25.12.2020

Обзор изменений законодательства за 2020 год

Подготовлен обзор изменений законодательства в сфере градостроительных, земельно-имущественных, кадастровых отношений, информационного обеспечения градостроительной деятельности, а также стратегического планирования за 2020 год.


Федеральные законы


Федеральный закон от 31.07.2020 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленные на приведение кодекса в соответствие с законодательством о стратегическом планировании, обеспечена взаимоувязка документов территориального планирования с документами стратегического планирования.

Предусмотрена возможность передачи законом субъекта Российской Федерации части полномочий по утверждению градостроительных документов от представительных органов местного самоуправления к исполнительным органам местного самоуправления, а также установления особенностей содержания генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.

В частности, законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности может быть предусмотрено, что утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, а также правил землепользования и застройки муниципальных образований осуществляется местными администрациями муниципальных образований.

Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены следующие особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов:

– генеральный план поселения, генеральный план городского округа могут не содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. В этом случае такая карта подлежит утверждению местной администрацией в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

– генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа могут предусматриваться территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются;

– положение о территориальном планировании вместо сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, об их основных характеристиках, местоположении может содержать сведения о потребности в указанных объектах местного значения без указания их основных характеристик и местоположения;

– подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, территориям поселения, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.

Законом изменено понятие нормативов градостроительного проектирования и их содержание. В соответствии с изменениями, нормативы градостроительного проектирования – совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

Предусматривается также, что, помимо расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, объектами местного значения муниципального района, объектами местного значения поселения, городского округа населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Правительством Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные расчетные показатели, подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования и (или) местных нормативах градостроительного проектирования.

Сокращены сроки согласования проектов документов территориального планирования. Общий срок согласования проекта генерального плана с уполномоченными органами сокращен до двух месяцев со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП.

В случае внесения изменений в утвержденную СТП РФ, изменений в утвержденную СТП двух и более субъектов РФ, изменений в утвержденную СТП субъекта РФ, изменений в утвержденную СТП муниципального района, изменений в утвержденный генеральный план срок согласования изменений в утвержденный ДТП в установленных случаях не может превышать один месяц со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в соответствующий ДТП и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП. К таким случаям отнесены:

– внесение изменений в части приведения утвержденных ДТП в соответствие с программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которые приняты после утверждения ДТП и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в ДТП, но не предусмотренных указанными ДТП (часть 7 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).

– внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства федерального значения, объектов капитального строительства регионального значения, объектов капитального строительства местного значения муниципального района, объектов капитального строительства местного значения поселения, городского округа, размещение которых предусмотрено соответственно утвержденной СТП РФ, утвержденной СТП двух и более субъектов РФ или утвержденной СТП субъекта РФ, утвержденной СТП муниципального района, утвержденным генеральным планом поселения или утвержденным генеральным планом городского округа;

– внесение изменений в части приведения утвержденного ДТП в соответствие с утвержденными ДТП вышестоящего уровня.

Во всех иных случаях изменения в утвержденные СТП субъекта РФ, СТП двух и более субъектов РФ, в утвержденную СТП муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденный ДТП и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в согласующие органы.

Создание согласительной комиссии в случае поступления сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом ДТП, осуществляется в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта ДТП. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.

Законом исключена необходимость согласования правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Изменения вступили в силу с 31 июля 2020 года.


Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно закону, под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство (реконструкция) которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры.

Так, к объектам инфраструктуры могут быть отнесены автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, объекты их инфраструктур, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и т.д.

В целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры законом определены особенности:

– подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации (результатов инженерных изысканий), строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также подключения (технологического присоединения) объектов инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения;

– отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков;

– реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов;

– предоставления в пользование водных объектов и захоронения донного грунта.

Утвержденная документация по планировке территории таких объектов инфраструктуры представляется в уполномоченный орган на проведение государственной экспертизы проектной документации за пять рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы.

До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом.

Указанные положения применяются по 31 декабря 2024 года.

Корреспондирующие изменения также внесены в ряд законодательных актов. В частности, по 31 декабря 2024 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий. Перечень указанных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Закон вступил в силу 31 июля 2020 г.


Государственной Думой 23 декабря 2020 года в третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) вместо ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

Законом признается утратившей силу глава 5.1 Градостроительного кодекса РФ, которая содержала условия всех договоров по преобразованию территории, включая механизм развития застроенных территорий, механизм комплексного освоения территории, освоения территории в целях строительства стандартного жилья, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления.

В Градостроительный кодекс введена новая глава 10 «Комплексное развитие территории», в которой определены цели, виды комплексного развития территории, порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории, порядок заключения договора о комплексном развитии территории, особенности комплексного развития территории по инициативе правообладателей.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

1) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома (комплексное развитие территории жилой застройки);

2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства (комплексное развитие территории нежилой застройки);

3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (комплексное развитие незастроенной территории);

4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (комплексное развитие территории по инициативе правообладателей).

Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены:

1) многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:

а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

б) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов многоквартирных домов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ;

в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;

г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки:

1) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;

3) виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;

4) на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.

При осуществлении комплексного развития территории нежилой застройки в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, иные объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства.

Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть определены объекты недвижимости, которые не могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории нежилой застройки.

Решение о комплексном развитии территории в установленном порядке может быть принято Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой местной администрации.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых допускается принятие решения о комплексном развитии территории в отношении двух и более несмежных территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, с заключением одного договора о комплексном развитии таких территорий.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, в случае принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки помещения в многоквартирных домах, включенных в границы такой территории, подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо, если это предусмотрено договором о комплексном развитии территории жилой застройки, в собственность лица, с которым заключен такой договор.

Собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования


Национальные и межотраслевые документы и программы


Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года утвержден Общенациональный план восстановления экономики России.

План предполагает возврат к устойчивому росту экономики, восстановление уровня занятости и доходов россиян, проведение структурных изменений в экономике с помощью новых технологий, а также возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения.

Срок исполнения плана: июнь 2020 г. – декабрь 2021 г. Его реализация подразумевается в три этапа: первый этап (июнь-сентябрь 2020 г.) заключается в недопущении дальнейшего падения доходов населения и распространения рецессии на широкий круг отраслей экономики, а также стабилизации ситуации в наиболее пострадавших отраслях; второй этап (октябрь 2020 г. – июнь 2021 г.) – обеспечение восстановления роста экономики и недопущение осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией коронавируса; третий этап (июль 2021 г. – декабрь 2021 г.) – активный экономический рост (3% ВВП) и устойчивый рост реальных доходов населения выше уровня 2019 г. План предусматривает около 500 мероприятий, его реализация оценивается в 6,4 трлн руб.

План подразумевает комплекс мер, направленных на поддержку как крупного, так и малого и среднего бизнеса. В частности, в плане указываются уже принятые меры поддержки: льготные кредитные программы для сохранения занятости и уровня инвестиций в экономике, снижение налоговой нагрузки в период ограничительных мер, создание так называемой «системы одного окна» – единой цифровой платформы, которая дает возможность получить материальную поддержку, заплатить налоги и узнать необходимую информацию для получения льготного кредитования. План предполагает завершение «регуляторной гильотины» – программы ликвидации излишних требований к бизнесу и поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие между надзорными органами и компаниями.

В дополнение к уже принятым временным мерам по поддержке наиболее пострадавших от пандемии сфер правительство планирует принять и системные для нескольких крупнейших отраслей. В их число войдут транспорт, туризм, топливно-энергетический комплекс, автомобильная, легкая промышленность, строительство и ЖКХ, культура, спорт, IT, связь и телекоммуникации.


Правительство Российской Федерации завершает работу над проектом Единого плана по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Единый план достижения национальных целей развития страны разработан Правительством в соответствии с поручением Президента России. Документ определяет стратегические приоритеты на ближайшие 10 лет, конкретные шаги Правительства по достижению целей, определенных в указе Президента. Структура единого плана состоит из 5 национальных целей и 25 показателей их достижения. Сформированы комплексы основных мероприятий – конкретные действия Правительства, увязанные с национальными проектами, федеральными проектами или государственными программами. Все целевые показатели декомпозированы до каждого министерства, ведомства, федерального органа исполнительной власти, региона и в том числе институтов развития.

Планируется, что единый план будет регулярно дополняться новыми идеями, новыми инициативами для достижения целей, поставленных Президентом.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р утверждена программа развития Дальнего Востока.

Основные цели программы – ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей на Дальнем Востоке.

Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 год, с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2035 год. По каждому из этапов будет утвержден план мероприятий. Финансирование обеспечат за счет федерального бюджета, консолидированных бюджетов дальневосточных регионов и внебюджетных источников.

В результате к 2035 году на Дальнем Востоке должно быть создано не менее 450 тысяч новых рабочих мест; для обеспечения комфортных условий жизни людей в крупнейших городах будут запущены программы реновации городской среды, общественных пространств и улично-дорожной сети, предусматривающие в том числе перенос из центров городов крупных промышленных и логистических объектов.

Будет осуществлена масштабная поддержка индивидуального жилищного строительства в пригородах и сельских населенных пунктах, строительство инфраструктуры для новых населенных пунктов, созданных в рамках программы «дальневосточный гектар». Для всех удаленных населенных пунктов планируется обеспечить авиационную доступность (будет реконструировано 40 аэропортов) и доступ к высокоскоростному интернету. В каждом из 11 регионов ДФО предусмотрено создание новых туристических кластеров. Особый акцент в программе сделан на развитии социальной инфраструктуры – строительстве новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.

Все направления социально-экономического развития выделены в отдельные блоки со своими параметрами и целями. Большой раздел посвящен повышению качества жизни до уровня выше среднероссийского, включая развитие человеческого капитала, кадрового потенциала и формирование комфортной среды для жизни.


Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

В документе перечислены опасности, вызовы и угрозы в Арктической зоне, а также предусмотрены меры для выполнения задач социального и экономического развития, международного сотрудничества и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Целью реализации Стратегии является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижение целей, определенных в Основах государственной политики в Арктике.

Стратегия предусматривает развитие региона в социальной сфере: модернизацию системы здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры, устранение негативных последствий для окружающей среды и хозяйственной деятельности людей, сохранение культуры малых народов севера; поддержку государством жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры.

В экономической сфере планируется введение в Арктике специального экономического режима, способствующего переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ, созданию новых и модернизации действующих промышленных производств, развитию наукоемких и высокотехнологичных производств, разработке новых месторождений. Кроме того, планируется упростить порядок получения гражданами земельных участков.

Документом предусмотрено развитие морской судоходной инфраструктуры, в том числе туристической, развитие инфраструктуры воздушного транспорта, строительство аэропортов и пунктов пропуска через границу.


Постановления Правительства Российской Федерации


Постановлением Правительства РФ № 279 от 13 марта 2020 года «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» утверждены новые правила ведения ГИСОГД.

Введенные требования призваны ускорить процессы цифровизации отрасли в регионах, сделать ее максимально открытой, прозрачной и понятной для всех участников градостроительной деятельности.

1 января 2022 года сведения, документы и материалы, ранее размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, должны быть размещены в ГИСОГД региона.

Новые правила ведения региональных ГИСОГД разграничивают и определяют понятия сведений, документов и материалов ГИСОГД, детализируют компетенцию оператора информационной системы.

Правилами ведения ГИСОГД предусматривается размещение сведений, документов, материалов в информационной системе по разделам информационной системы в рабочей области государственного значения или в рабочей области местного значения с определением соответствующих прав доступа органов (организаций), уполномоченных на ведение ГИСОГД.

На нормативном уровне определены и закреплены основания для отказа в размещении в информационной системе сведений, документов, материалов, в числе которых несоответствие форматов направленных сведений, документов, материалов форматам, установленным для направления таких сведений, документов, материалов.

Введена обязанность органов, осуществляющих ведение ГИСОГД, при размещении сведений, документов, материалов, содержащих информацию о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры, обеспечивать актуализацию, обработку и систематизацию такой информации путем внесения ее в форме векторных пространственных данных в планы наземных и подземных коммуникаций.

При этом планы наземных и подземных коммуникаций должны содержать ссылки на сведения, документы, материалы, на основе которых в них содержится информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры.

Правилами ведения ГИСОГД расширены и детализированы требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения ГИСОГД, включающие почти два десятка пунктов, призванных обеспечить эффективное и результативное функционирование системы.

Вся информация должна размещаться в ГИСОГД исключительно в электронной форме и в форматах, установленных Правилами ведения системы.

Дополнен перечень разделов. Среди новых разделов: «Нормативы градостроительного проектирования», «Правила благоустройства территории», «Зоны с особыми условиями использования территории», «План наземных и подземных коммуникаций», «Программы реализации документов территориального планирования», «Информационные модели объектов капитального строительства».

В правилах предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД, дифференцированы размеры платы за их предоставление.

При этом в Перечень сведений, документов, материалов, содержащихся ГИСОГД, доступ к которым осуществляется на официальных сайтах бесплатно, включены:

  • все виды градостроительной документации и нормативы градостроительного проектирования, правила благоустройства;
  • сведения о выданных разрешениях на строительство, реконструкцию и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешениях на условно разрешенный вид использования, разрешениях на отклонения от предельных параметров строительства объекта капитального строительства, о соглашении об установлении сервитута, о решении об установлении публичного сервитута;
  • сведения о создании искусственных земельных участков на территориях муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
  • сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;
  • положения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации;
  • лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях лесного фонда.

Формат доступа к данной информации должен обеспечивать просмотр векторных моделей (карт) в интернет-браузере, просмотр характеристик выбранных пользователем объектов, включая информацию о местоположении, в том числе представленную с использованием координат, а также сохранение у пользователя просматриваемой информации в формате pdf.

Требования постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 уточнены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.08.2020 № 433/пр «Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, справочников и классификаторов, необходимых для обработки указанных сведений, документов, материалов, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности». Документ зарегистрирован Минюстом России 07.12.2020 года (регистрационный номер № 61298).

Приказ утверждает:

– технические требования к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

– методику присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

– справочники и классификаторы, необходимые для обработки сведений, документов, материалов, размещаемых в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе перечень обязательных к использованию справочников – 50, классификаторов – 3, а также содержащиеся в них коды и значения;

– формат предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Сведения предоставляются в электронной форме в форматах: текстовые сведения, документы, материалы – PDF, DOC, DOCX, ODG, растровые модели – в форматах PDF (вместе с файлом о географической информации в форматах MID/MIF, TAB, SHP, SXF, IDF, QGS). Для векторной модели форматы не указаны.

Приказ вступает в силу с момента регистрации.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 1558 «О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации» утверждены Правила ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации и Правила предоставления доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к сведениям, документам, материалам, содержащимся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации.

Правила ведения ГИСОГД Российской Федерации устанавливают порядок ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, перечень видов сведений, документов, материалов об объектах капитального строительства, включаемых в ГИСОГД, а также требования к порядку включения сведений, документов, материалов в форме электронных документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, и (или) информационных моделей в ГИСОГД Российской Федерации.

Кроме того, Правилами определен перечень подсистем, из которых состоит ГИСОГД Российской Федерации, а также перечень информационных систем, с которыми должна быть осуществлена интеграция ГИСОГД для включения в нее сведений, документов, материалов в форме электронных документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Правила предоставления доступа определяют порядок предоставления доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к сведениям, документам, материалам, содержащимся в ГИСОГД Российской Федерации. Также утверждены требования к сведениям, документам и материалам, доступ к которым должен обеспечиваться посредством ГИСОГД Российской Федерации, и способы их отображения.

Документ вступит в силу 1 декабря 2022 года.


Постановлением Правительства РФ от 10.02.2020 № 118 внесены изменения в Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

Правила предоставления документов дополнены положениями о направлении уполномоченными органами в Росреестр необходимых документов в случае принятия решения об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, в случае принятия решения об изменении положения об особо охраняемой природной территории, а также в случае принятия решения об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества, расположенного на землях лесного фонда.

Сведения, подлежащие передаче в Росреестр, в случае установления или изменения границ населенного пункта, дополнены сведениями о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

Также внесены изменения в части передачи документов в случае утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, или установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия, или установления защитной зоны объекта культурного наследия,

Определены документы, подлежащие направлению Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Росреестр в случае принятия Правительством Российской Федерации решения об изменении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон.

Обязанность по направлению в Росреестр документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения в ЕГРН, в случае принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении или изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается территория опережающего социально-экономического развития.

Документ вступил в силу с 20 февраля 2020 года.


Постановлением Правительства РФ от 15.04.2020 № 512 внесены изменения в Положение о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178.

Изменения направлены на обеспечение работы согласительной комиссии, создаваемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае поступления заключений об отказе в согласовании проекта, посредством ФГИС ТП.

В частности, Положение о согласовании проекта СТП РФ дополняется следующими положениями:

«19(1). Заказчик обеспечивает организационно-техническое сопровождение работы согласительной комиссии посредством информационной системы. Для этой цели заказчик размещает в информационной системе:

– проект документа территориального планирования с внесенными в него изменениями по замечаниям согласующих федеральных органов и организаций, которые направили заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования;

– материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (при необходимости);

– уведомление о размещении проекта документа территориального планирования с внесенными в него изменениями в информационной системе;

– решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о создании согласительной комиссии;

– протокол заседания согласительной комиссии.

Уведомление о размещении в информационной системе проекта документа территориального планирования с внесенными в него изменениями направляется в согласующие федеральные органы и организации, которые направили заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления не позднее 30 календарных дней со дня создания согласительной комиссии.

При получении в рамках работы согласительной комиссии заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования хотя бы от одного согласующего органа повторное уведомление о размещении в информационной системе проекта документа территориального планирования с внесенными в него изменениями не направляется.

19(2). Согласующие федеральные органы и организации, которые направили заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, принимают участие в работе согласительной комиссии путем направления в электронной форме и (или) посредством почтового отправления, а также размещения в информационной системе заключений на размещенный в информационной системе проект документа территориального планирования с внесенными в него изменениями в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления от заказчика уведомления о его размещении в информационной системе.

В случае если в указанный срок заключения, предусмотренные настоящим пунктом, не направлены в электронной форме и (или) посредством почтового отправления, а также не размещены в информационной системе согласующими федеральными органами и организациями, которые направили заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, проект документа территориального планирования с внесенными в него изменениями считается согласованным с такими органами».

Данные изменения вступили в силу с 25 апреля 2020 года.


Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 494 «О внесении изменений в Правила согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации» уточнена процедура согласования проектов стратегии социально-экономического развития российских субъектов.

Теперь проекты будут согласовываться на предмет их соответствия приоритетам и целям не только социально-экономического, но также и пространственного развития страны.

Кроме того, они должны отвечать федеральным документам стратегического планирования в сфере охраны объектов культурного и природного наследия, сохранения этнокультурной самобытности народов, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, прав национальных меньшинств.

Минэкономразвития РФ также поручено проверять, согласуются ли проекты с основами государственной политики регионального развития России.

Документ вступил в силу 23 апреля 2020 года.


Постановлением Правительства РФ от 25.04.2020 № 586 внесены изменения в Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 564.

Указанные изменения направлены на приведение Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, в соответствие с действующей редакцией Градостроительного кодекса РФ.

По всему тексту Положения слова «линейные объекты, подлежащие переносу (переустройству) из зон планируемого размещения линейных объектов» заменяются словами «линейные объекты, подлежащие реконструкции в связи с изменением их местоположения».

Также согласно изменениям на схеме границ зон с особыми условиями использования территорий, содержащейся в графической части материалов по обоснованию проекта планировки, должны отображаться границы особо охраняемых природных территорий и лесничеств. Данная схема может представляться в виде одной или нескольких схем.

Изменения вступили в силу с 06 мая 2020 года.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 1285 утверждены изменения, направленные на совершенствование и упрощение порядка размещения линейных объектов (линии электропередачи, связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии и др.).

Постановлением вносятся изменения в Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564).

Изменения в первую очередь касаются организаций, осуществляющих строительство линейных объектов, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

По общему правилу виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с градостроительным регламентом. Однако установление, изменение видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (границы общего пользования, предназначенные для размещения линейных объектов или добычи полезных ископаемых), на комплексной основе в законе не урегулировано.

Принятое постановление позволило установить порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов. Так, теперь в отношении образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, установление и изменение видов разрешенного использования и внесение сведений о них в ЕГРН возможно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (готовится в составе проекта планировки территории).

Документ дополнен информацией о том, что подготовка проекта межевания территории, предусматривающего размещение одного или нескольких линейных объектов, осуществляется по внешним границам земельных участков, подлежащих образованию, изменению в связи со строительством и (или) реконструкцией этих линейных объектов.

На чертеже красных линий в составе основной части проекта планировки отображаются в том числе границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.

На чертежах границ зон планируемого размещения линейных объектов в составе основной части проекта планировки больше не отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, подлежащие установлению в связи с размещением линейных объектов.

Уточнен состав информации о ЗОУИТ, подлежащей отображению на схеме границ зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств в составе материалов по обоснованию. Так, на указанной схеме должны быть отображены границы зон с особыми условиями использования территорий:

  • установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • подлежащие установлению, изменению в связи с размещением линейных объектов;
  • подлежащие установлению, изменению в связи с размещением линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с их переносом из зон планируемого размещения линейных объектов либо в границах зон планируемого размещения линейных объектов.

Документ дополнен новым разделом V. «Состав проекта межевания территории, подготавливаемого в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа».

Документ вступил в силу с 08 сентября 2020 года. Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1285, не применяются к документации по планировке территории, решение о подготовке которой принято до 08.09.2020.


Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1417 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра документов, содержащих требования, подлежащие применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а также документов по стандартизации, содержащих требования, подлежащие применению при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства».

В настоящее время документы, содержащие требования, применяемые при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственном строительном надзоре, разрабатывают и утверждают семь федеральных органов исполнительной власти, а документы по стандартизации в отрасли – более 20 технических комитетов. Утвержденные документы размещаются в различных источниках, систематизируются, актуализируются и предоставляются по разным принципам, что затрудняет их использование субъектами строительной отрасли.

Формируемый реестр включает 11 разделов:

– Раздел I «Технические регламенты»;

– Раздел II «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие соблюдение технических регламентов в области безопасности зданий и сооружений»;

– Раздел III «Санитарно-эпидемиологические требования»;

– Раздел IV «Требования в области охраны окружающей среды»;

– Раздел V «Требования государственной охраны объектов культурного наследия»;

– Раздел VI «Требования к безопасному использованию атомной энергии»;

– Раздел VII «Требования промышленной безопасности»;

–Раздел VIII «Требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики»;

– Раздел IX «Требования антитеррористической защищенности объекта»;

– Раздел X «Документы по стандартизации»;

– Раздел XI «Иные документы»;

Планируемый срок формирования реестра – 3 месяца. Формирование и ведение реестра будет осуществлять ФАУ «ФЦС» Минстроя России.


Постановлением Правительства Российский Федерации от 16 сентября 2020 года № 1459 утверждены критерии использования дальневосточного гектара для оформления в собственность или аренду.

Согласно документу, обладатели дальневосточного гектара смогут оформить его в собственность или долгосрочную аренду, если они используют эту землю в соответствии с определенными критериями.

Программа «Дальневосточный гектар» существует с 2016 года. Граждане России могут бесплатно получить до одного гектара земли в регионах Дальневосточного федерального округа. На участке разрешается построить дом, обустроить дачу, заниматься сельским хозяйством, бизнесом (производство пищевой и непищевой продукции, ремесла, оказание социальных услуг), организовать туристический проект.

Землю предоставляют в безвозмездное пользование на пять лет, а затем ее можно оформить в собственность или аренду. Для этого необходимо подтвердить, что земля используется в соответствии с определенными критериями. Ранее они не были прописаны в законодательстве. Теперь этот пробел восполнен.

В перечень вошли четыре критерия, гражданин вправе выбрать любой из них. Во-первых, это наличие на земельном участке объекта капитального строительства (в том числе незавершенного). Во-вторых, средства, вложенные в эту землю (не менее 30 тыс. рублей). В-третьих, если человек продает какую-то продукцию, которую произвел или вырастил на этом участке, доход от этой деятельности на момент подачи заявления должен составлять не менее 30 тыс. рублей. В-четвертых, наличие результатов деятельности по выбранному направлению освоения участка.

Чтобы подтвердить соответствие заявки одному из этих критериев, человек должен предоставить необходимые документы. При наличии на участке объекта капитального строительства также потребуется выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо технический план, если строительство еще не завершено. Проверка сведений уполномоченным органом не должна превышать 10 рабочих дней.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1618 вносятся изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, согласно которому Минэкономразвития выступит регулятором «песочниц» для цифровых инноваций.

Акт определяет Минэкономразвития как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования экспериментальных правовых режимов в соответствии с разработанным Минэкономразвития Федеральным законом № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (закон о «регуляторных песочницах») в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Закон о «регуляторных песочницах» вступает в силу 28 января 2021 г. и позволит устанавливать экспериментальные правовые режимы для тестирования цифровых инноваций в России.

Ожидаемыми последствиями установления и реализации экспериментальных правовых режимов, которые будут установлены на основании закона о «регуляторных песочницах», являются обеспечение развития науки и социальной сферы, формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества, доступности товаров, работ и услуг.

Сегодня этим проектам препятствуют отдельные нормы законов, которые будут временно применяться с определенными особенностями в соответствии с процедурой, установленной законом о «регуляторных песочницах».

Также предусмотрена процедура детальной оценки потенциальных рисков и механизмов их нивелирования, строгая отчетность участников «регуляторной песочницы», в том числе обязанность информировать граждан об установлении экспериментального правового режима. Правовой эксперимент будет подлежать незамедлительному приостановлению или прекращению при возникновении рисков нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом будет обеспечена защита прав и интересов граждан при реализации экспериментальных правовых режимов.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1630 утвержден новый формат голосования по вопросам благоустройства.

С 1 января 2021 года власти городов и районов должны будут размещать информацию о планах по благоустройству территорий в сети Интернет, а граждане смогут голосовать за них и вносить свои предложения. Сейчас такая практика принята в основном в крупных городах. С нового года ее введут по всей стране.

Чтобы запустить этот механизм, правительство внесло изменения в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами». Он позволит сделать прозрачным принятие решений в части благоустройства городских территорий. Помимо результатов обсуждения планов, граждане смогут получить доступ к сведениям о составе общественных комиссий по рассмотрению проектов благоустройства, ознакомиться с протоколами и графиками их заседаний.


Постановлениями от 19 октября 2020 года № 1704 и от 19 октября 2020 года № 1705 Правительство Российской Федерации утвердило новый механизм развития инфраструктуры в регионах.

Регионы, активно развивающие инфраструктуру, получат право на списание долгов по бюджетным кредитам. Речь идет о создании или реконструкции объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов. За счет средств, которые высвобождаются при реструктуризации долга, также можно подготовить документацию или подключить сооружения к инженерным сетям. Согласно постановлению, объем снижения задолженности увязывается с суммой налогов, которые поступят в федеральный бюджет от реализации инвестпроекта.

Параллельно утверждены правила отбора новых инвестиционных проектов. В документе, в частности, закреплена их отраслевая принадлежность: сельское хозяйство, туризм, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа), жилищное и дорожное строительство.

Уточняется, что обращения о списании долга от глав регионов будет принимать Минфин, а сводный перечень инвестиционных инициатив рассмотрит президиум Правительственной комиссии по региональному развитию.

Утвержденные документы окажут комплексное влияние на инвестклимат в регионах: помогут бизнесу в реализации важных инвестиционных решений, ускорят создание новой инфраструктуры и снизят долговую нагрузку на региональные бюджеты.


Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1816 устанавливает на федеральном уровне перечень случаев, при которых при строительстве или реконструкции объектов не требуется получать разрешение на строительство и разрабатывать документацию по планировке территории, а также виды объектов, которые можно размещать без предоставления земельных участков.

Такие случаи гармонизированы путем приведения единообразию наименования объектов, размещение которых не требует как подготовки документации по планировке территории, так и получения разрешения на строительство.

К таким объектам на федеральном уровне отнесены:

  • линии связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;
  • линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
  • тепловые сети, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
  • водопроводы и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
  • линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм;
  • линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальные объектами, и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляется за пределами границ населенных пунктов;
  • отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее чем 250 метров, а также солнечные батареи;
  • автомобильные дороги IV и V категории;
  • объекты капитального строительства, являющихся элементами обустройства и (или) защитными сооружениями автомобильных дорог, расположенными в полосе отвода автомобильных дорог;
  • местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений;
  • пешеходные улицы и площади городов;
  • парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

Постановление вносит значительные изменения не только в законодательство о градостроительной деятельности, но и в земельное законодательство.

Площадки для размещения строительных грузов и строительной техники, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки, офисы продаж), отнесены к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № 2122 «О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» утверждены следующие расчетные показатели, подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчетными показателями, указанными в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;
  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;
  • минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.

Документ вступает в силу с 29.12.2020 года.


Распоряжения Правительства Российской Федерации


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 года № 19-р утверждены изменения, которые вносятся в план мероприятий «Трансформация делового климата».

Всего в план включены 71 новое мероприятие и четыре дополнительных направления: «развитие предпринимательства в сфере туризма», «защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности», «экология» и «предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства». По новым направлениям утверждены руководители экспертных групп.

Планом уточняются ключевые показатели эффективности, направленные в том числе на обеспечение достижения Россией к 2024 году 20-го места в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка.

Так, раздел II «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» дополнен рядом пунктов, в том числе по подготовке концепции проекта федерального закона, направленного на совершенствование действующей системы управления развитием территорий.

В целях усиления работы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности подписано постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 16 марта 2020 года «О совершенствовании механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата"», которое утверждает новые Правила подготовки и исполнения планов мероприятий («дорожных карт») реализации механизма ТДК.

Данным постановлением единый план мероприятий заменен на отдельные «дорожные карты» «Трансформации делового климата» по приоритетным направлениям деятельности.

Постановлением утверждаются новые Правила подготовки и исполнения планов мероприятий («дорожных карт») реализации механизма ТДК, ужесточается контроль за реализацией мероприятий.

Приоритетные направления (сферы регулирования), по которым разрабатываются и утверждаются планы, определяются Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции по представлению Министерства экономического развития Российской Федерации.

Для каждого приоритетного направления будет определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку плана, а также за координацию действий ответственных исполнителей и соисполнителей мероприятий планов по достижению ожидаемых результатов (далее – координатор).

Координатор осуществляет формирование проекта плана на основании предложений экспертной группы, возглавляемой представителем предпринимательского сообщества и состоящей из представителей федеральных министерств и ведомств, научных, общественных и иных организаций; обеспечивает подготовку и внесение в Правительство РФ распоряжения об утверждении плана.

В структуру управления механизмом ТДК включаются курирующие заместители Председателя Правительства Российской Федерации, которые будут снимать разногласия при подготовке новых инициатив в дорожные карты ТДК и проводить с ведомствами оперативные совещания по исполнению мероприятий в рамках механизма.

Ход реализации мероприятий ТДК будет на постоянной основе рассматриваться Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, а также 2 раза в год на заседаниях Правительства.

При исполнении 80 процентов мероприятий планы подлежат обновлению по решению президиума Правительственной комиссии.

Координацию мониторинга правоприменения отдельных актов, принятых во исполнение планов, обеспечивает Министерство экономического развития РФ.

Контроль за соблюдением сроков реализации планов осуществляет структурное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которого относятся вопросы организации контроля за исполнением актов и поручений Правительства РФ.


Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года.

В Стратегии до 2035 года учтены опыт и результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р (признано утратившим силу).

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений следующих программных документов:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
  • Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
  • Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216.

Основные положения Стратегии детализируются в стратегиях, генеральных схемах развития и других документах стратегического и перспективного планирования в сфере энергетики.

Период реализации Энергетической стратегии Российской Федерации с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на 2 этапа (I этап – до 2024 года, II этап – 2025-2035 годы). В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров выбран 2018 год (базовый год).

В результате реализации Стратегии будет обеспечено устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию организаций топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики. При этом отрасли топливно-энергетического комплекса внесут существенный вклад в снижение энергоемкости экономики, в том числе за счет уменьшения удельных расходов топлива на выработку электрической энергии и расходов энергии на собственные нужды отраслей топливно-энергетического комплекса, особенно в электроэнергетике и газовой отрасли.

Функции и полномочия координатора работ по реализации и мониторингу реализации Энергетической стратегии Российской Федерации возлагаются на Министерство энергетики Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Энергетической стратегия Российской Федерации на период до 2035 года при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования (к которым в том числе относятся стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации).


Письма-разъяснения ведомств


В письме Минэнерго России от 15.04.2020 № МЮ-4343/09 изложены рекомендации по разработке и актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований. Отмечается, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 Требования к схемам теплоснабжения не содержат информации по обеспечению экологической безопасности теплоснабжения, однако сложившаяся экологическая ситуация в ряде поселений, городских округов приводит к социальной напряженности, связанной со справедливым желанием потребителей тепловой энергии, в том числе населения, к проживанию в благоприятной окружающей среде.

С учетом изложенного Минэнерго России рекомендует органам местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченным органам исполнительной власти городов федерального значения при заключении контрактов на разработку и актуализацию схем теплоснабжения соответствующих муниципальных образований включать разработку следующих разделов и глав:

  • раздел «Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения» схемы теплоснабжения;
  • дополнительную часть «Экологическая безопасность теплоснабжения» в главу 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения» обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения;
  • дополнительную главу «Оценка экологической безопасности теплоснабжения» обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения;
  • информацию о суммарном объеме потребляемого топлива в поселении в натуральном и условном выражении с выделением газа, угля и мазута с разбивкой на каждых год действия схемы теплоснабжения.

Органам местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченным органам исполнительной власти городов федерального значения рекомендовано производить оценку выполнения вышеперечисленных требований при рассмотрении и утверждении проектов схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения).


В письме Минэкономразвития России от 23.04.2020 № Д27и-12703 даны разъяснения относительно возможности проведения процедуры общественных обсуждений с использованием сети «Интернет».

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено обязательное проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, градостроительного зонирования и по планировке территории, порядок организации и проведения которых, включая конкретную форму обсуждения вопросов градостроительной деятельности, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Из-за распространения коронавирусной инфекции на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрены различные комплексы ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая приостановку деятельности отдельных организаций, а также ограничение проведения публичных и массовых мероприятий с очным присутствием граждан. В связи с чем проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по указанным выше проектам в соответствии с ранее заключенными государственными и муниципальными контрактами решениями органов местного самоуправления, продолжающих функционирование своей деятельности согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239, переносится на более поздний срок.

Во избежание возможных негативных последствий таких решений Национальная гильдия градостроителей предложила рассмотреть возможность проведения общественных обсуждений в электронном формате в сроки, предусмотренные ранее заключенными контрактами, без их переносов.

Учитывая важность обозначенного вопроса и его актуальность для территории всей страны, Минэкономразвития России подготовило и направило в адрес Гильдии письмо, в котором еще раз подтвердило, что процедура проведения общественных обсуждений, включая сбор предложений и замечаний заинтересованных лиц (согласно положениям статьи 5.1 ГрК РФ), может быть обеспечена с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления и (или) государственной или муниципальной информационной системы, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием сети «Интернет», либо регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, Минэкономразвития подчеркнуло возможность и законность проведения общественных обсуждений в отношении проектов в области градостроительной деятельности с использованием информационных ресурсов сети «Интернет».


В письме Минэкономразвития России от 03.08.2020 № Д27и-24755 изложена позиция министерства как главного регулятора градостроительной деятельности и оператора Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, какие требования должны применяться в отношении проектов документов территориального планирования муниципальных округов до окончания переходного периода (до 1 января 2025 года), установленного Федеральным законом № 87-ФЗ.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен новый вид муниципального образования – муниципальный округ. К вопросам местного значения муниципального округа отнесены утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального округа.

Данные изменения законодательства вступили в силу с 01 мая 2019 года.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются законодательством о градостроительной деятельности. Действующая редакция Градостроительного кодекса РФ не предусматривает для муниципальных округов соответствующего типа документов территориального планирования, равно как не содержит требований к содержанию генерального плана муниципального округа, нормативов градостроительного проектирования муниципального округа, а также требований к правилам землепользования и застройки муниципального округа.

В настоящее время процесс по созданию муниципальных округов происходит в различных субъектах Российской Федерации. В отсутствие правового регулирования подготовки проектов генеральных планов муниципальных округов у разработчиков и заказчиков таких проектов возникают сложности не только при их разработке, но и при размещении подготавливаемых проектов генеральных планов в ФГИС ТП для целей их согласования и последующего утверждения.

В связи с этим Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что совместно с Минюстом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти идет работа по обеспечению приведения в соответствие норм законодательства и положений ФЗ № 87-ФЗ. В рамках указанной работы будут определены состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных округов. До этого времени в отношении проектов документов территориального планирования муниципальных округов должны применяться требования, установленные градостроительным законодательством для городских округов, до внесения в кодекс соответствующих изменений.



Законопроекты


Минэкономразвития подготовило пакет законопроектов, направленных на правовое регулирование развития городских агломераций и совершенствование правовых механизмов межмуниципального сотрудничества. В составе пакета – проект федерального закона «О городских агломерациях» и два законопроекта, которые корректируют смежные законы и вносят изменения в Гражданский кодекс РФ в связи с развитием межмуниципального сотрудничества в агломерациях.

Проект базового закона направлен на создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций. Закрепляется понятие городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием.

Городской агломерацией предлагается считать территорию городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенную с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

В критерии формирования городских агломераций предлагается включить требования по составу территории, численности, плотности населения и транспортной доступности до административного центра городской агломерации.

Так, центром городской агломерации будет являться городской округ с численностью населения не менее средней численности населения, проживающего в городах по соответствующему региону. Средняя плотность населения агломерации, за исключением ‎ее административного центра, должны составлять не менее средней плотности населения по региону. Транспортная доступность до административного центра агломерации и обратно – в течение рабочего дня.

Предусмотренная законопроектом модель управления городскими агломерациями основана на создании механизмов межмуниципального сотрудничества с закреплением координирующей роли регионов и полномочий Российской Федерации по оказанию государственной поддержки развитию городских агломераций.

Система управления развитием агломераций предусматривает заключение межмуниципального соглашения о совместном решении ряда вопросов местного значения. Предполагается создание координационного совета по развитию городской агломерации, учреждение межмуниципальных хозяйственных организаций, закрепление полномочий региона по координации планирования развития городских агломераций.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития городских агломераций будет разрабатываться и утверждаться комплексный план развития городской агломерации.

В целях повышения гибкости планирования инфраструктурных проектов, реализуемых в пределах городской агломерации, законопроектом закрепляется право субъекта РФ своим законом устанавливать необходимость разработки схемы территориального планирования части территории субъекта РФ применительно к территории городской агломерации.

Учитывая случаи концентрации урбанизированных территорий ‎на границе между субъектами РФ, законопроектом предусматривается возможность образования городских агломераций ‎из территорий муниципальных образований, расположенных в разных (граничащих между собой) субъектах РФ.

Сопутствующие законопроекты конкретизируют положения о порядке и содержании межмуниципальных соглашений, а также предусматривают особенности учреждения и управления деятельностью межмуниципальных хозяйственных организаций.

Проект федерального закона «О городских агломерациях» размещен на портале проектов нормативно-правовых актов.


Проект федерального закона № 993592-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о порядке уточнения в документах территориального планирования)» размещен в системе обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество», рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект разработан с целью урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике, при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Законопроектом предлагается статью 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218) дополнить положениями, устанавливающими, что наличие пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого линейным объектом) или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.

Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Орган регистрации прав уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами Российской Федерации, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого земельного участка. При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета.

Согласно действующей редакции статьи 34 Закона № 218 Росреестр вправе самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН при условии, что 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50% площади земельного участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов, территориальных зон, находится в границах или за границами населенных пунктов, территориальных зон, с одновременным изменением границ населенных пунктов, территориальных зон, в том числе если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие части границ.

Законопроектом также уточняются требования к межевому плану. Предлагается осуществлять уточнение границ земельного участка, в том числе с целью устранения реестровой ошибки (включая пересечения границ земельных участков между собой), без учета сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон, внесенных в ЕГРН. Вводится определение понятия «пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка».

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на введение возможности установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также подготовки графического описания местоположения таких границ независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, территориальной зоны, с границами другого земельного участка.

Внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в части приведения карт границ населенных пунктов, территориальных зон в соответствие со сведениями о таких границах, содержащимися в ЕГРН, осуществляется в упрощенном порядке, без проведения обязательных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Согласно пояснительной записке принятие законопроекта позволит устранить препятствия для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности и гармонизации сферы земельно-имущественных отношений.