В рамках XII Международного IT-Форума c участием стран БРИКС и ШОС 16 июня 2021 года Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации при участии Национальной гильдии градостроителей провел выездное заседание на тему «Управление развитием территории регионов и городов».
В заседании в смешанном формате приняли участие представители федеральных органов власти, руководители и специалисты региональных и муниципальных структурных подразделений, уполномоченные в сфере пространственного развития, градостроительства, экономики, недвижимости и информационных технологий, члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, представители региональных ТПП РФ и экспертно-профессионального сообщества.
На заседании были рассмотрены вопросы комплексной цифровизации существующей системы управления развитием территорий путем внедрения цифровых информационных моделей и применения инновационных цифровых технологий.
Открыл мероприятие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Александрович Каньшин. Поприветствовав участников заседания, отметил, что мы живем в уникальное время – в эпоху радикальных технологических изменений, глобальных коммуникаций, непрерывных трансформаций и всеобщей информатизации и цифровизации всех сфер жизни. С одной стороны, прогресс бросает нам вызовы, с другой стороны, дает новые возможности.
«На сегодняшней площадке мы продолжаем обсуждать и развивать одну из актуальнейших на сегодняшний день тем, напрямую затрагивающую вопросы территориальной целостности государства, промышленной, стратегической безопасности страны, социальной сферы и нашего будущего в целом, а именно – «Управление развитием территории регионов и городов», – констатировал спикер.
По мнению А.А. Каньшина, важнейшим условием и движущей силой развития экономики является предпринимательская инициатива. Для успешной деятельности бизнес-сообщества нам необходимо иметь возможность планировать хотя бы в среднесрочной перспективе, главным условием для этого является знание о состоянии инфраструктурного развития.
Нам нужна надежная, открытая, понятная система планирования, чтобы каждый из предпринимателей мог в любое время узнать, где будет построена транспортная магистраль, как будет обеспечено техническое подключение к источникам энергообеспечения и многое другое.
Ответы на все эти вопросы должны дать цифровые модели управления развитием территории регионов и городов, призванные стать мощным и прогрессивным инструментом эффективного планирования и регулирования, работающим на повышение инвестиционной привлекательности территорий и обеспечивающим их прорывное развитие.
Существующая система управления развитием территорий требует комплексной цифровизации, которая возможна посредством внедрения цифровых информационных моделей управления развитием территорий и применения инновационных цифровых технологий.
А.А. Каньшин отметил ключевую роль в этом процессе координации общественных сил и ведомств, в том числе Минэкономразвития, Минстроя, Росреестра, АСИ, ТПП, высказал уверенность, что общими усилиями с помощью экспертов, практиков и регуляторов будут выработаны основные принципы эффективного управления развитием российских территорий для пилотной апробации и возможного тиражирования.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, член Совета НП «Национальная гильдия градостроителей», руководитель Института территориального планирования «Град» Анна Николаевна Береговских отметила, что работа выездного заседания будет строиться с опорой и во взаимосвязи с Концепцией проекта федерального закона, направленного на совершенствование действующей системы управления развитием территорий, подготовленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках плана мероприятий «Трансформация делового климата».
Тезисно ознакомила участников с основными положениями документа, рассказала, что Концепция содержит перечень выявленных проблем в сферах стратегического и территориального планирования, формирования комфортной среды, градостроительного зонирования, планировки территорий, нормативного регулирования, информационного обеспечения градостроительной деятельности, межуровневого и межведомственного взаимодействия, применения цифровых технологий, кадрового обеспечения, а также предложения по организации системы мер, направленных на совершенствование действующей системы управления развитием территорий в Российской Федерации.
Основная идея Концепции – обеспечение целостности стратегического, бюджетного и территориального планирования развития территорий, а также согласованности и эффективности реализации запланированных мероприятий на всех уровнях государственного и муниципального управления с учетом и во взаимной увязке с программами инфраструктурного и инвестиционного развития, в том числе жилищного строительства и формирования комфортной городской среды за счет совершенствования методов планирования, создания актуальных данных и применения инновационных цифровых технологий.
Реализация идеи имеет стратегическое значение, носит межведомственный характер и требует внесения изменений в законодательство, регулирующее отношения в сфере градостроительной деятельности, а также земельные отношения.
Спикер отметила, что в советское время в стране был единый орган управления, который сам ставил себе задачи и сам их реализовывал, применение цифровых технологий не требовалось, сегодня мы живем в совершенно другую эпоху – находимся в ситуации рыночной экономики и учимся управлять развитием территорий в совершенно новом для нас режиме.
Подчеркнула, что Комитет ведет серьезную экспертную работу, чтобы помочь федеральным регуляторам выработать положения, принципы, мероприятия, которые бы смогли улучшить государственное управление развитием территории, создать наилучшие условия для развития предпринимательства, которые в свою очередь помогут создать условия для улучшения качества жизни людей в регионах и городах. При этом в основе знаний о территории лежат данные Росреестра.
Далее слово для выступления было предоставлено заместителю руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Елене Валерьевне Мартыновой.
Спикер начала свой доклад с тезиса о том, что будущее всегда за человеком, а технологии и цифровизация – это всего лишь инструменты.
Отметила, что цифровые технологии развиваются колоссальными темпами. Цифровая трансформация – это не просто внедрение новых технологий, в первую очередь это глубокое преобразование продуктов и услуг, системная трансформация модели организации или ведомства, подразумевающая изменение процессов, сознания людей, переход на новый уровень выполнения всех операций.
Росреестр играет ключевую роль в обеспечении и функционировании сферы недвижимости в России. Возложенные на ведомство задачи по цифровой трансформации крайне важны, как важно и понимание, что все это должно делаться для людей.
«Цифровая трансформация требует от нас комплексных преобразований, поэтому мы применяем системный подход, работаем по всем направлениям сразу: меняем бизнес-процессы, внедряем, развиваем и разрабатываем информационные технологии, организовываем взаимодействие с потребителями услуг, обучаем наших сотрудников», – отметила Е.В. Мартынова.
По мнению спикера, качественный процесс трансформации не возможен без региональной команды, составляющей основу системы предоставления услуг и выполнения ведомственных функций.
«Росреестр является источником специфических и очень ценных данных, нам важно оставаться открытыми, доступными и понятными для потребителей всех уровней», – подытожила свое выступление Е.В. Мартынова.
Далее работу заседания продолжил доклад Юрия Викторовича Павленкова – члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, генерального директора НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг» на тему «Территория для людей или люди для территории? Территория – Пространство – Среда – Участники – Бенефициары».
По мнению спикера, с каждым годом по мере продвижения развития цифровых систем в стране нам приходится констатировать, что мы немного отстаем от потребностей рынка, от потребности такого продукта, как территориально-пространственное развитие регионов и страны в целом. Мы движемся по пути между развитием агломераций, укрупнением регионального развития и тенденциями, связанными с сохранением малых и средних городов страны.
Ю.В. Павленков обратился к участникам с вопросом, развитием чего мы сегодня управляем? Развитием территории – пространства – среды? Развитием социальных общин, социальных групп или самодостаточных индивидов? Развитием городского конгломерата из экономических акторов, профессиональных сообществ, научных и производственных кластеров, трудовых компетенций сотрудника или самозанятых граждан – территориально-пространственной экосистемы? Развитием технологической инфраструктуры, деловой среды? Или развитием потенциала человека и капитализацией общего будущего?
Заказчиком территориального развития и получателем выгод, с одной стороны, выступает государство (МСУ) как основной мажоритарный акционер, управляющий акционерным обществом, концентрирующий и распределяющий дивиденды. Учет мнений миноритариев – граждан и предпринимателей – номинален, системы «социального скрининга» примитивны и не отвечают потребностям публичного обсуждения и учета мнений при принятии решений. Традиционная вертикально-интегрированная форма и авторитарный стиль управления перестают работать. На смену приходит сетевое взаимодействие в распределенной социо-пространственной системе – так называемые «экосистемы».
Далее спикер озвучил основные признаки и характеристики сложной социо-пространственной системы, к которой относятся: переменное множество субъектов, их взаимосвязей, взаимовлияние; разнородность и неупорядоченность целей субъектов; наличие материальных и нематериальных структур; высокая динамичность изменений, влияние свойств отдельных компонентов на общее состояние системы; открытость; наличие противоречий между стремлением к детерминации и самоорганизации; восприимчивость к технологической и социальной сингулярности и т.д.
Процитировал Антона Вайно, отметив, что организация управления сверхсложной экономической системой требует новой методологии и новых принципов управления, одним из возможных параметров порядка, задающих динамику развития системы, является протокол, определяющий пропорции между пространством и временем как в узлах сети, так и связях между ними.
В заключении выступления Ю.В. Павленков сделал вывод, что динамично развивающийся мир демонстрирует устойчивый переход на формирование МИНД-структур территориально-пространственного развития с опорой не только на учет максимального числа мнений, но и решений местных сообществ, представленных всеми группами интересов. Указал на очевидную связь между организацией эффективного планирования и управления территориально-пространственным развитием на базе элементов интеллектуальной интеграции информационных систем, в основе которых лежит актуальная и достоверная информация об объектах недвижимости и региональной инфраструктуры. Организация постоянного наблюдения и объективная публичная оценка основных фондов в свою очередь формируют доверие местных сообществ к инициативам всех уровней и создают условия для эффективного упреждающего управления развитием.
Генеральный директор ООО «Джемс Девелопмент» Алексей Викторович Дударев начал свое выступление с предложения на площадке ТПП РФ или на площадке организуемой Минстроем России в сентябре этого года конференции в Сочи обсудить вопросы эффективности информационного взаимодействия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ и Росреестра, взаимодействия ГИСОГД и Росреестра.
Отметил ряд существующих на сегодня принципиальных проблем, требующих серьезного обсуждения и решения, в том числе наличие разных систем координат; качество данных ЕЭКО, отсутствие ее правового статуса; работу сервисов межведомственного взаимодействия.
Далее спикер поделился с присутствующими опытом создания и внедрения ГИСОГД в субъектах Российской Федерации. Отметил, что с 2019 года законодательство в части информационного обеспечения градостроительной деятельности претерпело значительные изменения, озвучив принципиальные из них.
Так, сегодня почти 100% регулирующих использование территории документов в цифровом виде должно быть внесено в ГИСОГД. Ведение ГИСОГД предусматривается исключительно в электронном виде с созданием значимых метаданных. Подразумевается информационное взаимодействие через СМЭВ в структурированном электронном виде с использованием машиночитаемых форм. Установлена административная ответственность за непредоставление сведений в ГИСОГД. Декларировано создание связанной геопространственной информации на основе сведений, документов и материалов ГИСОГД, но устоявшейся практики пока нет. Установлены ответственность по публикации данных ГИСОГД в сети Интернет в виде векторных карт, а также обязательный обмен данными с ЕГРН.
В своем выступлении спикер отметил опыт Тюменской области, которая является одним из продвинутых регионов не только с точки зрения технологий, но и информационного обеспечения, данных, которые размещены в системе. Это регион, который в своих городах создает комплексные связанные планы межевания, который пробует разрабатывать бесшовные документы территориального планирования городских округов и окружающих их муниципальных районов.
По мнению А.В. Дударева, ГИСОГД призвана решать аналитические задачи, на сегодня она является не только связующей системой, но и системой, где скапливаются данные, которые могут быть использованы для решения задач инфраструктурного развития городов и регионов. В этой системе есть сложные, нерешенные вопросы, которые необходимо обсуждать отдельно в расширенном формате, в том числе и на других площадках.
Продолжило работу выездного заседания знакомство с проектом по созданию Цифровой информационной модели управления развитием территории (ЦИМ УРТ) города Нижневартовска.
Заместитель главы города, директор департамента строительства Администрации города Нижневартовска Виктор Петрович Ситников отметил, что работа над проектом велась более двух лет, поставленные цели были достигнуты, а сейчас наступает этап сопровождения, вовлечения в пользование этой программой жителей, предпринимателей. Подчеркнул, что решение приступить к разработке ЦИМ УРТ Нижневартовска и последующее выполнение проекта – заслуга главы города В.В. Тихонова.
Об основных положениях проекта, используемых методах и технологических решениях рассказал руководитель департамента управления проектами Института территориального планирования «Град» Игорь Николаевич Дузенко, показав участникам специально созданный видеофильм.
Основная цель ЦИМ УРТ города Нижневартовска – обеспечение единства планирования и эффективного управления территорией с использованием достоверных сведений о состоянии и перспективах развития в любой момент времени, а также методов и технологий, обеспечивающих мониторинг, анализ и поддержку принятия решений.
Цифровая инфраструктура ЦИМ УРТ содержит сведения о современном состоянии и планируемом развитии территории, актуализируемые в соответствии с разработанными Техническими требованиями к информационным ресурсам, что обеспечивает качество и единообразие данных для беспрепятственного размещения и эффективного использования в муниципальной и государственных информационных системах.
При создании цифровой инфраструктуры ЦИМ УРТ Нижневартовска был актуализирован и сформирован банк данных о современном состоянии территории, разработаны концептуальные стратегические решения, подготовлены и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, на основе актуализированных данных подготовлены проекты внесения изменений во все виды градостроительной документации с обеспечением преемственности решений.
С учетом выявленных потребностей определен перечень и срок реализации всех планируемых инфраструктурных объектов, необходимых для развития города. Утверждены параметры, устанавливающие требования к застройке и качеству городской среды.
ЦИМ УРТ включает Муниципальную геоинформационную систему, Интерактивную карту, Портал ЦИМ УРТ и 3D-портал Нижневартовска, доступные в сети Интернет.
Новый портал ЦИМ УРТ позволяет инвесторам, застройщикам, предпринимателям и другим жителям города проверить возможность размещения запланированного объекта на выбранном земельном участке или подобрать участок, соответствующий необходимым параметрам, сформировать подробный отчет с определением зон обслуживания инфраструктурных объектов и ограничений застройки территории, а также сформировать инвестиционный паспорт на интересующий земельный участок или инвестиционную площадку.
На 3D-портале размещена реалистичная модель города, выполненная на основе актуальных ортофотопланов территории, а также градостроительная документация в формате 3D. Реализована возможность публикации моделей зданий и объектов благоустройства, встраивания объектов в 3D-модель города для общественного обсуждения и согласования проектных предложений.
Жители города могут ознакомиться с событиями и планируемыми на территории города проектами, а также принять участие в опросе и голосовании по предлагаемым проектным решениям, предложить и обсудить свой персональный проект.
С помощью дополнительных инструментов МГИС руководители подразделений Администрации будут обеспечены достоверной, актуальной информацией о существующем состоянии и планируемом развитии территорий города в удобной и доступной форме в виде информационных аналитических панелей (дашбордов), содержащих сведения о населении, жилищном фонде, обеспеченности территории объектами социальной и транспортной инфраструктур, инвестиционных площадках.
«За год работы Институт совместно с Администрацией смогли разработать, согласовать, провести через публичные слушания весь спектр градостроительной документации, которая необходима муниципалитету для устойчивого развития во времени», – подытожил свое выступление И.Н. Дузенко.
Доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии Андрей Михайлович Тарарин выступил с докладом «Цифровой двойник территории».
Спикер отметил существующие на сегодняшний день проблемы отсутствия полной и достоверной информации о земельных участках, иных объектах недвижимости, земельных ресурсах, наличия дублирования и несоответствий в их характеристиках в различных государственных земельно-информационных системах, не позволяющие обеспечить полноту и справедливость платы за землю и другие земельные ресурсы, их эффективное использование, а также способствующие затягиванию градостроительной подготовки территорий и высоким экономическим и коррупциогенным рискам и реализации инвестиционных проектов, что сдерживает улучшение инвестиционного климата и развитие регионов.
Показал хронологию развития государственных земельно-информационных систем с 1991 по 2021 гг., представил анализ требований к пространственным данным в сфере кадастра и градостроительства, рассказал о международных тенденциях развития земельно-кадастровых систем, которые говорят об интеграции и применении единых стандартов, чего не хватает в России.
Познакомил участников заседания с проектом «Цифровой двойник территории», целью которого является создание единого инструмента управления развитием территории по принципу формирования «цифрового двойника», интеграция процессов согласования и внесения изменений в документы развития территорий с целью исключения наличия противоречий между ними.
Суть проекта заключается в разработке единой системы требований к пространственным данным государственных земельно-информационных систем, а также системы требований и технологии создания Единой электронной картографической основы РФ как механизма интеграции пространственных данных государственных земельно-информационных систем; проведении полной инвентаризации земель в России, верификации и гармонизации сведений ГЗИС, создании цифровой платформы информационного обеспечения управления земельными ресурсами и развития территорий.
К основным эффектам от реализации проекта А.М. Тарарин отнес снижение затрат инвесторов до 100% на этапе принятия инвестиционного решения, сокращение трудозатрат органов исполнительной власти на межведомственное, межмуниципальное и иное согласование, сокращение бюджетных затрат на сбор данных для формирования планов развития территорий, сокращение сроков строительства, вовлечение дополнительных земельных участков в рыночный оборот, создание условий для развития малого бизнеса в сфере городских услуг, вовлечение граждан в управление территориями.
Руководитель ГК «ЭСТИ» Сергей Станиславович Варущенко представил доклад «Аксиома – отечественное решение для импортозамещения в сфере ГИС».
В своем выступлении спикер затронул вопросы интеллектуальной собственности в сфере разработок геоинформационных систем и программного обеспечения. Рассказал о Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, созданном в том числе для снятия претензий со стороны зарубежных партнеров. В реестр попадают программные продукты, рекомендованные для использования на территории России, при этом владельцем должно быть лицо без иностранного участия.
По мнению С.С. Варущенко, программное обеспечение обычно не разрабатывается одной компанией от начала и до конца. При разработке современного ПО всегда используется интеллектуальная собственность сторонних разработчиков. При этом у каждой библиотеки есть один или несколько правообладателей, или она может быть общественным достоянием, компоненты которой могут свободно использоваться без чьего-либо согласия или разрешения.
В заключении доклада спикер рассказал о возникающих вопросах и сложностях при использовании свободного программного обеспечения, кратко познакомил участников с особенностями отечественного решения – Аксиомой.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Сергеевич Козлов выступил с докладом «Цифровизация градостроительной отрасли: современное состояние и перспективы».
По мнению спикера, цифровизация отраслей строительства и ЖКХ носит прикладной характер и должна способствовать достижению национальных целей.
Так, показателями цели «Комфортная и безопасная среда» являются увеличение объемов жилищного строительства до 120 млн. кв. м.; прирост индекса качества городской среды в полтора раза. Ежегодно 5 млн. семей должны улучшать свои жилищные условия.
Показателями цели «Цифровая трансформация» являются: увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; достижение показателей цифровой зрелости в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.
Чтобы обеспечить достижение показателей национальных целей, разработан проект единого плана, который исполняют федеральные органы совместно с субъектами РФ. В сфере цифровизации строительства для реализации определены 4 базовых мероприятия:
– реализация суперсервиса «Цифровое строительство»;
– цифровизация стройнадзора;
– внедрение технологий информационного моделирования;
– развитие информационной системы жилищного строительства.
Заместитель министра отметил, что для выполнения этих мероприятий на федеральном уровне разрабатывается стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей, далее такие стратегии должны быть приняты в каждом субъекте РФ.
Основными проблемами в этой сфере, по мнению спикера, являются:
– отсутствие сводного реестра градостроительных документов субъектов РФ, что препятствует оперативной полной оценке состояния градостроительной отрасли и эффективному принятию управленческих решений при определении направлений градостроительной политики в России;
– недостаточное распространение цифровых сервисов для органов власти, физических и юридических лиц, ручной ввод статистических данных;
– отсутствие возможности проведения оценки эффективности использования территорий и объектов капитального строительства;
– отсутствие прослеживаемых данных по каждому ОКС;
– некачественное и несвоевременное исполнение этапов строительства;
– непроизводственные затраты за счет выхода на повторную экспертизу.
В стратегию цифровой трансформации предложен ряд мероприятий, в том числе:
– цифровизация управления строительством бюджетных объектов (автоматизация работы госзаказчика, цифровые вертикали экспертизы и стройнадзора), единый государственный реестр строительства и уникальный номер;
– сокращение количества обязательных процедур, «отказ от бумаги», электронные сервисы для физических и юридических лиц;
– адаптация образовательных программ по всем архитектурно-строительным специальностям высшего и среднего профессионального образования с учетом возможностей цифровых технологий, массовое обучение действующих работников отрасли;
– цифровые классификаторы и машиночитаемая нормативно-техническая документация как основа цифровой экосистемы управления жизненным циклом объекта капитального строительства;
– обеспечение доступности качественных цифровых государственных градостроительных данных (создание ГИСОГД РФ, интеграция с региональными ГИСОГД), связанных с информацией по возможностям присоединения к инженерным сетям;
– создание суперсервиса «Цифровое строительство, стройка в 1 клик»;
– содействие развитие сервисов по найму персонала, в том числе трудовых мигрантов.
Далее А.С. Козлов предложил рассмотреть 4 важнейших направления, на которых должны сконцентрироваться субъекты РФ:
– ГИСОГД субъекта РФ и все, что с ней может быть связано;
– автоматизация стройнадзора;
– единая цифровая вертикаль экспертизы;
– автоматизация государственных и муниципальных заказчиков в сфере строительства.
Озвучил ключевые проблемы создания ГИСОГД субъектов РФ:
– отсутствие достоверной и оперативной информации в сфере градостроительства от субъектов РФ;
– хранение градостроительных документов в бумажном виде;
– массовые услуги преимущественно оказываются в бумажном виде;
– 40% отказов при предоставлении;
– низкая доступность для граждан и бизнеса информации о строящихся объектах, градостроительных ограничениях и действующих нормативно-технических документах.
В заключении выступления заместитель министра отметил важность технологий информационного моделирования, предложил в резолюцию заседания внести рекомендацию субъектам РФ принять все усилия, чтобы выполнить нормы градостроительного кодекса и до конца года запустить ГИСОГД на всей территории России.
Аналитик ГК «Геоскан» Екатерина Андреевна Алексеева рассказала о перспективах применения трехмерного моделирования в отраслях экономики.
Трехмерное моделирование – это представление объекта, имеющего пространственные характеристики, в виде цифровой модели. Одним из способов визуализации данных является 3D-кадастр.
Согласно федеральному закону № 218 «О государственной регистрации недвижимости» ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме в двумерном виде, предполагающем отображение объектов в плоскостной форме с учетом площадей, длин и границ. При этом такие характеристики, как высота, объемы, особенности рельефа, отдельные объемные и высотные конструктивные решения зданий и сооружений не подлежат отображению в графике, будучи упомянутыми в виде описания.
По мнению спикера, одной из главных возможностей 3D-кадастра является многоцелевое использование поверхностных, надземных и подземных участков земли.
Особое место в регистрации 3D-объектов и прав занимают инженерные сети. Эти сети часто пересекают несколько земельных участков и таким образом имеют, кроме высоты или глубины, собственный трехмерный характер.
Фактические выражающиеся в трехмерном виде такие факторы, как экологические, шумовые различия, разная подверженность отдельным ЧС различных фрагментов зданий, а также параметры визуального и шумового загрязнения зданий на разных высотах не учитываются и не отображаются в кадастровой стоимости.
Далее Е.А. Алексеева озвучила факторы, обуславливающие переход на 3D-кадастр:
– рост стоимости недвижимости приводит к увеличению плотности застройки, появлению зданий и сооружений сложной структуры, с пересекающимися конструкциями;
– появление возможности учета различных факторов, действующих на объект недвижимости на разной высоте, требует точной фиксации в правовых документах;
– увеличение числа подземных объектов;
– переход на 3D-инструментарий в градостроительстве, строительном проектировании, ГИС, которые являются потребителями 3D-кадастровых документов;
– внедрение трехмерного подхода в других отраслях и развитие технологий, позволяющих собирать и обрабатывать данные для 3D-моделирования.
Отдельно спикер остановилась на вопросах использования цифровых экологических моделей, моделирования в сфере строительства, градостроительства, генеративного проектирования.
«Данные необходимо стандартизировать, стандартизировать их хранение, передачу и преобразование. Необходим государственный контроль над технологиями трехмерного моделирования», – озвучила свое мнение Е.А. Алексеева.
Менеджер по работе с ключевыми клиентами ООО «Полиматика» Алексей Сергеевич Бредихин рассказал о дашбордах для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Представил проект «Московский метрополитен», целью которого было оперативное предоставление информации по продажам билетов и пассажиропотоку по станциям и перегонам.
Основными требованиями к проекту были высокая скорость обработки больших объемов данных, широкий набор инструментов для визуализации, автоматическая агрегация данных каждый час.
Результатом проекта стали: интерактивная карта московского метрополитена с возможностью анализа динамики пассажиропотока в режиме реального времени, анализ динамики количества уникальных пассажиров, анализ динамики количества продаж, загрузки перегонов, прогнозирование загрузки и покупок.
«Дашборд – это только вершина айсберга. За красивыми картинками скрывается огромная аналитическая работа, где могут быть задействованы в том числе методы машинного обучения, например, для прогнозирования развития территории», – отметил А.С. Бредихин.
Далее спикер продемонстрировал платформу, которую предлагает ООО «Полиматика», состоящую из трех модулей: конструктор информационных панелей, интерактивная работа с большими данными, создание и управление моделями машинного обучения. Отметил, что представляемое решение является российской разработкой, входит в реестр российского ПО и в дорожную карту сквозных технологий, простое в освоении и поддержке, апробировано в проектах в разных отраслях. Тезисно рассказал о решениях, которые были использованы при выполнении проекта ЦИМ УРТ Нижневартовска.
Генеральный директор «RealEsMedia» Евгений Михайлович Дудин совместно с сотрудником компании Борисом Обиняковым в режиме реального времени показали возможности платформы для создания цифровой 3D-модели города.
На примере Перми продемонстрировали возможности визуализации как существующей части города, так и концепции застройки. Отметили, что визуализационная модель базируется на реальных картографических данных.
Показали интерактивную модель Южно-Сахалинска, которая была использована для публичного обсуждения концепций развития территорий. Жители могли посмотреть все этапы реновации города, в том числе своих домов.
«Таким образом, российская платформа может визуализировать огромное количество данных: и проектные решения, и существующее положение», – подытожил выступление Е.М. Дудин.
Генеральный директор ООО «ИнноГеоТех» Александр Рашидович Хасанов представил крупный отраслевой проект – «Цифровая модель Республики Татарстан», реализованный в рамках дорожной карты «Аэронет» Национальной технологической инициативы. В рамках проекта была создана облачная геоинформационная платформа – полностью импортозамещенное решение.
Докладчик рассказал, что на базе аэрофотосъемки, принадлежащей хозяйствующему субъекту, а также других пространственных данных была выполнена схема функционирования сервисов.
Целая палитра информационных сервисов, организованная на базе нейросетей, искусственного интеллекта, позволила распознать целый ряд классов объектов на пространственных материалах. Так, были созданы сервисы распознавания объектов капитального строительства, таких как объекты индивидуального жилищного строительства, многоквартирные дома, инфраструктурные объекты.
Участникам заседания на примере Цифровой модели Республики Татарстан был представлен типовой процесс, начинающийся от скачивания космической съемки до выделения объектов для распознавания.
По мнению спикера, съемка российских космических аппаратов должна активно применяться, особенно для решения задач государственного сектора; необходимо создание параметрической модели, которая позволяет не только визуализировать, но и заниматься процессами планировании и развития территорий.
Член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Елена Анатольевна Галиновская предложила, чтобы в итоговый документ были внесены темы, связанные с соотношением предлагаемых идей развития территорий с направлениями, государственными решениями в области стратегического планирования, в частности, с пространственным развитием.
Также попросила не забывать о таких решениях социально-экономического развития, как устойчивое развитие, которое составляет триединство окружающей среды, экономического развития и развития человеческого потенциала. Отметила, что для баланса соотношения в теме развития территорий было бы интересно обсудить развитие межселенных, в том числе сельских территорий.
Подводя итог выездному заседанию Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, А.А. Каньшин еще раз подчеркнул, что обсуждаемая тема управления развитием территории регионов и городов комплексная, глобальная, затрагивает все сферы жизни и безопасность страны, и ее обсуждение должно обязательно продолжиться и на других экспертных площадках, в том числе на площадке Росреестра.
По итогам мероприятия будет подготовлена резолюция, включающая основные выводы и предложения всех участников заседания.
Комментарии (0)