06.02.2020

Рекомендации по улучшению показателей индекса качества городской среды

I. Общие положения.

Настоящие рекомендации подготовлены с целью расширения спектра применяемых механизмов улучшения качества городской среды и направлены на реализацию принципа обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.


Правовую основу настоящих рекомендаций составляют Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты в области градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений и организации местного самоуправления.

II. Индекс качества городской среды

Городская среда отнесена к основным направлениям стратегического развития России в составе перечня, утвержденного Федеральным проектным офисом (Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)[2].

17 ноября 2016 г. Минстрой России приступил к реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», основной целью которого являлось создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации[3].

Одним из результатов проекта стала система оценки качества городской среды, обеспечивающая формирование индекса качества городской среды по шести направлениям:

  • состояние среды жилья и прилегающих пространств;
  • состояние среды уличной инфраструктуры;
  • состояние среды озелененных и прибрежных пространств;
  • состояние среды общественно-деловой инфраструктуры и прилегающих пространств;
  • состояние среды социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств;
  • состояние среды общегородского пространства [4].

Каждое из направлений оценивалось по пяти критериям: безопасность (общий уровень угрозы для жизни и здоровья пребывающих в пространстве муниципального образования людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры или наличием социальных проблем), комфорт (уровень бытового, повседневного комфорта и удобства, которые муниципальное образование обеспечивает для жителей и гостей), экологичность (мера соответствия использования территории муниципального образования принципу сохранения и улучшения окружающей среды, а также состояние экологии на момент оценки), идентичность и разнообразие (своеобразие и узнаваемость территорий, а также вариативность пространственных решений и функциональное разнообразие городской среды), а также современность среды (описание возможностей, которые муниципальное образование предоставляет жителям). Баллы по ним выставлялись в зависимости от показателей, основанных на конкретных городских данных.

Индикаторы, участвующие в индексе, выбирались исходя из четырех критериев: данные по ним доступны во всех городах, они ежегодно обновляются, ими нельзя манипулировать и их можно собрать единым способом. Для оценки расчета индикаторов использовались данные, содержащиеся в государственных информационных системах, а также в открытых источниках:

  • государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ);
  • официальная статистическая информация (http://www.gks.ru);
  • информация из открытых источников (Yandex, Google, 2GIS, Вконтакте, OpenStreetMap, данные дистанционного зондирования земли Copernicus Open Access Hub, ГЛОНАСС, GPS, Реформа ЖКХ).

К целям формирования индекса были отнесены:

  1. определение текущего состояния городской среды, в том числе выявление конкурентных преимуществ муниципальных образований и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития;
  2. формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора объективных индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;
  3. подготовка ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству городской среды, сформированного в соответствии с уровнем качества городской среды в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  4. обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных муниципальных образованиях и в различных субъектах Российской Федерации;
  5. повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации приоритетного проекта;
  6. стимулирование граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципальных образований.

При этом разработанная система оценки концентрировалась на достаточно узком спектре вопросов благоустройства территории, не связанных с планированием городского развития.

Президентом Российской Федерации в мае 2018 года были сформулированы цели и целевые показатели развития Российской Федерации по направлению «Жилье и городская среда» на период до 2024 года, среди которых:

  1. увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год;
  2. кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
  3. создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;
  4. обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда[5].

В соответствии с вышеуказанными целями приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» был трансформирован и включен в статусе федерального проекта в национальный проект «Жилье и городская среда» (далее – национальный проект)[6].

Целью обновленного проекта заявлено создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

Во исполнение национального проекта Правительством Российской Федерации утверждена Методика формирования индекса качества городской среды (далее – Методика)[7].

Для оценки городов разработана матрица. Итоговый балл каждого города формируется из показателей по шести типам пространств: «Жилье и прилегающие пространства», «Уличная инфраструктура», «Озеленение и водные пространства», «Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства», «Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства» и «Общегородское пространство». Каждый из них оценивается по пяти критериям: безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления. Таким образом, всего Методика включает 36 индикаторов. Баллы по ним выставляются в зависимости от показателей, основанных на конкретных городских данных. Данные по каждому индикатору оцениваются по десятибалльной шкале. Сумма баллов по всем критериям складывается в общую оценку города. В зависимости от итогового балла состоянию городской среды присваивается соответствующая оценка: «неблагоприятная городская среда» (0–180 баллов), «благоприятная городская среда» (180–360). Чтобы избежать сравнений несопоставимых населенных пунктов друг с другом, Методика распределяет все города по категориям в зависимости от численности их населения и климатических характеристик: малые (до 5 тыс. чел.), малые (5–25 тыс. чел.), малые (25–50 тыс. чел.), средние (50–100 тыс. чел.), большие (100–250 тыс. чел.), крупные (250 тыс. – 1 млн чел.), крупнейшие (от 1 млн чел.). Распределение городов по климатическим характеристикам осуществляется внутри каждой размерной группы.

1 ноября 2019 г. состоялась презентация первого индекса качества городской среды рассчитанного в масштабах Российской Федерации[8].

По результатам произведенных расчетов среднее значение индекса качества городской среды по стране за 2018 г. составило 163 балла. А доля городов с благоприятной городской средой по итогам прошлого года – 23 процента.

Для достижения показателей национального проекта к 2024 г. количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов.

Индекс качества городской среды является инструментом мониторинга и не содержит информации о произведенных расчетах, а также рекомендаций по улучшению существующей ситуации для конкретного региона или города.

Региональным и городским властям необходимо самостоятельно проанализировать существующие показатели, определить основные проблемные факторы и выработать план мероприятий на ближайшую пятилетку, позволяющий обеспечить достижение необходимых показателей или заложить основы для их улучшения.

III. Методологическая основа осуществления градостроительной деятельности

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», реализуемый в 2016–2017 гг., предусматривал преимущественно мероприятия и проекты в области благоустройства. Практическая реализация проектов начального этапа подтвердила актуальность проблемы качества среды и востребованность таких проектов на локальном уровне. При этом стало очевидна нерациональность решения в рамках приоритетного проекта только вопросов благоустройства. Реализация проектов благоустройства в большинстве случаев требует сопутствующих изменений документов территориального планирования, нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки и другой градостроительной документации.

С появлением индекса качества городской среды и включением приоритетного проекта в структуру национального проекта «Жилье и городская среда» взаимное влияние градостроительных проектов и проектов благоустройства усилилось.

Состав индикаторов и показателей, включенных в Методику, в соответствии с которой ежегодно должен осуществляться расчет индекса качества среды, подтверждает необходимость системного планирования и последовательной реализации градостроительных решений и проектов благоустройства.

В качестве базовой методологической основы, обеспечивающей системность планирования и последовательность реализации решений, предлагается использовать методику комплексного проекта создания системы управления развитием территорий (далее – Комплексный проект), разработанную Институтом территориального планирования «Град»[9] и внедряемую в муниципальных образованиях более чем сорока регионов России, включая Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкие автономные округа, Приморский край и Республику Крым.

Комплексный проект предполагает единовременную разработку всех видов документов планирования и регулирования пространственного развития: документов стратегического планирования, градостроительного нормирования, территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке и благоустройству территории.

Методической особенностью Комплексного проекта является включение в состав проекта документов, которые выполняют роль инструментов реализации градостроительной политики на основе решений, заложенных в градостроительной документации, тем самым обеспечивая наиболее эффективное исполнение полномочий муниципалитетов, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[10], Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[11] и другими нормативными правовыми актами.

Все базовые и дополнительные документы разрабатываются в единой системе на основе электронной обобщенной информационной базы о современном состоянии и использовании территории и представляют собой инструментальный комплекс поддержки управленческих решений.

Единовременность и системность разработки всех документов позволяют сократить срок выработки решений, обеспечить их согласованность и реализацию в комплексе с мероприятиями, направленными на повышение качества городской среды, мероприятиями иных национальных («Образование», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Экология») и соответствующих федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Рекомендуемый состав Комплексного проекта городского округа, территория которого включает большие, крупные и крупнейшие города, предусматривает наличие:

  1. стратегии социально-экономического развития;
  2. плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;
  3. местных нормативов градостроительного проектирования;
  4. генерального плана;
  5. плана мероприятий («дорожной карты») по реализации генерального плана;
  6. проектов планировки и межевания территорий общего пользования, в том числе территории улично-дорожной сети;
  7. правил землепользования и застройки;
  8. проектов планировки территории и проектов межевания территории элементов планировочной структуры;
  9. правил благоустройства;
  10. комплексной программы развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  11. информационно-аналитической системы управления развитием территорий, включающей автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИАС УРТ).

Состав Комплексного проекта конкретного муниципального образования определяется с учетом специфики его развития.

Эффективность применяемой методики комплексного проекта подтверждает ее включение в состав лучших практик[12], а также факт ее закрепления в региональном законодательстве. Так, частью 1 статьи 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2007 г. № 36-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа»[13] установлено, что в целях эффективного и экономного расходования средств окружного и местных бюджетов, оперативности подготовки документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документация по планировке территорий муниципальных образований могут разрабатываться в виде комплексных проектов управления развитием территорий.

Внедрение методологии комплексного проекта предполагает проведение организационных мероприятий, предусматривающих:

  • закрепление должностного лица (не уровне не ниже заместителя руководителя высшего органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования), ответственного за достижение целей и показателей регионального проекта;
  • утверждение плана реализации Комплексного проекта на пятилетний период;
  • создание координационного органа по реализации Комплексного проекта, включающего органы власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и научных организаций и иных заинтересованных в реализации Комплексного проекта участников или возложение функций координационного органа на существующий проектный офис с обязательным участием указанных представителей;
  • ежегодную демонстрацию и изучение результатов проекта (при необходимости – корректировка плана реализации Комплексного проекта), обучение команд муниципалитетов и органов исполнительной власти региона работе с Комплексным проектом в ИАС УРТ.

IV. Сравнительный анализ индекса качества среды на примере Омска и Екатеринбурга

В группу крупнейших городов с условно комфортным климатом согласно Методике включены 15 городов, среди них: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Уфа, Самара, Ростов-на-Дону, Пермь, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Красноярск, Казань, Екатеринбург, Воронеж, Волгоград.

Последнее место в группе и самый низкий показатель качества среды в 104 балла имеет Омск. Лучшим городом в данной группе стал Екатеринбург с общей оценкой городской среды в 191 балл. Более высокие показатели столичных Москвы и Санкт-Петербурга в настоящих рекомендациях не учитываются в виду специфики статуса и развития.

Ниже в таблице приведено сопоставление показателей Екатеринбурга и Омска.

 

Таблица 1 – Сопоставление показателей Екатеринбурга и Омска

Типы пространства Критерии и показатели, их оценивающие Екатеринбург Омск
Жилье и прилегающие пространства Доля населения, живущего в аварийном жилье, в общей численности населения
Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения, в общем объеме жилого фонда
Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения
Разнообразие жилой застройки
Разнообразие услуг в жилой зоне
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов
43 балла 19 баллов
Озелененные пространства Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений
Уровень озеленения
Состояние зеленых насаждений
Привлекательность озелененных территорий
Разнообразие услуг на озелененных территориях
Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.), в общей численности населения
17 баллов 16 баллов
Улично-дорожная сеть Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях
Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети
Загруженность дорог
Количество улиц с развитой сферой услуг
Индекс пешеходной доступности
Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов
36 баллов 10 баллов
Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных
Разнообразие услуг в общественно-деловых районах
Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города
Концентрация объектов культурного наследия
Уровень развития общественно-деловых районов города
Уровень внешнего оформления городского пространства
27 баллов 16 балов
Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства Безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования
Разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры
Доступность спортивной инфраструктуры
Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры, в общем количестве объектов культурного наследия
Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения
Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет
26 баллов 20 баллов
Общегородское пространство Количество дорожно-транспортных происшествий в городе
Доступность остановок общественного транспорта
Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения
Количество центров притяжения для населения
Доля городского населения, работающего в непроизводственном секторе экономики, в общей численности городского населения
Доля жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет
42 балла 23 балла

Сравнительный анализ показателей, представленных в таблице, свидетельствует о том, что наиболее проблемными типами пространства городской среды Омска являются:

  • улично-дорожная сеть (отставание в 26 баллов);
  • жилье и прилегающие пространства (отставание в 24 балла);
  • общегородское пространство (отставание в 19 баллов).

Улучшение критериев и показателей по указанным типам пространств в увязке с реализацией других национальных проектов должно стать первоочередной задачей городских властей до 2024 года.

V. Выбор средств и инструментов улучшения Индекса качества городской среды

Опубликованный Индекс качества городской среды не сопровождается материалами и показателями, на основании которых произведен расчет индекса для конкретного города.

Сопоставление критериев и показателей типов пространств с задачами и результатами федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», структурными элементами комплексного проекта позволяет определить обобщенный состав инструментов, которые в дальнейшем могут применяться для улучшения таких показателей.

Детализация требований к таким инструментам должна осуществляться по результатам изучения материалов и показателей по конкретному городу при формировании заданий на выполнение работ.

Результаты сопоставления с задачами и результатами федерального проекта приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Влияние задач и результатов федерального проекта на улучшение состояния городских пространств

Наименование задачи

Результат

Влияние

1

Актом Правительства Российской Федерации утверждена методика формирования индекса качества городской среды

Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды»

Косвенное.

В методике содержится общая информация об алгоритмах расчета и источников данных, которые могут повлиять на состав предлагаемых инструментов

2

Внесены изменения в правила распределения субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в части уточнения механизмов финансирования и учета при распределении субсидий индекса качества городской среды, индикаторов цифровизации отрасли городского хозяйства

Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2019 г. № 106 «О внесении изменений в приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Косвенное.

Субсидия, распределяемая согласно правилам, является одним из источников ресурсного обеспечения проектов по улучшению качества городской среды.

Цели предоставления субсидий дополнены мероприятиями по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Финансирование строительства объектов капитального строительства – центров притяжения населения на территории общегородских пространств, может быть реализовано за счет субсидии, предоставленной местному бюджету.

Сохранено условие о включении в перечень муниципальных образований - получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в обязательном порядке муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации.

Ежегодная возможность получения субсидии бюджетом города Омска.

Размер субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации в 2020 году и последующие годы определяется по формуле, учитывающей место в перечне субъектов Российской Федерации, ежегодно формируемом по результатам определения индекса качества городской среды 1,2 (1–5 место), 1,1 (16–30), 1,05 (31–45), 1 (46–60), 0,9 (61–85).

Учет достижений предыдущего периода в командном зачете

3

Сформирован и опубликован индекс качества городской среды

Опубликован 1 ноября 2019 г.

Косвенное.

Мониторинг Индекса с динамикой изменения показателей

4

Отобраны победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Итоги 2019 года подведены 31 мая 2019 г.

Нет влияния.

Омск – не имеет статуса исторического поселения

5

Реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в 2024 году)

Срок реализации 31 декабря 2024 г.

Косвенное.

Восстановление исторической территории города быть реализовано за счет субсидии, предоставленной местному бюджету в рамках федерального проекта и повлиять на формирование центров притяжения населения на территории общегородских пространств

6

В субъектах Российской Федерации определен порядок проведения рейтингового голосования по выбору территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке с применением целевой модели по вовлечению граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды

Ежегодно

Косвенное.

Порядок регламентирует выбор благоустраиваемых территорий общегородских пространств

7

Проведены общественные обсуждения и определены территории и мероприятия по благоустройству таких территорий при включении объектов в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе по результатам рейтингового голосования (в соответствующем году)

Ежегодно

Косвенное.

По результатам голосования выбираются территории – существующие или потенциальные центры притяжения населения на территории общегородских пространств

8

По итогам общественных обсуждений актуализированы действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе сформированы перечни городов (агломераций), в которых начиная с 2020 года приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных («Образование», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Экология») и соответствующих федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (в соответствующем году)

Ежегодно

Прямое.

За счет средств муниципальной программы реализуются мероприятия, улучшающие состояние улично-дорожной сети жилья и прилегающих пространств, общегородского пространства

9

Внедрена система мониторинга реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды с использованием информационных систем, с возможностью ежегодной актуализации в случае необходимости

Реализовано

Косвенное.

Мониторинг способствует своевременной реализации мероприятий

10

Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды

Срок 31 декабря 2024 г.

Прямое.

Благоустройство существующих или потенциальных центров притяжения населения на территории общегородских пространств

11

Разработан и утвержден паспорт ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр

Косвенное.

Паспорт проекта предполагает увеличение к 2024 г. на 50 процентов доли информации в сферах ЖКХ, архитектуры, градостроительства, благоустройства, критичной для принятия управленческих решений, собираемой и обрабатываемой в машиночитаемом виде.

Результаты рейтингового голосования граждан могут стать частью такой информации

12

Реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Срок 31 декабря 2024 г.

Федеральный проект является основным источником ресурсного обеспечения проектов по улучшению состояния городских пространств.

Единственным стратегическим инструментом реализации проекта является муниципальная программа, направленная на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства. Эффективность такой программы напрямую зависит от согласованности ее мероприятий с решениями градостроительной документации и документами стратегического планирования муниципального образования.

Результаты сопоставления критериев и показателей Индекса качества городской среды с возможностями комплексного проекта приведены в таблице 3.

Отдельные показатели сопровождаются мнением экспертов – авторского коллектива Мастер-плана города Омска, разработка которого была выполнена по инициативе Института территориального планирования «Град» в 2016 г[14].

Мастер-план (как его определяют сами участники проекта) – это видение, сформулированное на основе городских ценностей, отражает мнение сотен горожан, принявших участие в совместной работе над мастер-планом.

Таблица 3 – Сопоставление критериев и показателей с возможностями комплексного проекта

Типы пространства

Критерии. Показатели, их оценивающие

Влияние комплексного проекта

Рекомендация экспертов

  1. Жилье и прилегающие пространства

Безопасность.

Доля населения, живущего в аварийном жилье, в общей численности населения

 

Источник: Росстат, Минстрой России

Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, обеспечивающие снижение процента населения, живущего в аварийном жилье.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает мероприятия, обеспечивающие снижение процента населения, живущего в аварийном жилье.

Местные нормативы градостроительного проектирования: являются условием принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу.

Генеральный план: устанавливает функциональные зоны жилой застройки и параметры таких зон, обеспечивающие объемы жилищного строительства, необходимые для обеспечения жильем надлежащего качества населения, живущего в аварийном жилье.

Правила землепользования и застройки: устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты, обеспечивающие объемы жилищного строительства, необходимые для обеспечения жильем надлежащего качества населения, живущего в аварийном жилье.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: являются существенным условием договоров о развитии застроенных территорий, договоров об освоении территорий (в том числе комплексном) для жилищного строительства; обеспечивают образование земельных участков, необходимых для жилищного строительства.

Комплексная программа развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры: определяет мероприятия по развитию инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства.

ИАС УРТ: обеспечивает мониторинг реализации программы переселения из аварийного жилья

Процент населения, живущего в аварийном жилье, рассчитывается по всем видам жилых помещений, в том числе индивидуальных жилых домов.

Поэтому при планировании жилищного строительства следует предусматривать мероприятия и по многоквартирному и по индивидуальному жилищному строительству.

Мастер-план:

«Квартальная высокоплотная блокированная застройка переменной этажности – от низкой до средней – обеспечит высокий процент застройки участка и сохранит соразмерность пространства человеку»

Комфортность.

Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, в общем объеме жилого фонда

 

Источник: Росстат

Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, оказывающие влияние на обеспеченность жилого фонда централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает мероприятия, обеспечивающие реализацию положений стратегии, оказывающих влияние на обеспеченность жилого фонда централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения.

Местные нормативы градостроительного проектирования: устанавливают расчетные показатели обеспеченности объектами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения местного значения.

Генеральный план: планирует размещение объектов тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения местного значения.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: устанавливают границы зон планируемого размещения объектов тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения, определяют необходимые для своевременного размещения таких объектов характеристики и очередность планируемого развития территории.

Правила благоустройства: регулируют вопросы организации стоков ливневых вод.

Программа развития систем коммунальной инфраструктуры: включает мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, генеральным планом.

Схема водоснабжения и водоотведения: содержит плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривает мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения.

Схема теплоснабжения (проект, направляемый на утверждение в уполномоченный орган): определяет условия организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления, содержит  решения о загрузке источников тепловой энергии и др.

Наименее обеспечены инфраструктурой объекты индивидуального жилищного строительства центральной части города.

Решение этой проблемы – первоочередная задача городских властей.

Мастер-план:

«Необеспеченность транспортной, социальной, коммунальной инфраструктурой людей, проживающих на территориях частного сектора, лишает значительной части омичей права на город»

«Прекращение политики дискриминации жителей «частного сектора», обеспечение инженерной и социальной инфраструктурой, позволит запустить преобразование центральных территорий города и превращение их в наиболее комфортные для жизни районы»

Экологичность и здоровье.

Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения

 

Источник: Росстат

Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, оказывающие влияние на количество вывезенных твердых коммунальных отходов.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает мероприятия, обеспечивающие реализацию положений стратегии, оказывающих влияние на количество вывезенных твердых коммунальных отходов.

Местные нормативы градостроительного проектирования: устанавливают расчетные показатели обеспеченности объектами в области сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

Генеральный план: уточняет до функциональной зоны места планируемого размещения объектов регионального значения, обеспечивающих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Правила землепользования и застройки: устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты, обеспечивающие возможность размещения предусмотренных документами территориального планирования объектов регионального значения, обеспечивающих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: устанавливают границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, обеспечивающих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, определяют необходимые для своевременного размещения таких объектов характеристики и очередность планируемого развития территории.

Правила благоустройства: регулируют вопросы уборки территории.

Программа развития систем коммунальной инфраструктуры: определяет целевые показатели надежности, энергоэффективности и развития объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов; включает мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены программами в области обращения с отходами; определяет мероприятия по улучшению качества услуг организаций, эксплуатирующих объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, в целях обеспечения потребности новых объектов капитального строительства в этих услугах; определяет мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, с учетом достижения организациями, оказывающими услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Увеличение такого показателя как количество вывезенных отходов не всегда говорит об улучшении экологии.

Снижение количества вывезенных отходов может стать результатом более осознанного потребления и снижения количества мусора, производимых отдельными домохозяйствами.

Часть отходов при раздельном сборе (стекло, металл, бумага) может собираться и утилизироваться до стадии транспортировки, что тоже уменьшит количество транспортируемых отходов.

Раздельный сбор отходов обеспечит качество среды не только в краткосрочном периоде (для жителей многоквартирного дома), но и в долгосрочном (для всей страны и даже планеты).

Мастер-план:

«Информирование жителей о пользе, в том числе экономической, раздельного сбора мусора позволит стимулировать горожан сортировать отходы. Понимание того, что мусор не исчезает в мусорном контейнере, а проделывает долгий путь и в конечном счете оказывается зарытым в землю, отравляя почву и воду, подтолкнет жителей активнее помогать справляться с проблемой утилизации отходов. Работа по информированию будет долгой, но ее необходимо начинать»

Идентичность и разнообразие. Разнообразие жилой застройки

 

Источник: информационный портал «Реформа ЖКХ»

Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, оказывающие влияние на разнообразие жилой застройки.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает мероприятия, обеспечивающие реализацию положений стратегии, оказывающих влияние на разнообразие жилой застройки.

Генеральный план: устанавливает функциональные зоны жилой застройки и параметры таких зон, обеспечивающие разнообразие типов застройки на территориях нового строительства или территориях, подлежащих преобразованию.

Правила землепользования и застройки: устанавливают территориальные жилые зоны и градостроительные регламенты, обеспечивающие разнообразие жилой застройки.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: определяют необходимые для обеспечения разнообразия жилой застройки характеристики планируемого развития территории

Большинство городов уже застроены. При этом существующая застройка, особенно в относительно новых городах, не имеющих исторического центра, далека от разнообразия.

Эффективное зонирование городской территории при постепенном обновлении жилищного фонда позволит со временем достичь необходимых показателей.

Мастер-план:

«У Омска есть возможности для предоставления всех типов жилья. Грамотные планировочные решения, качественные правила землепользования и застройки позволят перейти от некомфортной микрорайонной застройки к разнообразным кварталам».

«Прекращение политики дискриминации жителей «частного сектора», обеспечение инженерной и социальной инфраструктурой, позволит запустить преобразование центральных территорий города и превращение их в наиболее комфортные для жизни районы»

Современность и актуальность среды.

Разнообразие функций в жилой зоне

 

Источник: поисково-информационные картографические системы

Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, оказывающие влияние на разнообразие функций в жилой зоне.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает мероприятия, обеспечивающие реализацию положений стратегии, оказывающих влияние на разнообразие функций в жилой зоне.

Генеральный план: устанавливает функциональные зоны жилой застройки и параметры таких зон, обеспечивающие разнообразие функций в жилой зоне.

Правила землепользования и застройки: устанавливают территориальные жилые зоны и градостроительные регламенты, обеспечивающие разнообразие функций в жилой зоне.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: определяют необходимые для обеспечения разнообразия функций в жилой зоне характеристики планируемого развития территории

Мастер-план:

«Многофункциональная территория создает возможности для интенсивных коммуникаций и социальной интеграции. Жилые кварталы в соседстве с административными и офисными зданиями, объектами социальной инфраструктуры, общественными пространствами – шаг к формированию комфортной безопасной и среды. Задействование первых этажей жилых зданий для размещения предприятий, услуг, торговли и офисов приведет к росту локальной экономики, повышению безопасности  и качества городской среды»

Эффективность управления.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов

 

Источник: Росстат

Проекты межевания застроенной территории: устанавливают границы образуемых и изменяемых земельных участков, в том числе под существующими объектами недвижимости. На основе проекта межевания проводятся комплексные кадастровые работы по постановке земельных участков на кадастровый учет, исправлению кадастровых ошибок.

По данным Росстата на 2018 год доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории Омска составляет 79,8.

При этом доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 48 процентов.

От 30 до 50 процентов территории города нуждаются в инвентаризации и выполнении комплексных кадастровых работ

  1. Улично-дорожная сеть

Безопасность.

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях

 

Источник: МВД России, Росстат

Проект планировки территории улично-дорожной сети: проект планировки территории включает проект организации дорожного движения на всей территории города или отдельных, наиболее сложных участках, определяющий постоянные схемы движения транспортных средств и (или) пешеходов

При определении схем движения главным критерием является их безопасность.

Мастер-план:

«За 2017 год в Омске произошло 2255 ДТП, в которых пострадали люди, из них 71 человек погиб. Более 70% аварий произошло по причине нарушения водителями правил дорожного движения. Этих смертельных случаев и тысячей травм можно избежать».

«Размещать освещаемые регулируемые наземные пешеходные переходы, оборудовать островки безопасности; искусственно снижать скорость потока автомобилей, с помощью поднятия уровня пешеходных переходов и перекрестков, сужения проезжей части, увеличения радиуса поворота на перекрестках, размещения шикан, антикарманов и парклетов»

Комфортность.

Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети

 

Источник: Росстат

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: устанавливают границы зон планируемого размещения объектов водоотведения, определяют необходимые для своевременного размещения таких объектов характеристики и очередность планируемого развития территории.

Правила благоустройства: регулируют вопросы организации стоков ливневых вод.

Программа развития систем коммунальной инфраструктуры: включает мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены схемой водоснабжения и водоотведения, генеральным планом.

Схема водоснабжения и водоотведения: содержит плановые значения показателей развития централизованных систем водоотведения, предусматривает мероприятия, необходимые для осуществления водоотведения

Мастер-план:

«Экологическое состояние Иртыша, Оми и малых рек на территории Омска играют важнейшую роль в сохранении благоприятной окружающей среды. Один из основных источников загрязнения рек сегодня – неочищенные сточные воды».

«Благоустройство улиц, площадей, скверов, дворов должно предусматривать грамотное водоотведение. Улицы, пешеходные и велосипедные дорожки, тротуары и тропинки должны размещаться выше газонов и участков с  грунтом»

Экологичность и здоровье. Загруженность дорог

 

Источник: ГЛОНАСС

Генеральный план, программа развития транспортной инфраструктуры, проект планировки и межевания улично-дорожной сети: определяют мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, устанавливают параметры улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов

Мастер-план:

«Даже широкие магистрали не справляются с растущим автомобильным трафиком, а расширение дорог ведет только к увеличению потока машин, к ухудшению экологии и городской среды, снижению социальной и экономической активности жителей».

«Размещать освещаемые регулируемые наземные пешеходные переходы, оборудовать островки безопасности; искусственно снижать скорость потока автомобилей, с помощью поднятия уровня пешеходных переходов и перекрестков, сужения проезжей части, увеличения радиуса поворота на перекрестках, размещения шикан, антикарманов  и парклетов»

Идентичность и разнообразие. Количество улиц с развитой сферой услуг

 

Источник: поисково-информационные картографические системы

Косвенное влияние. Благодаря разработке комплекса градостроительной документации улучшится предпринимательский климат, что может способствовать росту предоставляемых услуг на городских улицах.

 

Современность и актуальность среды. Индекс пешеходной доступности

 

Источник: поисково-информационные картографические системы

Генеральный план, программа развития транспортной инфраструктуры, проект планировки и межевания улично-дорожной сети: увеличивают степень пешеходной доступности от жилых домов до объектов инфраструктуры, учитывая сложность геометрии улично-дорожной сети, наличие пешеходных переходов, тротуаров за 10 минут от каждого здания кратчайшим путем по улично-дорожной сети (800 м).

Мастер-план:

«В Омске мало улиц: не хватает альтернативных путей для прохода и проезда. Улиц недостаточно даже в центральной части города. Недостаток улиц ведет к разрывам городского пространства, провалам, несвязности, а значит плохой досягаемости территорий города. Развитие сети улиц – увеличение их процентной составляющей в балансе городских территорий – важное направлений городской политики».

Эффективность управления.

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов

 

Источник: Минстрой России

Правила благоустройства: устанавливают требования к параметрам и элементам благоустройства, обеспечивающим удобство передвижения маломобильных групп населения (ширина тротуаров, устройство пандусов и др.)

Мастер-план:

«Недостаток улиц ведет к разрывам городского пространства, провалам, несвязности, а значит плохой досягаемости территорий города. Развитие сети улиц – увеличение их процентной составляющей в балансе городских территорий – важное направлений городской политики»

  1. Общегородское пространство

Безопасность.

Количество дорожно-транспортных происшествий в городе

 

Источник: МВД России, Росстат

Стратегия социально-экономического развития: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, предусматривающие повышение безопасности передвижения.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие повышение безопасности передвижения.

Нормативы градостроительного проектирования: устанавливают расчетные показатели обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры, доступности указанных объектов для населения с учетом с учетом их разнообразия и ориентированности на пешехода.

Генеральный план: планирует к размещению с точностью до функциональной зоны объекты транспортной инфраструктуры с учетом их влияния на аварийность (планировочные мероприятия, корректировка дислокации автобусных остановок, функциональная классификация улично-дорожной сети, создание пешеходных зон и зон движения пассажирского транспорта общего пользования и т.д.).

План мероприятий («дорожная карта») по реализации генерального плана: определяет порядок реализации (сроки, этапы), финансово-экономическое обоснование решений генерального плана по размещению объектов транспортной инфраструктуры (в том числе пешеходных переходов, автомобильных дорог).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: обеспечивают размещение объектов транспортной инфраструктуры. Проект планировки территории включает проект организации дорожного движения на всей территории города или отдельных, наиболее сложных участках, определяющий постоянные схемы движения транспортных средств и (или) пешеходов.

Правила благоустройства: определяют параметры благоустройства объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающего безопасность.

Программа развития транспортной инфраструктуры: определяет мероприятия развитию транспортной инфраструктуры, устанавливает целевые показатели и мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе организационные (ограничение скоростей движения и доступа на отдельных территориях; внедрение современных систем управления и контроля движения, оптимизация светофорного регулирования, коммуникация всех участников дорожного движения, своевременное информирование и т.д.)

При определении схем движения главным критерием является их безопасность.

Мастер-план:

«За 2017 год в Омске произошло 2255 ДТП, в которых пострадали люди, из них 71 человек погиб. Более 70% аварий произошло по причине нарушения водителями правил дорожного движения. Этих смертельных случаев и тысячей травм можно избежать.».

«Размещать освещаемые регулируемые наземные пешеходные переходы, оборудовать островки безопасности; искусственно снижать скорость потока автомобилей, с помощью поднятия уровня пешеходных переходов и перекрестков, сужения проезжей части, увеличения радиуса поворота на перекрестках, размещения шикан, антикарманов  и парклетов»

Комфортность.

Доступность остановок общественного транспорта

 

Источник: поисково-информационные картографические системы

Стратегия социально-экономического развития: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, предусматривающие развитие транспортной инфраструктуры в части инфраструктуры общественного транспорта.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие развитие транспортной инфраструктуры в части инфраструктуры общественного транспорта.

Нормативы градостроительного проектирования: устанавливают расчетные показатели обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры (остановок общественного транспорта), доступности указанных объектов для населения.

Генеральный план: планирует к размещению объекты транспортной инфраструктуры с учетом.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации генерального плана: определяет порядок реализации (сроки, этапы), финансово-экономическое обоснование решений генерального плана по размещению объектов транспортной инфраструктуры.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: обеспечивают размещение объектов транспортной инфраструктуры (остановок общественного транспорта).

Правила благоустройства: определяют параметры благоустройства объектов транспортной инфраструктуры, (остановок общественного транспорта).

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры: определяет мероприятия развитию транспортной инфраструктуры, предусмотренные генеральным планом, проектом планировки

Мастер-план:

«Сделать автобус, трамвай и троллейбус самым удобным средством передвижения по городу на дальние расстояния. Повышение конкурентности общественного транспорта кроме повышения качества коммуникационной функции города влечет за собой уменьшение пробок, снижение загазованности, ликвидацию проблем с парковками, улучшение здоровья граждан. Удобный, комфортный и быстрый общественный транспорт выиграет конкуренцию у личного автомобиля, и омичи станут с удовольствием выбирать автобус или трамвай для ежедневных поездок вместо личного автомобиля».

Экологичность и здоровье.

Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения

 

Источник: Роспотребнадзор, Росстат

Стратегия социально-экономического развития: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, предусматривающие развитие деятельности по озеленению территории.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие развитие деятельности по озеленению территории.

Нормативы градостроительного проектирования: определяют показатели обеспеченности населения объектами благоустройства (объектами озеленения), объектами массового отдыха, объектами рекреации (парки, скверы и т.п.) и их доступности для населения (в том числе в границах застроенных территорий).

Генеральный план: предусматривает размещение объектов социальной благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.), формирование функциональных зон, обеспечивающих развитие деятельности по озеленению территории.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации генерального плана: определяет порядок реализации (сроки, этапы), финансово-экономическое обоснование решений генерального плана по размещению объектов, установлению функциональных зон.

Правила землепользования и застройки: за счет установления территориальных зон и градостроительных регламентов обеспечивают размещение объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.) (например, установление минимальной доли площади земельного участка, подлежащей озеленению).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: за счет установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства определяют места планируемого размещения объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.), земельные участки для размещения таких объектов.

Правила благоустройства: определяют параметры благоустройства озелененных территорий.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и обеспечивают развитие деятельности по озеленению территории.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры (в том числе пешеходных переходов, автомобильных дорог, велодорожек, парковок и т.д.), которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и обеспечивают развитие деятельности по озеленению территории.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (объектов культуры), которые предусмотрены генеральным планом, проектов планировки и обеспечивают развитие деятельности по озеленению территории.

Схема водоснабжения и водоотведения: содержит плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривает мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения

Мастер-план:

«Экологическое состояние Иртыша, Оми и малых рек на территории Омска играют важнейшую роль в сохранении благоприятной окружающей среды. Один из основных источников загрязнения рек сегодня – неочищенные сточные воды».

«Промышленные предприятия  используют реки для сброса отходов производств и необходима инвентаризация таких предприятий, расположенных в непосредственной близости от водотоков и водоемов и контроль за сбросом производственных стоков промышленных предприятий»

Идентичность и разнообразие. Количество центров притяжения для населения

 

Источник: поисково-информационные картографические системы

Стратегия социально-экономического развития: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, предусматривающие формирование уникального архитектурного облика населенных пунктов, размещение объектов массового отдыха и рекреации, благоустройство территории.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие формирование уникального архитектурного облика населенных пунктов, размещение объектов массового отдыха и рекреации, благоустройство территории.

Нормативы градостроительного проектирования: определяют показатели обеспеченности населения объектами благоустройства (объектами озеленения), объектами массового отдыха, объектами рекреации (парки, скверы и т.п.) и их доступности для населения (в том числе в границах застроенных территорий).

Генеральный план: предусматривает размещение объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.), формирование функциональных зон, обеспечивающих развитие деятельности по озеленению территории.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации генерального плана: определяет порядок реализации (сроки, этапы), финансово-экономическое обоснование решений генерального плана по размещению объектов, установлению функциональных зон.

Правила землепользования и застройки: за счет установления территориальных зон и градостроительных регламентов обеспечивают размещение объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: за счет установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства определяют места планируемого размещения объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.), земельные участки для размещения таких объектов.

Правила благоустройства: определяют параметры благоустройства территории, обеспечивающие привлекательность для фотосъемки.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и обеспечивают формирование уникального архитектурного облика населенных пунктов, размещение объектов массового отдыха и рекреации, благоустройство территории.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры (в том числе пешеходных переходов, автомобильных дорог, велодорожек, парковок и т.д.), которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и обеспечивают формирование уникального архитектурного облика населенных пунктов, размещение объектов массового отдыха и рекреации, благоустройство территории.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (объектов культуры), которые предусмотрены генеральным планом, проектов планировки и обеспечивают формирование уникального архитектурного облика населенных пунктов, размещение объектов массового отдыха и рекреации, благоустройство территории

Мастер-план:

«Набережные Оми и Иртыша, прилегающие скверы, площади, сами реки и пляжи – главное общественное пространство Омска. Реки формируют вдоль себя прогулочный и рекреационный каркас центра города».

«Создавать локальные общественные подцентры, организовывать скверы и парки в жилых районах». «Связать городские общественные пространства сетью бульваров, пешеходных улиц, мостов и других линейных объектов, в единую систему. Это позволит оздоровить городскую среду, сделать ее безопаснее и развить пешеходное и велосипедное движение»

«Сохранить действующие парки, скверы и бульвары в сложившихся границах».

Современность и актуальность среды. Доля населения, работающего в непроизводственном секторе экономики, в общей численности городского населения

 

Источник: Росстат

Стратегия социально-экономического развития: определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, а также целевые показатели, предусматривающие повышение привлекательности территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения.

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития: предусматривает конкретные мероприятия, обеспечивающие формирование условий (в том числе пространственно-планировочных) в целях повышения привлекательности территории для активного использования и, как следствие, повышения потребительской активности населения.

Нормативы градостроительного проектирования: определяют показатели обеспеченности населения объектами транспортной инфраструктуры (пешеходные дорожки, велодорожки и т.п.), благоустройства, объектами массового отдыха, объектами рекреации и их доступности для населения, влияющие на привлекательность территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения.

Генеральный план: предусматривает размещение объектов транспортной инфраструктуры (пешеходные дорожки, велодорожки и т.п.), благоустройства, объектов массового отдыха, объектов рекреации, формирование функциональных зон.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации генерального плана: определяет порядок реализации (сроки, этапы), финансово-экономическое обоснование решений генерального плана по размещению объектов транспортной инфраструктуры (пешеходные дорожки, велодорожки и т.п.), благоустройства, объектов массового отдыха, объектов рекреации, установлению функциональных зон.

Правила землепользования и застройки: за счет установления территориальных зон и градостроительных регламентов обеспечивают размещение объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории: за счет установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства определяют места планируемого размещения объектов благоустройства (объектов озеленения), объектов массового отдыха, объектов рекреации (парков, скверов и т.п.), земельные участки для размещения таких объектов.

Правила благоустройства: определяют параметры благоустройства территории, влияющие на привлекательность территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и влияют на привлекательность территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры (в том числе пешеходных переходов, автомобильных дорог, велодорожек, парковок и т.д.), которые предусмотрены генеральным планом, проектом планировки и влияют на привлекательность территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры: определяет мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, которые предусмотрены генеральным планом, проектов планировки

и влияют на привлекательность территории для активного использования и, как следствие, повышение потребительской активности населения

Мастер-план:

«Реновация старых промышленных территорий Омска позволит освободить землю для жилой, деловой, культурной, научной и рекреационной функции. Прежде всего необходимо проработать территории в центральной части города, определить наиболее подходящую для каждого освобождающегося участка функцию. Эти крупные участки могут вместить значительное количество жилых помещений и рабочих мест на перспективу».

«Формирование качественных рабочих мест на предприятиях и в организациях, которые не оказывают вредного влияния на окружающую среду и не требуют установки санитарно-защитных зон. В первую очередь в сфере услуг, культуры, информационных технологий, образования. Размещение таких кластеров в городских подцентрах позволит повысить их доступность за счет высокоэффективных транспортных связей. Экономическая активность внутри городских районов сделает город более удобным и безопасным: у многих жителей отпадет необходимость каждый день преодолевать большие расстояния до работы,  а также жилые районы больше не будут «вымирать» в дневное время».

Эффективность управления.

Доля жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет

 

Источник: Минстрой России

ИАС УРТ: развитие сервиса организации и проведения общественных слушаний, других сервисов и порталов для активных горожан

Мастер-план:

«Интерактивные исследования проводились с помощью специально разработанной платформы «Где-Где!?», на которой респонденты отвечали на вопросы и давали оценку городским территориям. Кроме того были проведены опросы на тему отношения омичей к своему городу. Например, в опросе «Гордость и предубеждение» жителям предлагалось рассказать, когда они последний раз испытывали гордость за Омск, а когда за город было стыдно»

Таким образом большинство показателей индекса, по которым ситуация в Омске хуже, чем в Екатеринбурге, могут быть улучшены (прямо или косвенно) с помощью разработки и реализации Комплексного проекта.

Непродуманная или бессистемная реализация проектов благоустройства при локальном положительном эффекте может иметь в дальнейшем негативные последствия. Недостаточная обоснованность решений в отсутствие официальных критериев выбора проектов может повлечь недовольство населения или игнорирование интересов социально значимых групп. Также не исключается риск внеплановой корректировки документации в ходе реализации проекта или отсутствия инфраструктуры, необходимой для дальнейшей эксплуатации благоустроенной территории и ее развития во взаимосвязи с другими городскими пространствами.

В составе Комплексного проекта, учитывая критический характер ситуации и необходимость улучшений в ключевых для города жилищной и транспортной сферах, как минимум, рекомендуется предусмотреть разработку и утверждение:

  1. изменений в местные нормативы градостроительного проектирования;
  2. новых согласованных между собой генерального плана и правил землепользования и застройки;
  3. комплексной программы развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  4. проекта планировки улично-дорожной сети с проектом организации дорожного движения;
  5. новых правил благоустройства с графическими альбомами и приложениями, включающими требования к базовым элементам благоустройства в зависимости от местоположения и функционального назначения территории.

Все утвержденные документы должны быть размещены в региональной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, с помощью которой будет осуществляться мониторинг их реализации и обеспечено их использование при предоставлении государственных и муниципальных услуг, планировании и реализации проектов благоустройства.

Требования к составу и содержанию Комплексного проекта должны быть уточнены и скорректированы по результатам изучения показателей 2018 года, ставших основой для расчета значения индекса городской среды Омска на 2019 год, и выполненных с применением этих показателей расчетов.

 

Цитирование: Гемпик Е.А., Кустова К.А. Рекомендации по улучшению показателей индекса качества городской среды градостроительными средствами // Горнова Г.В. Городская идентичность: философско-антропологические основания : монография. – Омск, изд-во «Амфора», 2019. – С. 114–166.

 
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–411–550008 р_а «Городская идентичность: антиномичность миграционных установок горожан (на материале города Омска)»
 



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–411–550008 р_а «Городская идентичность: антиномичность миграционных установок горожан (на материале города Омска)»

[2] Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/department/361/about/ (дата обращения: 25.09.2018).

[3] Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18 апр. 2017 г. № 5) [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[4] Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации, (утв. приказом Минстроя России от 31 окт. 2017 г. № 1494/пр) [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

 [5] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[6] «Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16) [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[7] Методика формирования индекса качества городской среды (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[8] Минстрой России обнародовал первый в стране индекс качества городской среды [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минстроя России. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-obnarodoval-pervyy-v-strane-indeks-kachestva-gorodsko... (дата обращения: 10 ноября 2019 г.).

[9] «Управление развитием территорий и градостроительная документация. Часть 3. Кому? Зачем? Какая? Нужна градостроительная документация» / под ред. Береговских А. Н. – Омск. – 2009. – C. 309–314.

[10] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федер. Закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сент. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сент. 2003 г. // Рос. газ. — 2003. — 8 октября.

[11] О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федер. Закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 2014 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 2014 г. // Рос. газ. — 2014. — 3 июля.

[12] Генеральный план Мегиона победил в конкурсе Минстроя в номинации «Лучший генеральный план города» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института территориального планирования «Град». URL:https://itpgrad.ru/node/1606 (дата обращения: 10 ноября 2019 г.).

[13] Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2007 г. № 36-ЗАО: принят Гос. Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 3 апр. 2007 г. // Красный Север – 2007. — 27 апреля.

[14] Мастер-план Омска [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института территориального планирования «Град». https://genplan-omsk.itpgrad.ru/masteromsk (дата обращения: 1 декабря 2019 г.).