов градостроителей, архитекторов в высших и средних учебных заведениях с установлением требований к характеру их подготовки и стажировки в органах территориального управления, научных, проектных и строительных организациях (включая разработку проектов правовых и нормативных актов, придающих правовой статус выданным им сертификатам);

– по определению характера требований к подготовке отраслевых специалистов, участвующих в разработке документов территориального планирования и градостроительного проектирования (специалистов, планирующих и проектирующих развитие: транспортных систем, систем энергоснабжения, систем водоснабжения и отведения стоков, систем удаления и переработки отходов, систем защиты от опасных природных и техногенных процессов, систем охраны ценной природной и историко-культурной среды, экологов, эконом-географов, экономистов, правоведов, историков и др.);

– по направленности и характеру реформированию системы правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность.

Реализация принятых решений должна обеспечиваться профессионально осуществляемой организацией обустройства и контроля характера обустройства территории:

– предусмотренными в документах территориального планирования и градостроительного проектирования инфраструктурами, использующими инновационные технологии предстоящего взаимно согласованного функционирования;

– обеспечением специалистами высокой квалификации выполнения работ по застройке и благоустройству территории, устройству и функционированию инфраструктур;

– контролем качества и сроков реализации принятых решений.

Среди мер, нацеленных на реализацию Стратегии пространственного развития, целесообразно выделить разработку (или обновление):

– Прогнозов развития отраслей хозяйства и характера их взаимодействия на инновационной основе.

– Прогнозов развития, функционирования и взаимодействия на инновационной основе всех видов инфраструктур, обслуживающих территорию.

– Системы организации взаимосогласованного государственного и частного инвестирования в осуществление реализации утвержденных проектных решений на всех территориальных уровнях.

– Схемы территориального планирования России и отраслевых схем территориального планирования. Целевых Схем территориального планирования частей территории РФ и ее федеральных округов.

– Документов стратегического планирования Минстроя России (схем размещения предприятий промышленности строительных материалов, предприятий строительной индустрии, строительных баз федерального значения; системы нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность, проектную и другие виды деятельности строительной отрасли).

– Проектной документации на развитие каждого из видов обслуживающих территорию страны инфраструктур федерального уровня.

– Документов территориального планирования объектов, выделяемых в связи с образованием городских агломераций федерального значения.

– Схем территориального планирования субъектов РФ и частей их территории.

– Генеральных планов городов и иных поселений федерального значения.

– Проектов развития обслуживающих территорию инфраструктур регионального значения.

– Генеральных планов городов и иных поселений регионального значения.

– Проектов планировки и межевания территории поселений или частей территории городов.

– Проектов застройки и благоустройства территории.

В данной статье освещены отмечаемые градостроителями аспекты предстоящих управленческих решений федеральных органов власти, нацеленных на снятие наиболее острых проблем, связанных с реализацией стратегии пространственного развития страны.