11.11.2020

О Градостроительном кодексе РФ

Действующий Градостроительный кодекс РФ принимался с подачи Министерства экономического развития в 2004 году при политической нацеленности органов власти страны на формирование ее финансово-экономической элиты. Часть верхушки советской номенклатуры, пришедшая к власти в стране в конце девяностых годов прошлого века, стала создавать правовую основу общественных отношений периода «первоначального накопления капитала, по терминологии используемой марксистами». Она была основана на огромном накопленном к середине двадцатого века опыте формирования метрополиями колониальной политической и финансово-экономической элиты. Этот опыт базировался на совпадении в процессе расхищения и вывоза ресурсов из колоний интересов представителей их поддерживаемой извне политической и финансово-экономической элиты с интересами партнеров из метрополий. Особо значимая часть современной представленной во власти российской элиты создавалась осуществлением ее представителями функций, основанных на получении дохода посредством расхищения ресурсов своей страны и вывоза их за рубеж. Соответственно, она формировалась в рамках контактов с зарубежными партнерами, участвующими в закупках этих ресурсов. Для действующих в ее интересах органов государственной власти и местного самоуправления большое значение имело создание правовых предпосылок обретения их чиновниками функций предоставления возможности получения прав владения, распоряжения и пользования территориальными объектами и связанными с ними ресурсами на установленных ими условиях. Это способствовало быстрому созданию капиталов при расхищении и вывозе ресурсов за рубеж.


Содействию в решении этой задачи должно было служить и служило содержание принятого в 2004 году Градостроительного кодекса. Задачи определения характера правового регулирования обустройства территории в интересах ее граждан при его подготовке и принятии не ставились. Соответственно, профессионалы градостроители практически были отстранены от принятия решений, определявших характер и направленность его положений. За полтора десятилетия в него было внесено рекордное количество поправок, однако суть его осталась прежней и продолжает способствовать распространенности случаев:

  • использования коррупционных технологий передачи территориальных объектов в частную собственность с правом использовать их ресурсы по своему усмотрению;
  • использования коррупционной роли откатов в сохраненной административно-командной системе вертикали власти;
  • несогласованности мер регулирования характера обустройства и использования территории, принимаемых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях по вертикали и по горизонтали.

За прошедшие четверть века цель, поставленная лицами, пришедшими к власти в девяностые годы прошлого века, была практически достигнута. Финансово-экономическая элита России сформировалась и интегрировалась в мировую. В изменившихся к настоящему времени условиях продолжение осуществления политики представляющих ее интересы и поддерживаемых ею органов власти стало вести к застою, чреватому самыми тяжелыми последствиями для России. Появилась острая необходимость смены представителей элиты, научившихся создавать капитал (используемый преимущественно в корыстных целях), способными использовать накопленный капитал для интенсификации экономического развития страны. Органам власти в интересах не только народа своей страны, но и своего самосохранения стало необходимо проводить в своей стране политику, нацеленную на форсированное создание предпосылок формирования в России человеческого капитала самого высокого качества. В правовых основах достижения этой цели большое значение приобретает использование средств, стимулирующих обустройство среды жизнедеятельности граждан, составляющих этот капитал. Такова одна из основных причин актуальности замены действующего Градостроительного кодекса, определяющая требования к профессиональной подготовленности его содержания. Это определяет требования к содержанию нового Градостроительного кодекса.

Структура содержания кодекса, отвечающая современным требованиям:

Общие положения (определения основных используемых терминов, цели, способствующие решению проблем, средства и способы их достижения).

Закон о регулировании градостроительной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления как деятельности, определяющей характер обустройства территории России.

Закон об основаниях и порядке установления состава и границ территориальных объектов, подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления в России, отвечающих объективным условиям и потребностям демократического государства.

Закон о правах, обязанностях и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти за характер и последствия осуществляемого ими регулирования обустройства и использования подведомственной территории.

Закон о структуре и направленности положений о правах, обязанностях и ответственности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и городских районов власти за характер и последствия осуществляемого ими регулирования обустройства и использования подведомственной территории.

Закон о структуре и направленности положений о правах, обязанностях и ответственности собственников недвижимости и представителей бизнеса за характер обустройства и использования занимаемой и используемой ими территории.

Закон о порядке регулирования градостроительной деятельности документами территориального планирования и градостроительного проектирования.